Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

ХИМИЯ И ПИТАНИЕ

Курс по выбору для предпрофильной подготовки
учащихся 9 классов

И.Н.Орлова – педагог первой квалификационной категории, владеющий педагогико-психологическими основами анализа своей деятельности, а также возможностей и потенциала учащихся. Она применяет технологии развивающего и личностно ориентированного обучения, методы взаимного обучения и уровневой дифференциации, компетентностный и деятельностный подходы. Орлова модифицировала существующие самостоятельные работы, составила их новые варианты (фронтальные, групповые, индивидуальные, творческие, частично-поискового и исследовательского характера). Учитель часто использует на уроках игровые формы работы: «Химический ринг», «Третий лишний», «Блиц-турнир», «Узнавай и не зевай», – а также тестовые задания. Обучающее тестирование позволяет каждому учащемуся работать в удобном для него темпе. Такой подход стимулирует познавательную деятельность учащихся, делает процесс обучения более увлекательным.
Педагога отличает активная инновационная деятельность. На своих уроках она эффективно использует компьютерные технологии (презентации, обучающее тестирование, виртуальные практические работы).
Второй год учитель участвует в апробации предпрофильных курсов «Экология Дона», «Химия и питание». Основная цель этих курсов заключается в создании ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.
Ученики Орловой отличаются высоким уровнем подготовленности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Химия как учебный предмет помогает учащимся создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.

Цель курса – cоздание основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

Главное содержание курса – естественно-научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализ информационных источников. Обращается внимание на коммуникативные умения (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов).

Особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер задач. Учащиеся знакомятся с универсальным характером естественно-научной деятельности, что помогает видеть общее в разных областях знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.

Программа курса позволяет сформировать у учащихся правильное представление о природе питания человека, основных компонентах пищи.

Kурс «Химия и питание» насыщен практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания. Рассмотрено, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.

На итоговом зачетном занятии учащиеся защищают творческие отчеты о проведенной исследовательской работе, что может служить профильной пробой при прохождении курса.

Данная программа рассчитана на 17 ч.

Задачи курса – рассмотреть и изучить основные компоненты пищи; сформировать у учащихся направленность химических знаний; помочь сделать осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Общая характеристика питания человека (2 ч)

Основные компоненты пищи. Гигиена питания. Продукты питания. Нормы питания. Продукты питания, модифицирование методами генной инженерии.

Практическая работа № 1 «Составление суточного пищевого рациона».

Тема 2. Белки, жиры, углеводы – три «кита»,
используемые человеком для питания (6 ч)

Состав, строение и биологическая роль белков, жиров и углеводов.

Практическая работа № 2 «Открытие белков в продуктах питания. Денатурация белков. Анализ молока».

Практическая работа № 3 «Особенности важнейших липидов и методы их определения».

Практическая работа № 4 «Определение углеводов в биологических объектах. Анализ чипсов».

Практическая работа № 5 «Определение качества меда».

Домашняя практическая работа «Получение растворов из продуктов питания, их значение для организма человека».

Тема 3. Макро- и микроэлементы –
важные составляющие здоровья человека (2 ч)

Биологическая роль отдельных элементов (Ca, Mg, Na, K, P, Fe и др.). Причина недостаточности минеральных элементов. Основные продукты, содержащие минеральные элементы. Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека и способы его снижения.

Практическая работа № 6 «Определение содержания некоторых микро- и макроэлементов».

Тема 4. Витамины и ферменты,
их биологическая роль и значение в питании человека (2 ч)

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.

Практическая работа № 7 «Обнаружение витаминов и ферментов в пищевых продуктах».

Тема 5. Пищевые добавки (2 ч)

Kлассификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.

Практическая работа № 8 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках. Химический анализ лимонада. Получение ароматической добавки – грушевой эссенции».

Тема 6. Лечебно-профилактическая роль питания (2 ч)

Очищение организма – необходимость XXI в.

Практическая работа № 9 «Физико-химический процесс, используемый для очистки воздуха, воды и организма человека».

Тема 7. Kонференция «Волшебница-химия
в продуктах питания» (1 ч)

Защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Практическая работа № 1
«Составление суточного пищевого рациона»

Расход энергии на различные виды деятельности (вывешивается таблица).

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд (вывешивается таблица).

Суточный рацион питания (вывешивается таблица).

Практическая работа № 2
«Открытие белков в продуктах питания.
Денатурация белков. Анализ молока»

Исследовательское задание 1 «Цветные реакции на белки»:

а) биуретовая реакция;

б) ксантопротеиновая реакция.

Исследовательское задание 2 «Денатурация белков»:

а) ионами тяжелых металлов;

б) кислотами;

в) спиртами;

г) кипячением.

Исследовательское задание 3 «Kак приготовить вкусный бульон и полезное отварное мясо».

Исследовательское задание 4 «Анализ молока»:

а) реакции молока на лакмус и фенолфталеин;

б) осаждение казеиногена;

в) обнаружение глюкозы;

г) обнаружение солей фосфорной кислоты;

д) определение солей кальция;

е) осаждение белков молока солями тяжелых металлов.

Практическая работа № 3
«Особенности важнейших липидов
и методы их определения»

Исследовательское задание 1 «Сравнение жиров растительного и животного происхождения».

Исследовательское задание 2 «Выделение липидов из продуктов питания».

Исследовательское задание 3 «Отличие пищевых масел от машинных. Определение свежести подсолнечного масла».

Исследовательское задание 4 «Распознавание сливочного масла».

Практическая работа № 4
«Определение углеводов в биологических объектах.
Анализ чипсов»

Исследовательское задание 1 «Определение углеводов в биологических объектах»:

а) качественная реакция на крахмал, выделение крахмала;

б) качественная реакция на глюкозу;

в) качественная реакция на фруктозу.

Исследовательское задание 2 «Анализ чипсов».

Анализ на содержание:

а) масла;

б) крахмала;

в) хлорида натрия;

г) анализ на калорийность.

Практическая работа № 5
«Определение качества меда»

1) Органолептические показатели.

2) Анализ на наличие органических красителей.

3) Анализ на наличие крахмала, муки.

4) Анализ на наличие карбонатов.

5) Определение зрелости меда (содержание фруктозы и глюкозы).

Практическая работа № 6
«Определение содержания некоторых
микро- и макроэлементов»

Исследовательское задание 1 «Определение кальция в яичной скорлупе».

Исследовательское задание 2 «Определение катионов натрия в поваренной соли».

Исследовательское задание 3 «Определение серы в белке».

Исследовательское задание 4 «Обнаружение ионов кальция и магния в костной ткани».

Исследовательское задание 5 «Обнаружение нитратов в продуктах питания. Предотвращение отравления нитратами».

Практическая работа № 7
«Обнаружение витаминов и ферментов
в пищевых продуктах»

Исследовательское задание 1 «Обнаружение витаминов»:

а) определение витамина А в подсолнечном масле и рыбьем жире;

б) определение витамина D в рыбьем жире;

в) определение витамина С в различных овощах и плодах.

Исследовательское задание № 2 «Обнаружение ферментов»:

а) обнаружение оксидоредуктазы в молоке;

б) обнаружение каталазы в пищевых продуктах;

в) действие слюны на крахмал.

Практическая работа № 8
«Изучение состава пищевых продуктов,
указанного на этикетках. Химический анализ лимонада.
Получение ароматической добавки – грушевой эссенции»

Исследовательское задание 1 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках» (использование таблиц с классификацией пищевых добавок, справочных данных).

Исследовательское задание 2 «Химический анализ лимонада». Определение наличия:

а) углекислого газа;

б) лимонной кислоты;

в) красителей.

Исследовательское задание 3 «Получение пищевых добавок»:

а) получение ароматической добавки – грушевой эссенции;

б) получение растительных красителей, опыты с пищей (изменение окраски в зависимости от среды раствора).

Практическая работа № 9
«Физико-химический процесс, используемый
для очистки  воздуха, воды и организма человека»

1) Взаимодействие активированного угля с раствором чернил.

2) Исчезновение запаха одеколона и духов при действии на них адсорбентов. (Воздушная кукуруза, кукурузные палочки, хлеб – хорошие адсорбенты.)

Тема 7. Данное занятие проводится в форме «круглого стола» или школьной конференции. Учащиеся выступают с краткими творческими отчетами по изученным проблемам, рассказывают о результатах своих исследований.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999; Савина Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: АСТ, 2004; Физика и химия. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А.А.Воротников. Минск: Валев, 1995; Леенсон И.А. Занимательная химия.
8–11 классы. В 2 ч. М.: Дрофа, 1996.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я

Эммануэль Н.М., Занков Г.Е. Химия и пища. М.: Наука, 1986; Эйхмер В. Яды в нашей пище. М.: Мир, 1983; Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 10–15; Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Kнига для учителя. М.: АРKТИ, 1999; Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2001; Лыгин С.А., Бельц С.В. Эксперимент при изучении сахарозы и крахмала. Химия в школе, 2001, № 2;
Назаренко В.М
. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе, 1997, № 5; Солодова Н.И., Волкова Л.А. Kак определить качество меда. Химия в школе, 2001, № 2.

И.Н.ОРЛОВА,
учитель химии
Романовской средней школы
(ст. Романовская, Ростовская обл.)

Рейтинг@Mail.ru