На радость модницам,
|
У.Г.Перкин (старший)
|
На пасхальные каникулы в апреле 1856 г. профессор Гофман отбыл в Германию, и Перкин получил полную свободу. Он задумал получить из анилина хинин. Перкин думал примерно так: формула анилина – С6Н7N, а хинина – C20Н24О2. Надо окислить анилин, отнять лишние атомы водорода, соединить молекулы и добавить недостающие атомы углерода. Простим ему это. Данное заблуждение сделало Перкина богатым. Кроме того, изменилась технология научного эксперимента.
Окисленный дихроматом калия анилин дал Перкину темный осадок, который поддался ершику и мыльной воде. Разозлившись, Перкин налил туда метиловый спирт. И о чудо! Спирт приобрел фиолетовый цвет – любимый цвет императрицы Евгении.
К чести Перкина, он сообразил, что совершил большое открытие. Он бросил колледж, запатентовал краситель под названием «мовеин» (от фр. mauve – мальва) и показал его красильщикам. Они тотчас одобрили краситель. На фоне такого успеха Уильям Генри сумел уговорить отца перепрофилировать строительную фирму в химическую фабрику по производству мовеина. К декабрю 1857 г. предприятие выдало первую продукцию. Перкин за год изобрел способ окраски хлопка анилином (с протравой танином), который служил целых 100 лет!
Он стал организатором и новатором в области новых технологий. На его примере промышленники убедились, на что способен научно-исследовательский отдел предприятия, даже если главе отдела 18 лет.
А.В.Гофман
|
Поэтому ведущие немецкие промышленники обратились к авторитетным химикам, в том числе и к Гофману. Он обогнал ученика. Это и неудивительно: Гофман был гроссмейстером в химии, а Перкин – талантливым дилетантом. Гофман, работая методично, научился получать все краски спектра. Он получил краситель «метиловый фиолетовый», который вытеснил «мовеин» Перкина.
За 10 лет Германия вытеснила с рынка английские красители. Немецкие капиталисты рассуждали здраво: «Ученые бедны, но из ничего производят отличные краски и другие ценные вещи. Давайте им заплатим миллион марок, а сами заработаем 100 миллионов». К 1914 г. Германия производила 90% анилиновых красителей.
В романе В.Пикуля «Честь имею» командир погранзаставы в 1906 г. дает напутствие молодому подпоручику: «Если контрабанда – немецкая оптика и анилиновые красители, пропускайте беспрепятственно!»
Доходы от продажи красок позволили Германии модернизировать другие отрасли химической промышленности. Химия стала локомотивом германской промышленности.
Прекрасный пример для России, в которой есть научные достижения, прекрасные ученые (пока есть?!), но нет капиталовложений в науку.