Е.Я.АРШАНСКИЙОбучение химии
|
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Строение альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи в ней. Гомологический ряд альдегидов, изомерия, номенклатура | 1 | Модуль 3 Методика проведения лабораторных опытов в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Опыты: «Получение уксусного альдегида окислением этанола», «Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II)» |
|||
2 | Химические свойства альдегидов: реакции окисления и присоединения. Получение альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида | Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II). Получение уксусного альдегида окислением этанола | ||||
3 | Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот,их номенклатура | 2 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих важнейшие свойства карбоновых кислот |
|||
4 | Химические свойства карбоновых кислот: реакции с металлами, основными оксидами, щелочами, солями, спиртами. Получение карбоновых кислот | Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, щелочами, карбонатами (проводит ученик-проктор) | ||||
5 | Важнейшие представители предельных одноосновных карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, пальмитиновая и стеариновая кислоты), их свойства и применение. Мыла как соли высших карбоновых кислот | Получение мыла (стеарата натрия) из стеарина. Получение стеариновой кислоты из мыла. (Опыты проводят ученики-прокторы.) | 3 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов. Опыты: «Получение мыла (стеарата натрия) из стеарина (стеариновой кислоты)», «Получение стеариновой кислоты из мыла», «Непредельность олеиновой кислоты (реакции с бромной (йодной) водой и раствором перманганата калия)» |
||
6 | Олеиновая кислота как представитель непредельных карбоновых кислот. Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами | Непредельность олеиновой кислоты (реакции с бромной (йодной) водой и раствором перманганата калия) (проводят ученики-прокторы) | ||||
7 | Обобщение знаний по теме 4 | 4 | Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами |
|||
8 | Практическая работа «Получение карбоновых кислот и исследование их свойств» | |||||
9 | Kонтрольная работа по теме 4 |
Тема 5. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Строение сложных эфиров, их
номенклатура и физические свойства. Применение и получение сложных эфиров. Сущность реакции этерификации и ее обратимость. Гидролиз сложных эфиров |
Получение сложных эфиров | 1 | Модуль 3 Методика проведения лабораторного опыта «Получение сложных эфиров» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов |
||
2 | Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Номенклатура жиров, их физические свойства. Гидролиз (омыление) жиров | Гидролиз (омыление) жиров (проводит ученик-проктор) | Растворимость жиров в воде и органических растворителях | 2 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих некоторые свойства жиров. Опыты: «Гидролиз (омыление) жиров», «Доказательство непредельного характера масел» |
|
3 | Жидкие и твердые жиры. Перевод жидких жиров в твердые реакцией гидрирования. Понятие о синтетических моющих средствах, их составе, строении и особенностях свойств | Доказательство непредельного характера масел (проводит ученик-проктор) | Сравнение действия мыла и синтетических моющих средств | |||
4 | Обобщение знаний по теме 5 |
Тема 6. Углеводы (11 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Kлассификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза как представитель моносахаридов. Физические свойства глюкозы. Строение глюкозы (альдегидная и циклические формы) | Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов | Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I) и с гидроксидом меди(II) | 1 | Модуль 3 Методика проведения лабораторных опытов, доказывающих строение глюкозы как альдегидоспирта, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов |
|
2 | Химические свойства глюкозы: реакции с гидроксидами металлов, окисление, восстановление, брожение. Применение глюкозы | |||||
3 | Фруктоза как изомер глюкозы | 2 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования опытов, иллюстрирующих гидролиз сахарозы, крахмала, целлюлозы и доказывающих наличие глюкозы в продуктах гидролиза |
|||
4 | Дисахариды. Сахароза как представитель дисахаридов. Физические свойства сахарозы. Химические свойства сахарозы: реакция гидролиза | Гидролиз сахарозы (проводит ученик-проктор) | ||||
5 | Полисахариды. Kрахмал. Строение макро-молекул крахмала. Химические свойства крахмала: реакция с йодом, гидролиз | Гидролиз крахмала (проводит ученик-проктор) | 3 | Модуль 2 Методика составления задач на расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах, на материале темы «Kислородсодержащие органические вещества». Методика объяснения решения этих задач классу |
||
6 | Целлюлоза. Строение макромолекул целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, реакции этерификации | Гидролиз целлюлозы (проводит ученик-проктор) | ||||
7 | Сложные эфиры целлюлозы (тринитроцеллюлоза, диацетилцеллюлоза и триацетилцеллюлоза), области их применения. Получение ацетатного волокна | Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон | 4 | Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между гомологическими рядами кислородсодержащих органических веществ |
||
8 | Обобщение сведений о кислородсодержащих органических соединениях, их строении, свойствах и применении | |||||
9 | Генетическая связь между гомологическими рядами кислородсодержащих органических веществ | 5 | Модуль 3 Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии кислородсодержащих органических веществ) |
|||
10 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Kислородсодержащие органические вещества”» | |||||
11 | Kонтрольная работа по темам 5 и 6 |
Тема 7. Амины. Аминокислоты. Белки (8 ч)
У р о к | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Амины. Строение аминов. Электронное строение аминогруппы. Номенклатура аминов. Амины как органические основания: реакции с кислотами и водой. Применение и получение простейших аминов (реакция аммиака со спиртом) | 1 | Модуль 4 Методика составления тестовых заданий и заданий со свободным ответом (на материале темы «Амины. Анилин») |
|||
2 | Анилин, его строение, взаимное влияние атомов в молекуле. Химические свойства анилина: основные свойства и реакции замещения в бензольное кольцо. Получение анилина из нитробензола. Значение анилина | |||||
3 | Аминокислоты. Строение аминокислот. Изомерия и номенклатура аминокислот, их физические свойства | 2 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования опытов, доказывающих наличие функциональных групп в растворах аминокислот (рекомендации для учеников-прокторов). Модуль 4 Методика организации самостоятельной работы в микрогруппах под руководством учеников-прокторов (при изучении свойств аминокислот по разным функциональным группам) |
|||
4 | Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: реакции по карбоксильной группе и аминогруппе. Синтез пептидов, их строение | Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот (проводит ученик-проктор) | ||||
5 | Белки. Строение белковых молекул. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Роль белков в природе | 3 | Модуль 3 Методика проведения лабораторных опытов, иллюстрирующих важнейшие свойства белков, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов |
|||
6 | Физические и химические свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции (биуретовая и ксантопротеиновая) | Растворимость белков в воде. Денатурация белков при нагревании. Цветные реакции белков (биуретовая и ксантопро-теиновая) | ||||
7 | Обобщение знаний по азотсодержащим органическим соединениям | 4 | Модуль 4 Методика проведения зачета (по материалам темы «Амины. Аминокислоты. Белки») |
|||
8 | Зачет по теме 7 |
Тема 8. Обобщение сведений по курсу неорганической химии (5 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Современная теория строения органических соединений. Виды изомерии | 1 | Модуль 4 Методика организации работы ученика-проктора с микрогруппой по контролю знаний учащихся о строении и важнейших свойствах основных классов органических веществ |
|||
2 | Зависимость свойств вещества от его химического, электронного и пространственного строения. Важнейшие свойства основных классов органических веществ | |||||
3 | Генетическая связь между различными классами органических соединений | 2 | Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между различными классами органических соединений |
|||
4 | Обобщающий урок по теме 8 | |||||
5 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними”» | 3 | Модуль 3 Методика организации практической работы «Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Методика контроля учениками-прокторами экспериментальных умений учащихся |
Тема 9. Взаимосвязь неорганической и органической химии (2 ч)
У р о к |
Элективный курс |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ |
Содержание урока |
Демонстрации |
Лабораторные опыты |
Расчетные задачи |
№ |
Содержание занятия |
1 |
Обзор основных химических понятий: о веществе, химическом элементе и химической реакции |
|
|
|
1 |
Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, доказывающие генетические связи между основными классами неорганических и органических соединений |
2 |
Единство природы органических и неорганических веществ. Генетическая связь между основными классами неорганических и органических соединений |
|
|
|
Тема 10. Профессия учителя химии (3 ч)
Урок |
Элективный курс |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ |
Содержание урока |
Демонстрации |
Лабораторные опыты |
Расчетные задачи |
№ |
Содержание занятия |
1 |
Экскурсия на кафедру химии педагогического вуза |
|
|
|
1
|
Модуль 4 Значение использования деловых игр при обучении химии. Методика подготовки и проведения деловой игры на уроке химии
|
2 |
Деловая игра «Я б в учителя пошел – пусть меня научат!» (о профессии учителя химии среди других профессий) |
|
|
|
||
3 |
«Учить детей – моя мечта» (творческая встреча с учителями химии и студентами педвуза – бывшими учениками школы (района)) |
|
|
|
|
|