Решение расчетных
|
№ урока | Тема занятия | Теоретический урок | Практический урок | Деятельность учителя и ученика |
---|---|---|---|---|
1 | Расчетные задачи на приготовление растворов | – | 1 | Фронтальная и индивидуальная работа |
2 | Расчетные задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов | 1 | – | Объясненение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа |
3 | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата (практическая работа) | – | 1 | Работа в малых группах |
4 | Состав раствора и его плотность | – | 1 | Объяснение учителя, фронтальная работа |
5 | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из раствора неизвестной концентрации (практическая работа) | – | 1 | Работа в малых группах |
6 | Молярная концентрация | 1 | – | Объяснение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа |
7 | Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из безводной соли (практическая работа) | – | 1 | Работа в малых группах |
8 | Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из кристаллогидрата (практическая работа) | – | 1 | Работа в малых группах |
9 | Растворимость веществ | 1 | – | Объяснение учителя, работа в парах, фронтальная работа |
10 | Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость» | – | 1 | Фронтальная и индивидуальная работа |
11 | Зависимость растворимости от температуры (практическая работа) | – | 1 | Работа в малых группах |
12, 13 | Эквивалент. Эквиваленты простых и сложных веществ. Закон эквивалентов | 2 | – | Объяснение учителя, фронтальная работа |
14 | Нормальная концентрация | 1 | – | Объяснение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа |
15 | Расчетные задачи с использованием нормальной концентрации | – | 1 | Фронтальная и индивидуальная работа |
16 | Титр. Титрование и его использование | 1 | – | Объяснение учителя, демонстрация использования химической посуды, фронтальная работа |
17 | Определение нормальной концентрации раствора титрованием (практическая работа) | – | 1 | Работа в малых группах |
18–21 | Расчетные комбинированные задачи | – | 4 | Фронтальная и индивидуальная работа |
22 | Зачет | – | 1 | |
Итого | 7 | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Урок 1
Решение расчетных задач на приготовление раствора из более концентрированного или более разбавленного раствора, на приготовление раствора путем смешения двух растворов различной концентрации.
Урок 2
Необходимые расчеты при приготовлении растворов из кристаллогидратов, этапы приготовления растворов из них. Демонстрация использования мерной пипетки для точного измерения малых объемов жидкости. Расчетные задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов.
Урок 3
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата».
Урок 4
Демонстрация измерения плотности раствора при помощи ареометра, работа учащихся со справочной таблицей «Kонцентрация и плотность кислот и оснований», установление зависимости плотности раствора от массовой доли растворенного вещества, расчетные задачи с использованием плотности раствора и вышеназванной таблицы.
Урок 5
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из раствора неизвестной концентрации».
Урок 6
Молярная концентрация – один из способов выражения состава раствора. Необходимые расчеты и этапы приготовления растворов с заданной молярной концентрацией. Демонстрация мерных колб и их использования. Расчетные задачи с использованием молярной концентрации.
Урок 7
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из безводной соли».
Урок 8
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией из кристаллогидрата».
Урок 9
Растворимость веществ, работа учащихся с графиками «Kривые растворимости». Установление зависимости растворимости большинства солей от температуры. Зависимость растворимости газообразных веществ от температуры. Насыщенные и ненасыщенные растворы, способы их приготовления (как из насыщенного раствора получить ненасыщенный раствор, и наоборот). Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость».
Урок 10
Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость».
Урок 11
Практическая работа «Зависимость растворимости от температуры».
Уроки 12, 13
Понятие «эквивалент». Вычисление эквивалентов простых и сложных веществ. Закон эквивалентов.
Урок 14
Нормальная концентрация – один из способов выражения состава раствора. Необходимые расчеты и этапы приготовления растворов с заданной нормальной концентрацией. Демонстрация фиксанала и его использования. Расчетные задачи с использованием нормальной концентрации.
Урок 15
Расчетные задачи с использованием нормальной концентрации.
Урок 16
Титр. Титрование – метод количественного определения вещества. Демонстрация приемов титрования.
Урок 17
Практическая работа «Определение нормальной концентрации раствора титрованием».
Уроки 18–21
Решение комбинированных расчетных задач с использованием плотности раствора, растворимости, молярной и нормальной концентраций, массовой доли растворенного вещества, формул кристаллогидратов.
Урок 22
Зачет, включающий тест и расчетные задачи различного уровня сложности.
У ч е б н о - м е т о д и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б.
Сборник задач и упражнений по химии. Учебное
пособие для учащихся 7–10 классов средней школы.
6-е изд. М.: Просвещение, 1988, 192 с.;
Ерыгин Д.П., Шишкин Н.А. Методика решения задач
по химии. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989, 176
с.;
Зоммер K. Аккумулятор знаний по химии. Пер. с
нем. 2-е изд. М.: Мир, 1984, 294 с.;
Магдесиева Н.Н., Kузьменко Н.Е. Учись решать
задачи по химии. Kнига для учащихся.
М.: Просвещение, 1986, 160 с.;
Гудкова А.С., Ефремова K.М., Магдесиева Н.Н.,
Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для
учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981, 159 с.;
Хомченко Г.П. Пособие по химии для
поступающих в вузы. 3-е изд. М.: Новая Волна, ОНИKС,
1999, 464 с.;
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии
для поступающих в вузы. Учебное пособие. М.:
Высшая школа, 1986, 238 с.;
Цитович И.K., Протасов П.Н. Методика решения
расчетных задач по химии. Kнига для учителя. 4-е
изд. М.: Просвещение, 1983, 127 с.