Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Александр Порфирьевич Бородин –
великий химик и композитор

Интегрированный урок: химия и музыка

 

Россия – единственная страна,
в которой можно сделать все, несмотря ни на что.

Н.Н.Зинин

Цели и задачи.

1. Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии.

2. На примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности.

3. На примере разностороннего творчества А.П.Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.

4. Демонстрация того, что наука и искусство на самом деле не так уж и далеки друг от друга.

Оборудование и реактивы. Презентация Microsoft PowerPoint «А.П.Бородин – великий химик и композитор»; коллекция портретов композиторов «Могучей кучки»; видеосюжет оперы «Князь Игорь»
А.П.Бородина (ария князя Игоря); музыка в записи: «Улетай на крыльях ветра» – из оперы «Князь Игорь», «Чем тебя я огорчила» – романс, фрагмент из I струнного квартета; раздаточный материал для учащихся о Бородине «Занимательные факты»; кристаллы соли меди.

Занимательные факты
(раздаточный материал)

Рассеянность Бородина

Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция...»

За меня не волнуйтесь...

Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

– Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез...

Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты... Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

– Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.

– Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

Ты скажи хотя бы, как тебя зовут...

Однажды Бородин с женой отправился за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру. Чиновник, проверявший паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену. Бородин же, отличавшийся чрезвычайной рассеянностью, никак не мог вспомнить имя своей супруги...

Разумеется, для человека, не знавшего Бородина, это выглядело крайне подозрительно, и чиновник уже хотел было задержать этого странного проезжего. К счастью, в это время в помещении появилась заждавшаяся на улице жена. Обрадовавшись от всей души, Александр Порфирьевич закричал: «Катенька, ради Бога, как тебя зовут?..»

Ваше сиятельство!

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии.

Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях: «Стоит мне возложить на себя “амуницию”, от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину “Преображение”, вроде рафаэлевской: сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды, сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только».

Работать надо

Перефразируя известную фразу, вечный труженик Бородин любил часто повторять: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»

О Бородине

А.П.Бородин (1833–1887)
А.П.Бородин
(1833–1887)

• «Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.

• «А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники.

• «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.

• «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

ХОД УРОКА

Учитель химии. А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

1-й ученик зачитывает высказывания Д.И.Менделеева и В.В.Стасова о Бородине.

2-й ученик зачитывает высказывания современников о Бородине.

3-й ученик зачитывает высказывания В.В.Стасова и Д.И.Менделеева о Бородине.

Учитель химии. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.

– Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному из своих дьявольских сосудов, что-то бросил в него, и дым из серого стал желто-зеленым.

Динь-динь-динь – сама собой зазвенела какая-то склянка, через трубку из другой опрокинутой и горбатой посудины что-то закапало – значит, сейчас еще что-нибудь закипит или взорвется.

– А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

– На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

– Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

– Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

– В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед. Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

Учитель музыки. Первые музыкальные опыты. Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока. У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

В духовом оркестре три группы инструментов: медные, деревянные и ударные. Я пригласила студентов Музыкального училища им. К.Э.Раутио, которые играют на кларнетах. Бородин любил этот инструмент, говорил: «Что за инструмент, что за человеческий, вздрагивающий и теплый голос». Они исполнят одну из мелодий-тем, как называют музыканты, «Улетай на крыльях ветра» – из оперы «Князь Игорь». (Звучит мелодия.)

Понравилась ли вам эта музыка? Какой характер звучания у этих инструментов?

Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано, а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток». В одной из газет писали: «Особенного внимания заслуживает сочинение даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина. Оба произведения проникнуты музыкальностью идей, изяществом отделки и прекрасным чувством юношеского сердца... Мы тем охотнее приветствуем это юное национальное дарование, что поприще композитора начинается... трудом положительным, обличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу…»

Учитель химии. Академия. Летом 1850 г. Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

В 1853 г. происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

– Я прошу позволения вашего заниматься химией под вашим руководством в лаборатории.

– Вот так-так. Это, знаете ли, неожиданность. Ведь вы медик? То есть избрали медицину делом жизни.

– Я химию избрал делом жизни. Потому и к вам пришел. Я с радостью буду выполнять самую черную работу.

– Вы хоть понимаете, что химия в житейском смысле вам ничего не сулит. Самому скромному врачу гарантированы такие доходы, какие наилучшему химику и не снились. Да и не в почете она у нас до сих пор, химия-то. Скажешь «химик», и тут же тебе в ответ: «А, это аптекарь, что ли?»

– Я с детства занимался всякими опытами: фокусы, фейерверки. У меня дома есть небольшая лаборатория... В последнее время пытался получить гликолевую кислоту.

– Гликолевую кислоту? Дома? Завтра же приходите ко мне на кафедру.

Профессор химии Николай Николаевич Зинин, чье имя было хорошо известно и в России, и далеко за ее пределами, для Бородина стал вторым отцом. Бородин ловил его слова на лету, перенимая привычки, любимые словечки, жесты. Зинин быстро привязался к талантливому юноше. Настанет время, и в руки этого юноши он без тени сомнения передаст дело всей своей жизни.

Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой. Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

Учитель музыки. Перед Бородиным встал вопрос выбора. Бросить музыку – все равно что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.

Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

Бородин посещал салон И.И.Гаврушкевича. У него собирались на огонек музыканты-любители и вместе музицировали. В это время Бородин сочинял романсы. Большую известность получило его струнное трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила». Сейчас я напою вам ее под аккомпанемент скрипки. Скрипка вообще была очень распространена тогда. Например, учителя пения преподавали под скрипку.

Небольшой фрагмент из I струнного квартета А.П.Бородина исполняет на скрипке выпускница музыкального училища и Петрозаводской консерватории, артистка оркестра Музыкально-драматического театра.

Учитель химии. Германия. В 1858 г. Бородин выдержал экзамен на степень доктора медицины и как проявивший особенную склонность к занятиям естественными науками, особенно химией, был оставлен в качестве ассистента при кафедре химии для практических занятий со студентами II курса и с молодыми врачами. Конференция академии единогласно постановила просить ходатайства президента академии об отправлении Бородина за границу.
В 1859 г. Бородин выехал в Германию, в Гейдельберг, в научную командировку. Этот городок славился старейшим университетом. По приезду в Гейдельберг Бородин берет напрокат фисгармонию, посещает концерты симфонического оркестра.

4-й ученик. Жизнь молодых русских в Гейдельберге течет на редкость смирно и однообразно. Целыми днями работа, работа, работа. Они только посмеиваются: «Наука требует жертв». Главный авторитет, конечно, Д.И.Менделеев. Не важно, что он еще очень молод. Все дружно признают: талантище, готовый химик. И вся эта ученая братия с особенной благодарностью относится к Бородину. Вот уж кто не даст заскучать от «музыкальной голодухи». Играет все, что они попросят. Играет, ни секунды не задумываясь, без нот.

Русские ученые-химики в Гейдельберге (1859–1860). Слева направо: Н.Житинский, А.П.Бородин, Д.И.Менделеев, В.И.Олевинский

Русские ученые-химики в Гейдельберге
(1859–1860).
Слева направо: Н.Житинский, А.П.Бородин,
Д.И.Менделеев, В.И.Олевинский

Учитель химии. В Гейдельберг приехал Николай Николаевич Зинин. С приездом Зинина для молодых ученых наступили поистине восхитительные дни. Рассказывали о своих работах, выслушивали отечественные новости и спорили, спорили, увлекаясь, совершенно забывая о разнице в возрасте и положении. Решили отправиться в путешествие по горам – только так можно во всей полноте прочувствовать красоту Альп.

Зинин, Менделеев и Бородин странствуют. В 1860 г. с 3 по 6 сентября в немецком городе Карлсруэ проходил Международный конгресс химиков. Здесь собирались ученые со всего мира. Россию представляли семь человек, среди них Зинин, Менделеев и Бородин. Душевное состояние Бородина в эти дни самое восторженное, он общался с мировыми знаменитостями, вечерами – театр, от серьезной оперы до народных балаганчиков.

Несколько месяцев в Париже Бородин знакомился с различными химическими новшествами. Слушал лекции, ставил опыты, разрабатывал свои оригинальные идеи. Опубликовал в европейских журналах ряд оригинальных работ.

Учитель музыки. В Гейдельберге Бородин познакомился с пианисткой из Москвы, которая там находилась на лечении. Он от нее услышал малознакомую музыку европейских композиторов Р.Шумана и Ф.Шопена. Влюбившись в эту музыку, Бородин все больше привязывался и к ее исполнительнице. Любовь, юная и горячая, пришла к нему рука об руку с музыкой. 10 августа 1861 г. Екатерина Сергеевна Протопопова стала его невестой.

Учитель химии. По возвращении в Россию, в академию, в 1862 г. Бородин стал профессором органической химии, руководителем лабораторных занятий. В 33 года – штатский генерал, в торжественных случаях носил мундир с эполетами и шпагу.

Учитель музыки. Однажды в 1862 г. Сергей Петрович Боткин – товарищ по академии и по заграничной поездке, редчайших способностей врач, музыкант-любитель – пригласил Бородина в гости. В этот вечер Боткин познакомил его с М.А.Балакиревым, не подозревая, какую великую услугу оказал русской музыке, русской национальной культуре.

Балакирев был руководителем содружества пяти музыкантов, которое известно под названием «Могучая кучка» или «Новая русская школа». Они вслед за М.И.Глинкой были создателями русской профессиональной национальной классической музыки. В «Могучую кучку» входили М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Под влиянием своих товарищей Бородин начал всерьез заниматься сочинением музыки. Это были три симфонии, два квартета, симфоническая картина «В Средней Азии», «Маленькая сюита для фортепиано», 18 романсов.

Учитель химии. В 1873 г. в Казани проходил съезд естествоиспытателей и врачей. На заседаниях химической секции председательствовали по очереди А.М.Бутлеров и А.П.Бородин. Семь работ – его собственные и его учеников – были одними из самых весомых. В 1874 г. Бородин написал и подготовил к печати одну из капитальных своих работ: «О нитрозоамарине».

Учитель музыки. Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей.

Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь». Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бородина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен князем Николаем.

Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор».

Мы послушаем с вами арию князя Игоря из оперы «Князь Игорь», в ней он переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем Руси.

Учитель химии. Александр Порфирьевич Бородин появился на свет в Петербурге в 1833 г. и прожил 54 года. 15 февраля 1887 г., в последний день Масленицы, на традиционную профессорскую вечеринку собираются гости. Его превосходительство статский советник, кавалер орденов, академик и профессор Бородин натягивает мужицкие сапоги, надевает синие шаровары, красную рубаху – наряд для масленичного представления. Вспомнив свои детские забавы, Бородин самолично изготовил домашние, вполне безопасные фейерверки.

Он умер мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония... И все-таки как много он сделал!

Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством

Х и м и я

Реакция альдольной конденсации.
Получение бензидина.
«Реакция Бородина».
Реакция уплотнения альдегидов.
42 научные работы.

М у з ы к а

Опера «Князь Игорь».
Три симфонии.
Два квартета.
Сюита для фортепиано.
Опера-фарс «Богатыри».
18 романсов.

Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

Учитель музыки. Его друзья, знакомые, ученики вспоминали: «Бородин был хорош и благожелателен со всеми, отыскивал каким-то инстинктом во всем светлую сторону. Может быть, эта черта была подарена ему наукой, делом чистым и надежным, зависящим от безупречной истины. Но как он умел смешить и радовать, как неназойливо приходил на помощь нуждающимся, как чудно горели его темные глаза, как согревало его присутствие всех без исключения».

Учитель химии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.

Отзывы учащихся.

• Такие уроки нужны, очень понравилось.

• Очень хорошо, что звучала «живая музыка», помогает расслабиться. Спасибо.

• Очень здорово, забываешь, что находишься в школе.

• Действительно, все, что мы не сделали в жизни, зависит только от нас.

B Н.Ю.ПЕТРУНИНА,
учитель химии гимназии № 17,
В.А.ЖУКОВА,
преподаватель Музыкального
училища им. К.Э.Раутио,
заслуженный работник культуры Карелии
(г. Петрозаводск)

Рейтинг@Mail.ru