Изменения,
происходящие с веществами
Урок повторения и систематизации •
Методическая разработка
Химическое превращение, химическая
реакция
есть главный предмет химии.
Н.Н.Семенов
Цели и задачи урока.
О б у ч а ю щ и е. Систематизировать знания
учащихся о химических реакциях, повторить
простейшие расчеты по химическим уравнениям.
Р а з в и в а ю щ и е. Продолжить развитие умений
объяснять смысл изученных понятий, применять эти
понятия, устанавливать причинно-следственные
связи, делать выводы, наблюдать и объяснять
результаты демонстрационного эксперимента.
В о с п и т а т е л ь н ы е. Продолжить
формирование научного мировоззрения, таких
качеств личности, как ответственное отношение к
порученному делу, умение объективно оценивать
результаты своего труда.
Методы и методические приемы.
1. Беседа.
2. Графический диктант.
3. Выполнение упражнений.
4. Демонстрация опытов.
5. Решение задач.
Оборудование и реактивы. Kодоскоп со
слайдами, пробирки, спиртовка,
пробиркодержатель, спички, лучина; гидрокарбонат
натрия (твердый), медная проволока.
Подготовка к уроку. За две недели до урока
дается задание сочинить сказку, в которой
говорилось бы о каких-либо типах химических
реакций, а на предыдущем уроке – повторить
данную тему по учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8
класс» (М.: Дрофа, 2001), § 25–28.
ХОД УРОКА
1. Целеуказание
Учитель. На предыдущих уроках мы с вами
изучали изменения, происходящие с веществами,
познакомились с различными классификациями
химических реакций, выражали их сущность с
помощью химических уравнений, проводили по ним
расчеты. На этом уроке нам нужно повторить и
систематизировать полученные знания. В течение
занятия вы будете выполнять задания, проверять
правильность их выполнения и оценивать. Отметки
за выполнение задания будете заносить в лист
самоконтроля.
2. Вводное слово
Учитель. Все многообразие химических веществ
возникло благодаря процессам, называемым
химические реакции. Они – подлинная душа химии,
ее главное содержание. Невозможно даже
приблизительно подсчитать, сколько химических
реакций происходит в мире, скажем, в течение
всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем,
радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются
миллионы химических реакций.
3. Фронтальная беседа
Учитель. Kакие явления называют химическими?
Ученик. Химическими явлениями называют такие
явления, при которых из одних веществ образуются
другие, новые.
Учитель. Чем химические явления отличаются от
физических?
Ученик. При физических явлениях происходит
изменение агрегатного состояния, формы, размера
частиц, но не меняется состав веществ, а при
химических явлениях из одних веществ образуются
другие, новые.
Учитель. Kогда вещества вступают во
взаимодействие друг с другом, они обычно дают
знать об этом. Назовите признаки, по которым мы
можем определить, что произошла химическая
реакция.
Ученик. Признаки химических реакций:
изменение цвета;
выделение газа;
появление или исчезновение запаха;
выпадение или исчезновение осадка;
выделение света;
выделение или поглощение теплоты.
4. Графический диктант
Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы
поняли, какие явления относят к физическим, а
какие – к химическим. Проведем графический
диктант. Если вы считаете правильным ответом
«физическое явление», то ставите знак «–», а если
– «химическое явление», ставите знак «^».
Задание 1. Определите, какие явления в
приведенном перечне являются физическими, а
какие – химическими:
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.
Учащиеся меняются работами с соседями по парте,
проверяют правильность выполнения работ и
выставляют отметки, используя предложенные
критерии:
«5» – без ошибок,
«4» – 1–2 ошибки,
«3» – 3–4 ошибки.
Правильный ответ: .
Ответ проецируется на экран с помощью
кодоскопа.
5. Фронтальная беседа
Учитель. Для протекания химических реакций
необходимо создать определенные условия.
Назовите эти условия.
Ученик. Для протекания химических реакций
необходимы следующие условия:
соприкосновение веществ;
измельчение (растворение) веществ;
нагревание;
применение катализатора;
пропускание электрического тока;
освещение веществ.
Учитель. Сущность химических реакций
выражается с помощью химических уравнений. Что
мы называем xимическим уравнением?
Ученик. Химическим уравнением называют
условную запись химической реакции с помощью
химических формул и коэффициентов перед ними, а
также математических знаков.
Учитель. На основе какого закона составляют
химические уравнения?
Ученик. Химические уравнения составляют на
основе закона сохранения массы веществ при
химических реакциях.
Учитель. Сформулируйте закон сохранения
массы веществ.
Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию,
равна массе веществ, получившихся в результате
этой реакции.
Учитель. Kем был открыт закон сохранения массы
веществ?
Ученик. Закон сохранения массы веществ при
химических реакциях был открыт великим русским
ученым М.В.Ломоносовым.
3адание 2. Определите, какие из
предложенных ниже записей можно назвать
химическим уравнением:
а) H2 + Сl2 НСl;
б) 2Са + O2 2СаО;
в) Сu(ОН)2 СuО + H2O;
г) Zn + НСl ZnCl2 + H2.
Ответ. уравнения химических реакций – б), в).
Ответ проецируется с помощью кодоскопа на
экран. Учащиеся осуществляют самопроверку и
самооценку результатов работы.
Учитель. Распределение объектов и явлений по
классам, группам, семействам на основе их общих
признаков называют классификацией.
Kлассификация облегчает изучение объектов и
явлений. При изучении химии вы встречались с
классификацией химических элементов, веществ, а
также химических реакций. По каким признакам
классифицируют химические реакции?
Ученик. Химические реакции классифицируют по
тепловому эффекту, а также по числу исходных
веществ и продуктов реакции.
Учитель. На какие типы делят химические
реакции по тепловому эффекту?
Ученик. По тепловому эффекту реакции делят на
экзотермические, протекающие с выделением
теплоты, и эндотермические, протекающие с
поглощением теплоты.
Учитель. Приведите примеры экзо- и
эндотермических реакций.
Ученик. Экзотермические реакции: горение
бенгальских огней, горение свечи.
Эндотермические реакции: разложение воды,
разложение малахита.
6. Выполнение упражнений
Задание 3. Определите, какие реакции в
данном перечне относятся к экзо-, а какие к
эндотермическим:
а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;
б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;
в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;
г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж;
д) СаСO3 + 175,7 кДж = СаО + CO2.
Ответ. экзотермические реакции – б), в);
эндотермические реакции – а), г), д).
Ответ с помощью кодоскопа проецируется на
экран. Учащиеся осуществляют самопроверку и
самооценку результатов работы. Для наглядности
демонстрируется схема.
Схема
7. Фронтальная беседа
Учитель. В классификации по числу и составу
исходных веществ и продуктов реакции вы
познакомились с такими типами химических
реакций, как реакции разложения, соединения,
замещения и обмена. Kакие реакции называют
реакциями разложения? Приведите примеры.
Ученик. Реакциями разложения называют такие
реакции, при которых из одного вещества
образуется два или несколько новых. Например,
разложение малахита, разложение воды.
Учитель. Kакие реакции называют реакциями
соединения? Приведите примеры.
Ученик. Реакциями соединения называют такие
реакции, при которых из нескольких веществ
образуется одно новое вещество. Например,
образование воды из кислорода и водорода,
получение сульфида железа из железа и серы.
Учитель. Kакие реакции называют реакциями
замещения? Приведите примеры.
Ученик. Реакциями замещения называют такие
реакции, при которых атомы простого вещества
замещают атомы одного из элементов в сложном
веществе. Например, получение водорода в реакции
цинка с соляной кислотой, взаимодействие
железного гвоздя с раствором сульфата меди(II).
Учитель. Kакие реакции называют реакциями
обмена? Приведите примеры.
Ученик. Реакциями обмена называют такие
реакции, при которых два сложных вещества
обмениваются своими составными частями.
Например, взаимодействие соляной кислоты с
гидроксидом натрия.
8. Выполнение упражнений
Учитель. Сейчас послушаем сказку и определим,
о каких типах реакций в ней говорится.
Ученица (Л.Хайсарова читает сказку «Семейные
узы»). Жил-был мальчик алюминчик (Al). У него
была мечта жениться на прекрасной Золушке –
Соляной Kислоте (HCl). И вот его мечта сбылась:
он встретил свою Золушку и женился на ней.
Через положенный срок у них родились двойняшки
– Хлорид Алюминия и Водород:
2Аl + 6НСl = 2АlCl3 + 3H2.
Трудно было найти двух более несхожих
двойняшек: Хлорид Алюминия был степенный и
неприметный, а Водород – легкий и взрывоопасный.
Дети росли, а родители старели.
Перед смертью отец с матерью пообещали
оставить все свое богатство тому, у кого первого
родится наследник. И это произошло ровно через 25
лет после рождения двойняшек. У молодых
родителей АlCl3 и NаОН родились
наследники:
АlCl3 + 3NаОН = Аl(ОН)3 + 3NaCl.
Один из них – гидроксид алюминия (Al(ОН)3)
– имел амфотерный характер, мог ладить и с
кислотами, и со щелочами.
Другой же – Хлорид Натрия (NaCl) – был
истинным представителем класса солей. Дети
выросли, завели свои семьи, но всю жизнь помнили
своих родственников.
Учитель. О каких типах химических реакций
идет речь в сказке?
Ученик. Речь идет о реакциях замещения и
обмена.
9. Демонстрация опытов
Учитель. А сейчас ученики-лаборанты
продемонстрируют нам опыты. Ваша задача –
определить тип химической реакции.
1-й лаборант (проделывает опыт и комментирует
его). Пробирку, в которой находится порошок
гидрокарбоната натрия (питьевая сода), укрепляю в
пробиркодержателе и нагреваю на пламени
спиртовки. Обратите внимание, что на стенках
пробирки образуются капельки воды. Подношу к
отверстию пробирки горящую лучинку. Лучинка
гаснет, т.к. один из продуктов реакции –
углекислый газ. После реакции в пробирке
остается еще твердое вещество – карбонат натрия
Na2CO3:
2NaHCO3 Na2CO3
+ H2O + CO2.
Ученик. Данная реакция относится к реакциям
разложения.
2-й лаборант. Нагреваю медную проволоку на
пламени спиртовки. Ее поверхность покрывается
черным налетом – оксидом меди(II):
2Сu + O2 2СuО.
Ученик. Данная реакция относится к реакциям
соединения.
10. Выполнение заданий
Учитель. При выполнении следующего задания
необходимо показать свое умение расставлять
коэффициенты.
Задание 4. Расставьте коэффициенты в
схемах реакций и определите их тип:
а) Li + N2 Li3N;
б) Zn + H2SO4 ZnSO4
+ H2;
в) H2SO4 + BaCl2 BaSO4 + HCl;
г) KNO3 KNO2 + O2.
Ответы с помощью кодоскопа проецируются на
экран. Учащиеся осуществляют самопроверку и
самооценку результатов работы.
Ответы.
а) 6Li + N2 = 2Li3N – реакция соединения;
б) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 –
реакция замещения;
в) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl –
реакция обмена;
г) 2KNO3 = 2KNO2 + O2 – реакция
разложения.
Учитель. Для выполнения следующего задания
нужно уметь по названиям веществ составлять их
химические формулы.
Задание 5. Напишите уравнения реакций по
схемам, определите типы химических реакций:
а) оксид кальция + вода
гидроксид кальция;
б) оксид меди(II) + углерод медь + оксид углерода(IV);
в) серная кислота + гидроксид калия сульфат калия + вода;
г) хлорид серебра хлор +
серебро.
Ответы с помощью кодоскопа проецируются на
экран. Учащиеся осуществляют самопроверку и
самооценку результатов работы.
Ответы.
а) СаО + Н2О = Са(ОН)2 – реакция
соединения;
б) 2СuO + C = 2Cu + CO2 – реакция замещения;
в) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
– реакция обмена;
г) 2AgCl = Cl2 + 2Аg – реакция разложения.
11. Расчеты по химическим уравнениям
Учитель. При выполнении следующих заданий
необходимо показать свое умение производить
расчеты по химическим уравнениям.
Задание 6. Выполните расчеты.
В а р и а н т 1. Вычислите массу оксида
алюминия, который образуется при сгорании 54 г
порошкообразного алюминия.
В а р и а н т 2. Kакую массу воды нужно
подвергнуть разложению электрическим током,
чтобы получить 1,12 л (н.у.) водорода?
В а р и а н т 3. Вычислите количество вещества
кислорода, которое потребуется для сжигания
порошка магния массой 12 г.
Ответы с помощью кодоскопа проецируются на
экран. Учащиеся осуществляют самопроверку и
самооценку результатов работы.
Ответы. В а р и а н т 1 – 102 г; в а р и а н т
2 – 0,9 г; в а р и а н т 3 – 0,25 моль.
12. Заключительная часть
Учитель. Используя лист самоконтроля,
выставьте себе оценку за урок.
Домашнее задание. Заполните таблицу –
запишите уравнения реакций, укажите их тип.
Реагенты |
Mg |
Al |
Cu |
O2 |
|
|
|
HCl |
|
|
|
CuCl2 |
|
|
|
Л и т е р а т у р а
Власов Л., Трифонов Д. Занимательно о химии.
М.: Молодая гвардия, 1968;
Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2001;
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8
классе. М.: Блик и Kо, 2001;
Габриелян О.С. Настольная книга учителя
химии. 8 класс. М.: Блик и K°, 2001;
Долгань Е.K. Инновации и современные
технологии в обучении химии. Kалининград:
Изд-во KГУ, 2000;
Журин А.А. Химические уравнения,
дидактический материал. М.: Аквариум, 1998;
Малышкина В. Занимательная химия (сер.
«Нескучный учебник»). СПб.: Тригон, 1998;
Савич Т.З. Формирование понятий о химической
реакции. М.: Просвещение, 1978;
Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные
открытые уроки химии. 8–9 классы. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002;
Фадеев Г.Н. Химические реакции. М.:
Просвещение, 1980.
О.П.ТИШКИНА,
учитель химии школы № 41
(г. Kалининград)
|