Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Игра как средство активизации
познавательной деятельности

Игра ребенка не есть пустая
забава. Она имеет высокий
смысл и глубокое значение,
в ней развивается и проявляется
весь человек в своих самых
тончайших задатках.
Ф.Фребель

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

Развивающие возможности игры рассматривались в работах О.С.Газмана, А.М.Матюшкина, С.А.Шмакова.

Анализ источников показывает, что об игре в обучении и ее значении для развития познавательной активности школьников написано достаточно много, однако в работах чаще рассматривается применение того или иного вида игрового материала, а не организация игровой среды в целом. Эта же тенденция наблюдается и в практике работы школ – применяются лишь некоторые компоненты игрового сопровождения (в основном дидактические игры), что не позволяет максимально использовать возможности игровой среды в качестве фактора развития познавательной активности.

Как же организовать игровую среду в подростковом возрасте, которая способствовала бы развитию познавательной активности?

Один из способов решения этого вопроса – развитие у учащихся потребности к познавательной деятельности. Возникновение такой потребности я связываю с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов. В подростковом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула я выбрала игру, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива (схема).

Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).

В 7–9-х классах (младший подростковый возраст) при изучении и первичном закреплении новых знаний я провожу обучающие игры, включающие тренинговые (классификация педагогических игр по Селевко). При обобщении и систематизации знаний использую контролирующие и обобщающие игры как один из видов контроля и обобщения знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

а) продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 мин);

б) ввести в игру момент соревновательности;

в) уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;

г) разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;

д) заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;

е) создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.

В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта.

Наряду с учением и трудом игра в 10–11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста я более широко использую частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В 10–11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:

а) предоставление старшим подросткам инициативы и творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления;

б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;

в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;

г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.

С 7-го по 11-й класс использую тренинговые игры как метод эмоционального воздействия, задачами которых являются приобретение и закрепление знаний и умений. Такие педагогические игры требуют от школьников умения расшифровать, распутать, разгадать проблему, проявить догадку и смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать и сопоставлять скрытые причины явлений. Это и есть творчество, проявление познавательной активности.

Игровая деятельность – это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в формировании личности.

Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы мотивы учебной деятельности каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов и склонностей, не даны человеку от рождения. В соответствии с этим мной была проведена диагностика познавательной потребности, мотивации деятельности учащихся на уроке и познавательного интереса. Результаты проведенного исследования показывают, что в классах, где в УВП вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в классах, где игровая деятельность не вводилась.

Мотивационная деятельность учащихся зависит от проявления познавательного интереса, который более конкретно формируется с возрастом (в связи с осознанием близкого окончания школы и необходимостью определения своего жизненного пути и места работы). Поэтому чем старше класс, тем выше его мотивационная деятельность. Таким образом, можно сказать, что введение игровой деятельности в УВП положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

Считаю, что игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок-диалог. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно.

Л и т е р а т у р а

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6;
Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991;
Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4;
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т., М.: Изд-во АПН СССР, 1989, т. 1;
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998;
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991; Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994;
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979;
Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: ВГПУ, 1998.

Печатается с продолжением

В.Е. АЛЕКСЕЕВА,
учитель химии
школы № 30 с углубленным
изучением отдельных предметов
(г. Киров)

Рейтинг@Mail.ru