РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
Особенности реализации профилирования
в образовательных системах различного уровня
Постоянно изменяющиеся
социально-экономические условия
функционирования образовательной системы
государства требуют корректировки организации
образовательного процесса. В современных
условиях социума Российской Федерации учить
всех всему и обо всем практически невозможно
из-за огромного, постоянно увеличивающегося
массива научных и других знаний. Тем не менее
современный индивид не сможет нормально
функционировать без определенного запаса
естественно-научных и гуманитарных знаний.
Базисом освоения знаний является
психофизическая деятельность, определяемая
функционированием коры больших полушарий.
Известно, что у разных индивидов возможно
доминирование одного из полушарий над другим или
их равноценное взаимодействие, при этом степень
доминирования может быть разной. Эти особенности
психической деятельности отражаются на
способности индивида к восприятию, усвоению и
продуцированию новых знаний. Статистически
установлено, что индивиды с правополушарным
мышлением имеют большие способности к
реализации деятельности в области гуманитарных
наук (предметно-образное мышление), а индивиды с
левополушарным (рационально-логическое
мышление) лучше проявляют себя в области
естественно-научной или технологической
деятельности. При отсутствии доминирования (при
незначительном доминировании) полушарий успехи
в разных областях деятельности могут быть
равновеликими. В истории цивилизации известны
деятели, которые достигали высоких результатов
во всех сферах человеческой деятельности
(А.П.Бородин – выдающийся химик и композитор,
Леонардо да Винчи – гениальный художник, инженер
и т.д.).
Особенности психофизической деятельности
индивида делают необходимым реализацию
дифференциально-интегративного подхода в
организации учебно-воспитательного процесса в
образовательных системах любого типа и уровня.
Дифференциально-интегративный подход можно
осуществлять только на основании профильности
образования.
Профильность образования – это специфическая
форма организации образовательного процесса в
учреждениях, реализующих учебно-воспитательный
процесс любого типа и уровня. Профильность
основана на определенной парадигме,
детерминирующей содержательную и
процессуальную стороны образования.
Особенности парадигмы, обеспечивающей
профильность образования, зависят от уровня и
типа образовательного учреждения: для
общеобразовательной школы она будет одна, а для
учреждений профессионального образования –
другая. Парадигма профилирования в
общеобразовательной школе, с одной стороны,
должна базироваться на особенностях
психофизической деятельности, а с другой – на
особенностях профессиональной деятельности,
которую в будущем изберет конкретный индивид.
Первая сторона диктует необходимость выделения
минимум трех профилей: гуманитарного,
естественно-научного и универсального. В рамках
этих крупных профилей возможно выделение менее
крупных, отражающих особенности будущей
профессиональной деятельности. Так, в
гуманитарном субпрофиле можно выделить
искусствоведческий профиль, который
подразделяется на музыкальный, изобразительный
и другие. К гуманитарному субпрофилю тесно
примыкает педагогический профиль, связанный с
пропедевтической подготовкой будущих учителей
– преподавателей предметов гуманитарного цикла
(филологов, историков и т.д.). Естественно-научный
субпрофиль подразделяется на математический
(физико-математический), химический,
биолого-химический, медико-биологический,
технический и др. В рамках универсального
субпрофиля могут реализоваться перечисленные
ранее профили. Рассматривая профилирование в
общеобразовательной школе, необходимо отметить,
что всеобщая и тотальная профилизация
общеобразовательной школы принесет вред в двух
аспектах. Первый аспект состоит в том, что среди
обучаемых есть индивиды, психологические
особенности которых универсальны, а второй – в
невозможности организации профилирования в
небольших городах и сельских населенных пунктах.
Парадигма профильного предметного общего
образования в профессиональной школе любого
уровня (как вузовского, так и довузовского)
базируется на характере будущей
профессиональной деятельности выпускников этих
профессиональных образовательных учреждений:
училищ, колледжей и вузов.
Попытки профилирования химического
образования в системе российского образования
осуществлялись еще в 60–70-х гг. ХХ столетия на
всех уровнях образования. В общеобразовательной
школе появились школы и классы с углубленным
изучением химии. В вузах эта проблема решалась
через создание двухкомпонентного курса химии.
Первый компонент был инвариантен, общий для всех
вузов нехимического профиля. Второй компонент –
специальная часть, отражающая особенности
химического знания, необходимого для будущей
профессиональной деятельности. В сфере среднего
профессионального образования для разных
образовательных учреждений (медицинских,
химических) создавались свои программы и
учебники. В них учитывались особенности
химического образования в зависимости от уровня
необходимых знаний химии и специфики химических
соединений, важных для реализации будущей
практической деятельности. В учреждениях
начального (базового) профессионального
образования (в то время СПТУ) зачатки
профилирования выражались в профессиональной
направленности изучаемого материала. Однако
четкого понимания необходимости профильного
изучения предметов естественно-научного цикла, в
том числе химии, и их теоретического осмысления и
обоснования не было. Классы химического профиля
были призваны облегчить поступление
абитуриентов в химические вузы. Специальная
часть химии в вузах была лишь составной частью
химии, не более. Профессиональная направленность
осуществлялась бессистемно и формально, для ее
оптимальной реализации отсутствовали
объективные условия, т.к. содержание курса химии
было строго одинаковым и для
общеобразовательной школы, и для профтехучилищ.
На современном этапе развития образовательной
субсистемы российского образования во все ее
подсистемы последовательно внедряется
профильное обучение. Наибольшие трудности
возникают при профилировании
общеобразовательной школы, т.к. не разработаны ни
стратегия, ни тактика такого профилирования.
Кроме того, большую роль играют местные условия,
такие как численность учащихся и величина
населенного пункта. В крупных населенных пунктах
можно создавать профильные учебные заведения
или в крупных учебных заведениях организовать
профильные классы. В этом случае профилирование
осуществляют, исходя из особенностей
психофизической деятельности, а не из основ
будущей профессиональной деятельности.
Проблема
профилированного изучения предметов
естественно-научного цикла, в том числе и химии, в
профессиональных учреждениях различного уровня
существует давно. Для ее решения созданы
предпосылки, но для конкретных случаев
необходимы дополнительные усилия.
Профилированное изучение химии в
профессиональных образовательных учреждениях
основано на реализации аксиологического и
дифференциально-интегративного подходов,
базисом реализации которых является
дидактический принцип профильности изучения
предметов естественно-научного цикла,
сформулированный автором. Его основой являются
принципы практической значимости и
профессиональной направленности.
Практическая значимость в изучении курса химии
состоит в том, что при изучении любых разделов
этой науки необходимо показывать практическое
применение химических знаний в реальной
деятельности конкретного индивида, как на
бытовом, так и на профессиональном уровне,
используя широкий спектр его деятельности.
Изучая гидроксид натрия, необходимо показать,
что его применяют для получения мыла, как реактив
в лабораториях, в процессах обезжиривания
металлических поверхностей и т.д. Практическая
значимость химических соединений проявляется во
всех сферах деятельности человека, это
необходимая часть практического знания,
формирующая мотивацию познания химии.
|
В вузах рады абитуриентам
|
Принцип профессиональной
направленности проявляется только в сфере
реальной или будущей профессиональной
деятельности. Индивид познает систему
профессиональных знаний, т. к. без знаний он не
сможет компетентно осуществлять свою будущую
профессиональную деятельность, составляющую
основу большей части бытия. Это создает мощную
мотивацию для познания данной области знания. Из
общеобразовательной области знания обучаемый
активно познает только то, что тесно связано с
его будущей профессией, служит базой для его
формирующихся компетенций. Примером реализации
принципа профессиональной направленности
является изучение свойств конкретных соединений
в ракурсе их применения в той или иной сфере
производства. Известно, что знание основ химии
биоорганических веществ является важнейшей
составной частью профессиональной компетенции
поваров разных специальностей.
Особенностью применения принципов
практической значимости и профессиональной
направленности является отсутствие
необходимости специальной перестройки курса
химии, т.к. информацию о применении химических
соединений можно помещать в каждом разделе по
мере их изучения.
Принцип профильности в обучении химии
представляет собой специфическую форму
организации изучения химии. Это означает, что
химию изучают системно, согласно
соответствующей логике науки, но при
рассмотрении конкретных тем курса химии учебный
материал систематически увязывают с содержанием
будущей профессиональной деятельности.
При профилированном изучении химии используют
свои принципы, способы и механизмы (таблица).
Таблица
Схема реализации принципов
профильности
в учреждениях начального профессионального
образования
Принципы профилирования |
Способы
профилирования |
Механизмы профилирования |
1. Отраслевой.
2. Материаловедческий:
а) внутриотраслевой;
б) межотраслевой |
1. Линейные (системные и
систематические) профилированные курсы
(например, предмета химии).
2. Интегрированные курсы общеобразовательного
предмета с другими предметами
общеобразовательной или профессиональной
подготовки |
1. Тематическое профилирование.
2. Блочное профилирование.
3. Kомбинированное (блочно-тематическое
профилирование) |
Важнейшим принципом профильного
изучения химии в профессиональной школе
является отраслевой. Его сущность состоит в том,
что отбор содержания лимитируется особенностями
содержания профессионального обучения.
Выделяются вопросы, которые позволяют более
глубоко понять процессы, протекающие в
конкретном промышленно-производственном
комплексе. На эти проблемы обращается большое
внимание, а другие вопросы рассматриваются в
обобщенном виде или на концептуальном уровне.
Так, при изучении химии в образовательных
учреждениях строительного профиля значительное
внимание уделяется химии соединений кремния,
кальция и магния. Эти соединения составляют
основу вяжущих веществ, которые являются (наряду
с другими веществами) сырьем в производстве
строительных материалов. Для будущих
профессионалов в области сельского хозяйства
важны знания химии азота, фосфора, калия, т.к.
соединения этих элементов используются в
качестве удобрений.
При профильном обучении не меньшее значение
имеет материаловедческий принцип, согласно
которому свойства веществ рассматриваются в
ракурсе их применения в профессиональной
деятельности конкретного специалиста. Так,
профессионалам-строителям приходится работать с
различными материалами: бетонщик
преимущественно работает с химическими
соединениями, образующими бетон, а
слесарь-водопроводчик – с металлическими
изделиями. Поэтому в курсе химии для разных
строительных профессий необходимо вводить
изменения, соответствующие тем соединениям,
которые используются в разных сферах одной
отрасли производства.
Выделяют два способа профилирования –
систематические линейные курсы химии для
различных профессий или курсы химии,
интегрированные с другими учебными
дисциплинами. В высшей профессиональной школе
наиболее применим первый способ, в довузовском
профессиональном образовании возможно
использование и второго способа, но только в тех
случаях, когда такое изучение химических проблем
рационально.
Выявлено три механизма профилирования:
тематический, блочный и комбинированный.
Тематическое профилирование состоит в том, что
при изучении всех разделов и тем курса химии
систематически специально рассматриваются
проблемы химической формы движения материи в их
тесной связи с содержанием будущей
профессиональной деятельности.
Блочное профилирование состоит в выделении
специального раздела, посвященного роли
химических соединений в производственных
процессах, характерных для данной сферы
производственной деятельности. Выделенный блок
завершает и обобщает курс химии.
Комбинированное (блочно-тематическое)
профилирование предполагает иллюстрацию
содержания конкретных тем отдельными примерами
использования знаний химии в будущей
профессиональной деятельности (но сами проблемы
взаимосвязи намечаются пунктирно), а далее
поступают так же, как при блочном профилировании.
Современный курс химии состоит из двух
компонентов: базисного и профильного. Базисный
компонент занимает 3/4 всего времени, отводимого
на его изучение. Он инвариантен для всех
образовательных учреждений и обеспечивает
уровень, соответствующий стандарту общего
среднего (полного) образования, а в вузах –
соответствие стандарту общеобразовательной
химической подготовки конкретного вуза. На
изучение профильного компонента курса отводится
примерно четверть всего учебного времени,
отводимого на изучение химии. Профильный
компонент способствует созданию мотивации
изучения химии у обучающихся, формирует
профессионально важные знания в области химии и
способствует повышению эффективности
образовательного процесса в данном учебном
заведении. Профилирование изучения химии в
профессиональных образовательных учреждениях
является важнейшим педагогическим условием
реализации химического образования, что
доказано практикой последнего десятилетия.
Е.И.ТУПИКИН,
профессор Института социального
и образовательного менеджмента
(Москва)
|