Игра как средство активизации
познавательной деятельности
Игра ребенка не есть пустая
забава. Она имеет высокий
смысл и глубокое значение,
в ней развивается и проявляется
весь человек в своих самых
тончайших задатках.
Ф.Фребель
Проблема развития познавательной активности
всегда была в центре внимания педагогической
теории и практики. Развиваясь адекватно
потребностям общества, сегодня она особо
значима, т.к. современное общество требует от
человека не только исполнительности, но и
самостоятельности, инициативности в решении
учебных и жизненных проблем.
Ведущей деятельностью школьника является
учение. Именно оно оказывает решающее влияние на
его эмоциональное самочувствие, психическое и
социальное развитие. Компоненты деятельности
учения формируются постепенно, поэтому важное
значение имеет использование форм, которые
являлись бы эмоциональной опорой деятельности
учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой
деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных
школьниками, является игра.
Играя, ребенок оперирует знаниями об
окружающем мире, глубже его познает, учится
ставить цель, вырабатывать план деятельности,
игра включает в себя все компоненты структуры
самодетерминированной деятельности. Здесь
ребенок является субъектом, активным участником
деятельности.
Развивающие возможности игры рассматривались
в работах О.С.Газмана, А.М.Матюшкина, С.А.Шмакова.
Анализ источников показывает, что об игре в
обучении и ее значении для развития
познавательной активности школьников написано
достаточно много, однако в работах чаще
рассматривается применение того или иного вида
игрового материала, а не организация игровой
среды в целом. Эта же тенденция наблюдается и в
практике работы школ – применяются лишь
некоторые компоненты игрового сопровождения (в
основном дидактические игры), что не позволяет
максимально использовать возможности игровой
среды в качестве фактора развития
познавательной активности.
Как же организовать игровую среду в
подростковом возрасте, которая способствовала
бы развитию познавательной активности?
Один из способов решения этого вопроса –
развитие у учащихся потребности к
познавательной деятельности. Возникновение
такой потребности я связываю с развитием и
формированием эмоционально-ценностных стимулов.
В подростковом возрасте очень важно общение,
самовыражение и самоутверждение, т.е. признание
коллективом каких-либо достоинств личности.
Именно эти качества должны быть актуализированы,
удовлетворены и эмоционально насыщены. В
качестве эмоционального стимула я выбрала игру,
но не как самостоятельный вид деятельности. Игра
органически воссоединяется с
проблемно-поисковым, эмоционально-образным и
соревновательным стимулами, создавая
привлекательный колорит заинтересованного
общения. Эмоциональное стимулирование как
целостное системное образование,
характеризующееся гибкой, динамичной
структурой, направлено на активизацию
внутренних резервов личности, раскрытие ее
творческого потенциала. Вместе с тем группа
эмоционально-ценностных стимулов в различных
сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает
интенсивную и яркую жизнедеятельность
коллектива (схема).
Игровая форма занятий создается посредством
внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках,
которые выступают как средство побуждения и
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо
учитывать следующие условия:
• дидактическая цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам
игры;
• учебный материал используется в качестве ее
средства;
• в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).
В 7–9-х классах (младший подростковый возраст)
при изучении и первичном закреплении новых
знаний я провожу обучающие игры, включающие
тренинговые (классификация педагогических игр
по Селевко). При обобщении и систематизации
знаний использую контролирующие и обобщающие
игры как один из видов контроля и обобщения
знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки,
необходимо предусмотреть следующие моменты:
а) продумать методику проведения игры на уроке
(это может быть полностью урок или фрагмент урока
на 10–15 мин);
б) ввести в игру момент соревновательности;
в) уточнить цели проведения игры, составить
руководства для ведущего, инструкции для
игроков, дополнительно подобрать и оформить
дидактические материалы;
г) разработать способы оценки результатов игры
в целом и ее участников в отдельности;
д) заранее предупредить учащихся об условиях и
правилах игры;
е) создать творческую и демократическую
обстановку, которая исключает равнодушное
отношение ученика к занятиям и необязательное
его участие в уроке.
В 9-м классе обучающие, контролирующие и
обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет
– форма интеллектуальной деятельности. Такие
игры можно назвать практической деятельностью
воображения. В результате игры у детей рождается
теоретическая деятельность творческого
воображения, создающая проект чего-либо и
реализующая этот проект путем внешних действий.
Игры, связанные с химией, свидетельствуют о
серьезной потребности в умственных упражнениях,
в самопроверке своего интеллекта.
Наряду с учением и трудом игра в 10–11-х классах
(старший подростковый возраст) по-прежнему несет
в себе большие возможности для личностного
развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной
деятельности в обучающих, контролирующих и
обобщающих играх сохраняется. Однако в играх
этого возраста я более широко использую частично
поисковый и исследовательский методы обучения
через решение экспериментальных задач. В 10–11-х
классах широко применяю сюжетно-ролевые и
деловые игры. При этом необходимо учитывать
целый ряд условий:
а) предоставление старшим подросткам
инициативы и творчества в разработке содержания
игры, создание игровых органов самоуправления;
б) свободный выбор игровой роли в соответствии
с личностными возможностями, обеспечение
обстановки творческого исполнения роли;
в) индивидуальную работу педагога для
достижения школьником успехов в игре;
г) создание высокого эмоционального подъема в
ходе игры.
С 7-го по 11-й класс использую тренинговые игры
как метод эмоционального воздействия, задачами
которых являются приобретение и закрепление
знаний и умений. Такие педагогические игры
требуют от школьников умения расшифровать,
распутать, разгадать проблему, проявить догадку
и смекалку в умственной деятельности, вызывают
стремление анализировать и сопоставлять скрытые
причины явлений. Это и есть творчество,
проявление познавательной активности.
Игровая деятельность – это целенаправленная и
внутренне мотивированная система действий
человека в учебном процессе. Это один из видов
деятельности человека, направленный на
овладение способами предметных и познавательных
действий. Игровая деятельность является
условием и средством психического развития
индивида, на определенном этапе психического
развития она играет ведущую роль в формировании
личности.
Развитие личности учащихся в
учебно-воспитательном процессе (УВП) будет
происходить лишь в том случае, когда
деятельность учителя опирается на потребности
самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы
мотивы учебной деятельности каждого ученика,
каковы его интересы, есть ли у него склонности и
каковы они. Следует иметь в виду, что потребности,
лежащие в основе мотивов, интересов и
склонностей, не даны человеку от рождения. В
соответствии с этим мной была проведена
диагностика познавательной потребности,
мотивации деятельности учащихся на уроке и
познавательного интереса. Результаты
проведенного исследования показывают, что в
классах, где в УВП вводилась игровая
деятельность, уровень познавательной
потребности гораздо выше, чем в классах, где
игровая деятельность не вводилась.
Мотивационная деятельность учащихся зависит
от проявления познавательного интереса, который
более конкретно формируется с возрастом (в связи
с осознанием близкого окончания школы и
необходимостью определения своего жизненного
пути и места работы). Поэтому чем старше класс,
тем выше его мотивационная деятельность. Таким
образом, можно сказать, что введение игровой
деятельности в УВП положительно влияет на
уровень познавательной потребности, что
обеспечивает устойчивый интерес к процессу
обучения.
Считаю, что игровая деятельность –
перспективный вид учебного занятия,
рассчитанного на урок-диалог. В процессе игры у
учащихся формируются важные качества: умение
участвовать в обсуждении и принятии
коллективного решения; излагать и
аргументировать свою точку зрения; внимательно
выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге
развиваются интеллектуальные умения и
способности: анализировать различные варианты и
точки зрения; применять всесторонний подход к
обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты.
Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра –
универсальное средство воспитания, развития,
обучения учащегося, поэтому недооценивать ее
значение по меньшей мере нерационально и
непродуктивно.
Л и т е р а т у р а
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6;
Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.:
Просвещение, 1991;
Матюшкин А.М. Психологическая структура,
динамика и развитие познавательной активности.
Вопросы психологии, 1982, № 4;
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.,
М.: Изд-во АПН СССР, 1989, т. 1;
Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. М.: Народное образование, 1998;
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический
справочник учителя. М.: Просвещение, 1991; Шмаков
С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая
школа, 1994;
Щукина Г.И. Активизация познавательной
деятельности учащихся в учебном процессе.
Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. М.: Просвещение, 1979;
Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные
технологии нравственного воспитания. Киров:
ВГПУ, 1998.
Печатается с продолжением
В.Е. АЛЕКСЕЕВА,
учитель химии
школы № 30 с углубленным
изучением отдельных предметов
(г. Киров)
|