Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2007

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

Еще раз об учебно-методическом комплекте
О.С.Габриеляна для 10 класса

Учебник выпуска 2005 г.
Учебник выпуска 2005 г.

Мы прочитали статью «Анализ учебно-методического комплекта О.С.Габриеляна в 10 классе», опубликованную в № 6 за 2005 г., и также решили высказать свое мнение по поводу использования в учебном процессе этого учебно-методического комплекта.

Учебник, по которому мы работаем с 2002 г., реализует авторский курс О.С.Габриеляна, построенный на основе концентрического подхода. Материал по органической химии в нем излагается с учетом того, что в 9-м классе учащиеся уже знакомились с органическими соединениями.

Особенность данного курса состоит в том, что в нем сохранен присущий отечественной средней школе высокий технический уровень. За счет логики построения курса от общего к частному достигается максимально развивающее обучение химии. Изучению отдельных классов органических соединений предшествует важнейший теоретический материал курса: теория строения органических соединений, валентные состояния атома углерода, классификация и номенклатура органических соединений, изомерия, типы и механизмы реакций в органической химии. Полученные в начале курса теоретические знания учащиеся затем закрепляют и развивают на материале химии классов органических соединений. Традиционно классы соединений рассматриваются в порядке усложнения – от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии, а в итоге выигрывают обе части курса: и фактическая, и теоретическая.

Особенно хочется подчеркнуть актуальность материала впервые представленной в отечественных школьных учебниках главы «Биологически активные соединения», в которой авторы знакомят учащихся с такими жизненно важными веществами, как витамины, ферменты, гормоны и лекарства. Глава написана очень интересно. В ней сделан акцент на острых социальных проблемах современного общества, например наркомании.

Приведенные в конце параграфов вопросы, задания и задачи обеспечивают дифференцированный подход к обучению, способствуют осознанному усвоению знаний, а также подготовке учащихся к поступлению в вузы. Мы согласны с мнением авторов статьи о том, что к расчетным задачам необходимо привести ответы. С удовлетворением отметим, что к переработанной версии учебника (вышла в свет в 2005 г.) это замечание не относится.

Очень нравится язык, которым написан учебник, – простой, доказательный, понятный. Приведены многочисленные интересные факты из истории органической химии.

Достоинством учебника можно считать четко реализованные цели интеграции знаний по предмету с биологией, медициной, валеологией и не только. Эта интеграция хорошо прослеживается также и с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, мировой художественной культурой, экологией и географией.

Замечание авторов критической статьи о том, что в учебнике приведены реакции, которые не имеют практического значения, не совсем состоятельно. Все способы получения органических соединений, в том числе и теоретического плана (например, синтез Вюрца), способствуют реализации идеи о генетической связи между классами органических соединений.

Авторы разделили учебник на две самостоятельные учебные книги: для базового и профильного уровней, которые вышли в издательстве «Дрофа» в 2005 г. В учебнике профильного уровня почти все замечания, приведенные в статье, авторами учтены.

Благодарим редакцию газеты «Химия» за конструктивную критику хорошего профильного курса, а авторов – за оперативное реагирование на эту критику.

Методическое объединение
учителей химии г. Рузы
и Рузского района Московской области
(всего 26 учителей)

Рейтинг@Mail.ru