Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

 

Е.Я.АРШАНСКИЙ

Обучение химии
в классах педагогического
профиля

Продолжение. Начало см. в № 12, 13, 16, 18, 20/2005
1, 5, 7, 14, 21/2006; 3/2007

Тематическое планирование. 11-й класс
(2 ч в неделю; всего 68 ч; резервное время – 3 ч)
(окончание)

Тема 4. Альдегиды и карбоновые кислоты (9 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Строение альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи в ней. Гомологический ряд альдегидов, изомерия, номенклатура       1 Модуль 3

Методика проведения лабораторных опытов в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Опыты: «Получение уксусного альдегида окислением этанола», «Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II)»

2 Химические свойства альдегидов: реакции окисления и присоединения. Получение альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида   Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II). Получение уксусного альдегида окислением этанола  
3 Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот,их номенклатура       2 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих важнейшие свойства карбоновых кислот

4 Химические свойства карбоновых кислот: реакции с металлами, основными оксидами, щелочами, солями, спиртами. Получение карбоновых кислот Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, щелочами, карбонатами (проводит ученик-проктор)    
5 Важнейшие представители предельных одноосновных карбоновых кислот (муравьиная, уксусная, пальмитиновая и стеариновая кислоты), их свойства и применение. Мыла как соли высших карбоновых кислот Получение мыла (стеарата натрия) из стеарина. Получение стеариновой кислоты из мыла. (Опыты проводят ученики-прокторы.)     3 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов. Опыты: «Получение мыла (стеарата натрия) из стеарина (стеариновой кислоты)», «Получение стеариновой кислоты из мыла», «Непредельность олеиновой кислоты (реакции с бромной (йодной) водой и раствором перманганата калия)»

6 Олеиновая кислота как представитель непредельных карбоновых кислот. Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами Непредельность олеиновой кислоты (реакции с бромной (йодной) водой и раствором перманганата калия) (проводят ученики-прокторы)    
7 Обобщение знаний по теме 4       4 Модуль 4

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами

8 Практическая работа «Получение карбоновых кислот и исследование их свойств»      
9 Kонтрольная работа по теме 4          

Тема 5. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)

 

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Строение сложных эфиров, их номенклатура и физические свойства.

Применение и получение сложных эфиров. Сущность реакции этерификации и ее обратимость. Гидролиз сложных эфиров

  Получение сложных эфиров   1 Модуль 3

Методика проведения лабораторного опыта «Получение сложных эфиров» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов

2 Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Номенклатура жиров, их физические свойства. Гидролиз (омыление) жиров Гидролиз (омыление) жиров (проводит ученик-проктор) Растворимость жиров в воде и органических растворителях   2 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих некоторые свойства жиров. Опыты: «Гидролиз (омыление) жиров», «Доказательство непредельного характера масел»

3 Жидкие и твердые жиры. Перевод жидких жиров в твердые реакцией гидрирования. Понятие о синтетических моющих средствах, их составе, строении и особенностях свойств Доказательство непредельного характера масел (проводит ученик-проктор) Сравнение действия мыла и синтетических моющих средств      
4 Обобщение знаний по теме 5          

Тема 6. Углеводы (11 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Kлассификация углеводов. Моносахариды. Глюкоза как представитель моносахаридов. Физические свойства глюкозы. Строение глюкозы (альдегидная и циклические формы) Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I) и с гидроксидом меди(II)   1 Модуль 3

Методика проведения лабораторных опытов, доказывающих строение глюкозы как альдегидоспирта, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов

2 Химические свойства глюкозы: реакции с гидроксидами металлов, окисление, восстановление, брожение. Применение глюкозы      
3 Фруктоза как изомер глюкозы       2 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования опытов, иллюстрирующих гидролиз сахарозы, крахмала, целлюлозы и доказывающих наличие глюкозы в продуктах гидролиза

4 Дисахариды. Сахароза как представитель дисахаридов. Физические свойства сахарозы. Химические свойства сахарозы: реакция гидролиза Гидролиз сахарозы (проводит ученик-проктор)      
5 Полисахариды. Kрахмал. Строение макро-молекул крахмала. Химические свойства крахмала: реакция с йодом, гидролиз Гидролиз крахмала (проводит ученик-проктор)     3 Модуль 2

Методика составления задач на расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах, на материале темы «Kислородсодержащие органические вещества». Методика объяснения решения этих задач классу

6 Целлюлоза. Строение макромолекул целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, реакции этерификации   Гидролиз целлюлозы (проводит ученик-проктор)  
7 Сложные эфиры целлюлозы (тринитроцеллюлоза, диацетилцеллюлоза и триацетилцеллюлоза), области их применения. Получение ацетатного волокна Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон     4 Модуль 4

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между гомологическими рядами кислородсодержащих органических веществ

8 Обобщение сведений о кислородсодержащих органических соединениях, их строении, свойствах и применении      
9 Генетическая связь между гомологическими рядами кислородсодержащих органических веществ       5 Модуль 3

Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии кислородсодержащих органических веществ)

10 Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Kислородсодержащие органические вещества”»      
11 Kонтрольная работа по темам 5 и 6          

Тема 7. Амины. Аминокислоты. Белки (8 ч)

 

У р о к Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Амины. Строение аминов. Электронное строение аминогруппы. Номенклатура аминов. Амины как органические основания: реакции с кислотами и водой. Применение и получение простейших аминов (реакция аммиака со спиртом)       1 Модуль 4

Методика составления тестовых заданий и заданий со свободным ответом (на материале темы «Амины. Анилин»)

2 Анилин, его строение, взаимное влияние атомов в молекуле. Химические свойства анилина: основные свойства и реакции замещения в бензольное кольцо. Получение анилина из нитробензола. Значение анилина      
3 Аминокислоты. Строение аминокислот. Изомерия и номенклатура аминокислот, их физические свойства       2 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования опытов, доказывающих наличие функциональных групп в растворах аминокислот (рекомендации для учеников-прокторов).

Модуль 4

Методика организации самостоятельной работы в микрогруппах под руководством учеников-прокторов (при изучении свойств аминокислот по разным функциональным группам)

4 Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: реакции по карбоксильной группе и аминогруппе. Синтез пептидов, их строение   Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот (проводит ученик-проктор)  
5 Белки. Строение белковых молекул. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Роль белков в природе       3 Модуль 3

Методика проведения лабораторных опытов, иллюстрирующих важнейшие свойства белков, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов

6 Физические и химические свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции (биуретовая и ксантопротеиновая)   Растворимость белков в воде. Денатурация белков при нагревании. Цветные реакции белков (биуретовая и ксантопро-теиновая)  
7 Обобщение знаний по азотсодержащим органическим соединениям       4 Модуль 4

Методика проведения зачета (по материалам темы «Амины. Аминокислоты. Белки»)

8 Зачет по теме 7          

Тема 8. Обобщение сведений по курсу неорганической химии (5 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Современная теория строения органических соединений. Виды изомерии       1 Модуль 4

Методика организации работы ученика-проктора с микрогруппой по контролю знаний учащихся о строении и важнейших свойствах основных классов органических веществ

2 Зависимость свойств вещества от его химического, электронного и пространственного строения. Важнейшие свойства основных классов органических веществ      
3 Генетическая связь между различными классами органических соединений       2 Модуль 4

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между различными классами органических соединений

4 Обобщающий урок по теме 8      
5 Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними”»       3 Модуль 3

Методика организации практической работы «Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Методика контроля учениками-прокторами экспериментальных умений учащихся

Тема 9. Взаимосвязь неорганической и органической химии (2 ч)

У р о к

Элективный курс

Содержание урока

Демонстрации

Лабораторные опыты

Расчетные задачи

Содержание занятия

1

Обзор основных химических понятий: о веществе, химическом элементе и химической реакции

 

 

 

1

Модуль 4

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, доказывающие генетические связи между основными классами неорганических и органических соединений

2

Единство природы органических и неорганических веществ. Генетическая связь между основными классами неорганических и органических соединений

 

 

 

Тема 10. Профессия учителя химии (3 ч)

Урок

Элективный курс

Содержание урока

Демонстрации

Лабораторные опыты

Расчетные задачи

Содержание занятия

1

Экскурсия на кафедру химии педагогического вуза

 

 

 

1

 

Модуль 4

Значение использования деловых игр при обучении химии. Методика подготовки и проведения деловой игры на уроке химии

 

2

Деловая игра «Я б в учителя пошел – пусть меня научат!» (о профессии учителя химии среди других профессий)

 

 

 

3

«Учить детей – моя мечта» (творческая встреча с учителями химии и студентами педвуза – бывшими учениками школы (района))

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru