Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2007

НЕМНОГО ОБО ВСЕМ, ИЛИ ВСЕ О НЕМНОГОМ

На радость модницам,
а мужчинам в утешение

Из истории великих открытий

Лет 160–170 назад все состоятельные дамы и господа тоже одевались модно. Цветовая гамма одежды была не менее разнообразна, чем теперь. Люди победнее ходили в некрашеной одежде. Почему? В те далекие времена для крашения тканей применяли натуральные красители, а они довольно быстро выцветают на солнце. Кто не мог подкрасить или купить одежду, считался бедным.

Сущее наказание для мужчин началось в 1851 г. В моду вошли кринолиновые платья, которые требовали для пошива в 2–2,5 раза больше крашеной ткани. Законодателем моды того времени был Париж, а идеалом женской красоты считали императрицу Евгению. Ее любимыми цветами были пармские фиалки (символ бонапартистов).

Изящный вкус Евгении влетал в копеечку модницам всего света. Фиолетовый краситель из марены очень нестоек. Достаточно 3–4 ч пребывания на солнце, чтобы шелковые ленточки на дамских шляпках изменили свой цвет. Под действием ультрафиолета нежно-фиолетовый превращался в бледно-розовый. Это было целой трагедией для модниц и их мужей.

Положение мог спасти только дешевый и стойкий краситель. К удивлению крупнейших ученых-химиков того времени, его получили из анилина. Сам анилин бесцветен. Название этого вещества придумал петербургский химик Юлий Федорович Фрицше, получивший его перегонкой индиго в щелочной среде («анил» по-арабски и означает «индиго»).

Дешевый способ производства анилина открыл в 1842 г. Николай Николаевич Зинин, а в 1843-м немецкий химик-органик Август Вильгельм Гофман наблюдал красный цвет окисленного анилина. Но, как настоящий немец, профессор слишком ценил время, чтобы тратить его на подобные пустяки. Во время работы в лондонском Королевском химическом колледже он постоянно повторял Уильяму Генри Перкину, своему любимому ученику: «Надо сперва установить строение вещества и приступать к обдуманному синтезу, а не лезть напролом».

У.Г.Перкин (старший) (1838–1907)

У.Г.Перкин (старший)
(1838–1907)

На пасхальные каникулы в апреле 1856 г. профессор Гофман отбыл в Германию, и Перкин получил полную свободу. Он задумал получить из анилина хинин. Перкин думал примерно так: формула анилина – С6Н7N, а хинина – C20Н24О2. Надо окислить анилин, отнять лишние атомы водорода, соединить молекулы и добавить недостающие атомы углерода. Простим ему это. Данное заблуждение сделало Перкина богатым. Кроме того, изменилась технология научного эксперимента.

Окисленный дихроматом калия анилин дал Перкину темный осадок, который поддался ершику и мыльной воде. Разозлившись, Перкин налил туда метиловый спирт. И о чудо! Спирт приобрел фиолетовый цвет – любимый цвет императрицы Евгении.

К чести Перкина, он сообразил, что совершил большое открытие. Он бросил колледж, запатентовал краситель под названием «мовеин» (от фр. mauve – мальва) и показал его красильщикам. Они тотчас одобрили краситель. На фоне такого успеха Уильям Генри сумел уговорить отца перепрофилировать строительную фирму в химическую фабрику по производству мовеина. К декабрю 1857 г. предприятие выдало первую продукцию. Перкин за год изобрел способ окраски хлопка анилином (с протравой танином), который служил целых 100 лет!

Он стал организатором и новатором в области новых технологий. На его примере промышленники убедились, на что способен научно-исследовательский отдел предприятия, даже если главе отдела 18 лет.

А.В.Гофман (1818–1892)
А.В.Гофман
(1818–1892)

Поэтому ведущие немецкие промышленники обратились к авторитетным химикам, в том числе и к Гофману. Он обогнал ученика. Это и неудивительно: Гофман был гроссмейстером в химии, а Перкин – талантливым дилетантом. Гофман, работая методично, научился получать все краски спектра. Он получил краситель «метиловый фиолетовый», который вытеснил «мовеин» Перкина.

За 10 лет Германия вытеснила с рынка английские красители. Немецкие капиталисты рассуждали здраво: «Ученые бедны, но из ничего производят отличные краски и другие ценные вещи. Давайте им заплатим миллион марок, а сами заработаем 100 миллионов». К 1914 г. Германия производила 90% анилиновых красителей.

В романе В.Пикуля «Честь имею» командир погранзаставы в 1906 г. дает напутствие молодому подпоручику: «Если контрабанда – немецкая оптика и анилиновые красители, пропускайте беспрепятственно!»

Доходы от продажи красок позволили Германии модернизировать другие отрасли химической промышленности. Химия стала локомотивом германской промышленности.

Прекрасный пример для России, в которой есть научные достижения, прекрасные ученые (пока есть?!), но нет капиталовложений в науку.

Материал подготовили
В.А.ХАМИТОВ, учитель физики,
И.Э.САЛИХОВА, учитель физики
(пос. Октябрьский, Пермская обл.)