И.М. ХАРЧЕВА
Учебно-методическое пособие
по органической химии
10 класс
Продолжение. См. № 18, 19, 22/2006
Тема 5.
Природные источники углеводородов
Знать: состав и использование природного и
попутного нефтяного газов; состав и свойства
нефти; продукты, получаемые из нефти; способы
переработки нефти; применение продуктов
нефтепереработки; способы переработки каменного
угля; состав и использование продуктов
коксования.
Уметь: сравнивать состав природного и
попутного нефтяного газов; сравнивать состав и
свойства бензина, полученного прямой перегонкой,
каталитическим крекингом и термическим
крекингом; составлять уравнения реакций,
протекающих в ходе крекинга и риформинга.
Основные понятия: фракционная перегонка,
октановое число, пиролиз, каталитический и
термический крекинг, риформинг, коксование.
Алгоритм 5.1. Крекинг линейных алканов
Задание. Составить две схемы крекинга
линейного углеводорода н-октана н-С8Н18.
Решение
1. Крекинг – это расщепление длинных линейных
молекул алканов на более короткие (по углеродной
цепи) молекулы. Процесс протекает при 450–550 °С
в присутствии катализаторов либо без них. Как
правило, углеродная цепь разрывается примерно
посередине.
2. Из одной молекулы алкана получаются две
меньшие молекулы – алкана и алкена. Для алкана
н-С8Н18 составим две схемы
крекинга:
3. Уравнения реакций с записью структурных
формул веществ имеют вид:
н-С8Н18 н-С4Н10 + СН2=СНСН2СН3,
н-С8Н18 н-С5Н12 + СН2=СНСН3.
Алгоритм 5.2. Риформинг углеводородов
Задание. Составить схемы риформинга
н-гептана н-С7Н16 и
циклогексана цикло-С6Н12.
Решение
1. Риформинг, или ароматизация нефти, – это
химические реакции при пиролизе нефти, при
которых образуются углеводороды с бензольным
кольцом (арены).
2. Главные процессы при риформинге – циклизация
алканов в производные циклогексана (а) и
дегидрирование насыщенного цикла в бензольное
кольцо (б):
Контрольные вопросы
1. Каковы природные источники углеводородов?
2. Каков состав природного и попутного
нефтяного газов?
3. Области применения природного газа.
4. Какие продукты можно получить из
природного газа и попутного нефтяного газа?
Каково их применение?
5. Каков состав нефти?
6. Каковы способы промышленной
переработки нефти?
7. Назовите светлые нефтепродукты. Где
их используют?
8. В чем отличие термического и
каталитического крекинга по условиям реакции и
образующимся продуктам?
9. Что такое риформинг? С какой целью
его осуществляют?
10. Каков состав каменного угля?
11. Назовите фракции коксования.
12. Назовите продукты коксохимического
производства и их применение.
13. Охрана окружающей среды при
нефтепереработке.
Задания для самоконтроля
1. Составить две схемы крекинга н-гептана н-С7Н16
с образованием алканов и алкенов.
2. Написать схемы риформинга н-октана н-С8Н18,
при котором образуются арены – этилбензол и
1,2-диметилбензол (с отщеплением водорода).
Тема 6. Спирты и фенолы
Знать: функциональную группу спиртов; общую
формулу спиртов; классификацию спиртов; строение
предельных одноатомных спиртов; причины
возникновения водородной связи в спиртах и ее
влияние на физические свойства; виды изомерии и
номенклатуру спиртов; химические свойства
одноатомных и многоатомных спиртов, способы их
получения и применения; строение фенола;
классификацию фенолов; изомерию фенолов; отличие
фенолов от ароматических спиртов; химические
свойства, получение и применение фенола;
качественную реакцию на фенол.
Уметь: объяснять влияние водородной связи в
спиртах на их физические свойства; составлять
структурные формулы изомеров спиртов и называть
их; составлять уравнения реакций,
характеризующие химические свойства и получение
одноатомных, многоатомных, ароматических
спиртов и фенола; объяснять взаимное влияние
атомов в молекуле фенола и зависимость кислотных
свойств спиртов и фенола от строения.
Основные понятия: функциональная группа,
первичные, вторичные и третичные спирты,
водородная связь, диолы, триолы, эфиры простые и
сложные, этерификация, ароматические спирты,
поликонденсация.
Алгоритм 6.1. Изомерия и номенклатура
предельных одноатомных спиртов
Задание 1. Назвать по систематической
номенклатуре следующие соединения:
Решение
П р и м е р а).
1. Выделить самую длинную углеродную цепь и
пронумеровать ее с того конца, к которому ближе
расположена гидроксигруппа ОН:
2. Указать цифрой положение радикала (3-),
назвать радикал (метил),
назвать углеводород главной цепи с добавлением
суффикса «-ол» (бутанол),
отметить положение гидроксигруппы (-2),
записать полное название: 3-метилбутанол-2.
П р и м е р б).
1. Пронумеровать углеродную цепь от
гидроксигруппы:
2. Указать цифрой положение заместителя (2-),
назвать заместитель (хлор),
назвать спирт без заместителя (пропанол),
отметить положение гидроксигруппы (-1),
записать полное название: 2-хлорпропанол-1.
П р и м е р в).
1. Пронумеровать углеродную цепь с любой
стороны:
2. Назвать алкан, соответствующий углеродной
цепи (пентан),
написать суффиксы, отмечающие наличие в
соединении двух гидроксигрупп (диол),
указать положение гидроксигрупп (-2,4),
записать полное название: пентандиол-2,4.
П р и м е р г).
1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь
с того конца, к которому ближе гидроксигруппа:
2. Указать цифрами положение радикалов (2,5-),
отметить число и название радикалов (диметил),
назвать спирт главной цепи (гептанол),
указать положение гидроксигруппы (-3),
записать полное название: 2,5-диметилгептанол-3.
Задание 2. Составить формулы изомеров
для 2,3-диметилбутанола-2 и назвать эти
вещества.
Решение
1. Составить формулу исходного спирта по его
названию:
2. Составить формулу изомера положения
гидроксигруппы:
3. Составить формулы структурных изомеров:
4. Составить формулы изомеров другого класса –
эфиров. Предельные одноатомные спирты и простые
эфиры имеют одинаковый состав СnH2n+2O
и являются изомерами:C
Алгоритм 6.2. Химические свойства и
получение спиртов
Задание 1. Напиcать схему получения
изопропилового спирта из 1-хлорпропана и
уравнения реакций по схеме.
Решение
1. Составить схему превращений:
2. Составить уравнения реакций по схеме с
указанием условий течения и типов реакций.
1) Щелочной гидролиз:
2) Внутримолекулярная дегидратация:
3) Гидратация:
Задание 2. Сравнить кислотные свойства
этанола и фенола.
Решение
1. Записать формулы данных веществ:
2. Сходство кислотных свойств – взаимодействие
с щелочным металлом:
2С2Н5ОН + 2Na 2C2H5ONa + H2,
2С6Н5ОН + 2Na 2C6H5ONa + H2.
3. Отличие кислотных свойств – фенол ярче
проявляет кислотные свойства, он
взаимодействует не только с натрием, но и с
гидроксидом натрия:
С6Н5ОН + NaOH C6H5ONa + H2O.
Алгоритм 6.3. Решение расчетных задач
по теме «Спирты и фенолы»
Задача 1. Определить массу альдегида,
образовавшегося при окислении этанола (выход 75%
от теоретического), если известно, что при
взаимодействии такого же количества спирта с
металлическим натрием выделилось 5,6 л (н.у.)
водорода.
Решение
1. Записать условие задачи.
Дано:
V(H2) = 5,6 л,
(СН3СОН) = 75%.
Найти:
m(СН3СОН).
2. Написать уравнение реакции спирта с натрием и
найти количество вещества спирта (C2H5OH):
3. Написать уравнение реакции окисления этанола
и найти теоретическую массу альдегида mтеор:
mтеор = 22 г.
4. Найти практическую массу альдегида:
= mпракт/mтеор,
mпракт(СН3СНО) = 0,75•22 = 16,5
г.
Ответ. m(СН3СНО) = 16,5 г.
Задача 2. Смесь этилового и пропилового
спиртов массой 16,6 г обработали избытком натрия,
при этом выделилось 3,36 л (н.у.) водорода.
Определить массовые доли спиртов в смеси.
Решение
1. Записать условие задачи.
Дано:
смесь С2Н5ОН и С3Н7ОН,
m(смеси) = 16,6 г,
V(Н2)=3,36 л.
Найти:
(С2Н5ОН),
(С3Н7ОН).
2. Ввести обозначения:
m(С2Н5ОН) = х г,
m(C3H7OH) = y г.
Составить уравнения реакций:
и рассчитать объемы водорода V1 и V2:
V1 = 22,4х/(2•46),
V2 = 22,4y/(2•60).
3. Составить систему уравнений и решить ее:
4. Найти массовые доли спиртов в смеси:
(С2Н5ОН)
= 4,57/16,6 = 0,275, или 27,5%,
(С3Н7ОН)
= 72,5%.
Ответ. (С2Н5ОН)
= 27,5%, (С3Н7ОН)
= 72,5%.
Контрольные вопросы
1. Какие вещества называют спиртами?
2. Каковы общие формулы: а) предельных
одноатомных спиртов; б) многоатомных спиртов;
в) фенолов?
3. Приведите примеры различных
классификаций спиртов.
4. Какие виды изомерии характерны для: а)
предельных одноатомных спиртов; б) многоатомных
спиртов; в) фенолов?
5. Каков алгоритм составления названий
спиртов?
6. Какие виды химических связей есть в
спиртах?
7. Каковы причины возникновения водородной
связи в спиртах и каково ее влияние на физические
свойства спиртов?
8. Каковы химические свойства: а) предельных
одноатомных спиртов; б) многоатомных спиртов;
в) фенолов?
9. В чем сходство и отличие химических
свойств: а) одноатомных и многоатомных спиртов;
б) одноатомных спиртов и фенола; в) бензола и
фенола?
10. В чем сходство и отличие (по строению и
химическим свойствам) фенола и ароматических
спиртов?
11. Каковы качественные реакции на: а)
многоатомные спирты; б) фенолы?
12. Каковы способы получения: а) спиртов; б)
фенола?
13. Дайте определения, что такое: первичные
(вторичные, третичные) спирты, водородная связь,
реакция этерификации, реакция поликонденсации,
диолы (триолы), простые эфиры, сложные эфиры,
ароматические спирты.
Задания для самоконтроля
1. Составить структурные формулы третичных
спиртов, содержащих 7 углеродных атомов, и
назвать соединения.
2. Составить формулы изомерных двухатомных
фенолов, назвать вещества.
3. Составить уравнения реакций,
характеризующие двойственность свойств спирта:
СН2=СН–СН2ОН.
4. Как получить этанол из этана двумя
способами?
5. Как из бутанола-1 получить бутанол-2?
6. Какие углеводороды можно получить
внутримолекулярной дегидратацией спиртов:
а) 2-метилпропанола-2;
б) бутанола-2;
в) 2,3-диметилбутанола-2?
Составить уравнения реакций.
7. Какие одноатомные спирты нужно взять для
получения углеводородов:
а) бутена-2;
б) триметилэтилена;
в) 3-метилгексена-1?
Составить уравнения реакций.
8. Написать уравнения реакций, с помощью
которых можно осуществить превращения:
а) этен хлорэтан этанол этен этандиол 1,2-дихлорэтан этен;
б) этан хлорэтан этанол этилен этан хлорэтан пропан
2-бромпропан
пропанол-2 ацетон;
9. Из 18,4 г этанола получили 6 г простого
эфира. Найти выход продукта.
Ответ. 40,5%.
10. При взаимодействии 13,8 г этанола и 28 г
оксида меди(II) получили 9,24 г альдегида. Найти
выход продукта.
Ответ. 70%.
11. При дегидратации пропанола-2 получили
пропилен, который обесцветил бромную воду массой
200 г (массовая доля брома в бромной воде равна 3,2%).
Определить массу пропанола-2, взятого для
реакции.
Ответ. 2,4 г.
12. Какую массу бутадиена-1,3 можно получить
по способу Лебедева из 230 л спирта ( = 0,8 кг/л), если массовая доля
этанола в спирте равна 95%, а выход продукта
составляет 60%.
Ответ. 61,56 кг.
13. При нагревании 12 г предельного
одноатомного спирта с серной кислотой получен
алкен массой
6,3 г. Выход продукта составил 75%. Определить
формулу спирта. Сколько изомерных спиртов
соответствует этому составу?
Ответ. С3Н7ОН – пропанол,
2 изомера.
Продолжение следует |