Химическая лихорадкаУрок-игра • обобщение знанийЦель. Систематизировать знания по неорганической и органической химии, вспомнить ученых-химиков, которые внесли наибольший вклад в развитие химии, развить у учащихся умения систематизировать знания и применять их на практике. Оборудование. Трехцветные номерки, подготовленные ответы на видеокассете. ХОД УРОКА Учитель проводит инструктаж по уроку. Рассказывает, что игра строится по образцу телепередачи «Золотая лихорадка». В первых трех турах принимает участие весь класс. По одному победителю каждого тура отбирают для игры в 4-м туре. Победитель 4-го тура выполняет задание 5-го тура. Для объективности оценки выбирается жюри из трех учащихся. Объявляется, что все победители будут награждены ценными призами. Игра проводится в течение 40 мин. 1-й тур Задание. Назовите фамилии известных ученых, упоминавшихся при изучении химии в 8–10-х классах. 1. Основоположник атомно-молекулярного учения, сформулировал закон сохранения массы веществ. (Михаил Васильевич Ломоносов.) 2. Впервые составил таблицы относительных атомных масс, внес вклад в атомно-молекулярное учение. (Джон Дальтон.) 3. Определил элементы как первоначальные простые вещества. (Роберт Бойль.) 4. Ввел обозначения химических элементов, определил атомные массы 45 элементов. (Йенс Якоб Берцелиус.) 5. Исследовал состав различных оксидов и сульфидов, открыл закон постоянства состава химических соединений. (Жозеф Луи Пруст.) 6. Ввел понятие «валентность». (Эдуард Франкланд.) 7. Изучил состав вохдуха. (Карл Вильгельм Шееле.) 8. Получил кислород разложением оксида ртути и изучил его свойства. (Джозеф Пристли.) 9. Экспериментально доказал состав воздуха и опроверг теорию флогистона. (Антуан Лоран Лавуазье.) 10. Получил водород в чистом виде. (Генри Кавендиш.) 11. Основоположник физической химии, составил вытеснительный ряд металлов. (Николай Николаевич Бекетов.) 12. Доказал существование положительно заряженного ядра в атомах. (Эрнест Резерфорд.) 13. Открыла явление радиоактивности, а также радиоактивные элементы – полоний и радий. (Мария Склодовская-Кюри.) 14. Открыл периодический закон и создал периодическую систему элементов, разработал гидратную теорию растворов, уделял много внимания вопросам технологии нефти. (Дмитрий Иванович Менделеев.) 15. Открыл закон о газах: в равных объемах разных газов содержится одинаковое число молекул. (Амедео Авогадро.) 16. Сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации. (Сванте Август Аррениус.) 17. Открыл реакцию восстановления нитросоединений и получил анилин. Доказал, что амины – органические основания. (Николай Николаевич Зинин.) 18. Предложил теорию строения белковой молекулы. (Александр Яковлевич Данилевский.) 19. Научные работы посвящены химии углеводов, белков, пуриновых соединений. (Эмиль Герман Фишер.) 20. Изучил процессы травления железа хлороводородом. Развил теорию окислительно-восстановительных процессов в металлургии. (Александр Александрович Байков.) 21. Основоположник учения об органическом катализе. Синтезировал ряд аминокислот. Занимался вопросами химии нефти. (Николай Дмитриевич Зелинский.) 22. Установил, что жиры расщепляются под действием воды, в результате образуются глицерин и карбоновые кислоты. (Мишель Эжен Шеврель.) 23. При нагревании глицерина с высшими карбоновыми кислотами получил жир и воду. (Марселен Бертло.) 24. Русский металлург, получил литую сталь. (Павел Петрович Аносов.) 25. Разработал наилучшие условия отливки, ковки и термической обработки стали. (Дмитрий Константинович Чернов.) 26. Получил новый элемент хром в свободном состоянии из сибирской свинцовой руды. (Луи Никола Воклен.) 27. Разработал способ получения азотной кислоты окислением аммиака в присутствии платинового катализатора. (Иван Иванович Андреев.) 28. Изучил фтор- и фосфорорганические соединения. (Иван Людвигович Кнунянц.) 29. Основоположник теории органических соединений. (Александр Михайлович Бутлеров.) 2-й тур Задание. Укажите, чьи имена носят следующие реакции. * Отмеченные звездочкой реакции не закрепились в литературе под такими названиями. Это авторское видение вопроса. Хотя, действительно, Н.Н.Семенов изучал цепные реакции, к ним относится хлорирование метана, В.В.Марковников сформулировал правило присоединения галогеноводородов по двойной связи, а А.М.Зайцев установил правило отщепления галогеноводородов от алкилгалогенидов. – Прим. ред. 3-й тур Задание. Установите соответствие между названиями органических веществ и их химическими формулами. В состав каждого из веществ, а для крахмала и целлюлозы – в состав структурного звена входит 6 атомов углерода.
Ответ. 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г,
5 – д, 6 – е, 4-й тур Задание. Назовите города Ханты-Мансийского автономного округа, в которых развиты следующие отрасли промышленности, связанные с химией: 1) нефте- и газодобывающая (Сургут, Нижневартовск, Радужный, Пыть-Ях, Когалым, Нягань); 2) нефтеперерабатывающая (Пыть-Ях, Нягань, Когалым, Урай); 3) деревообрабатывающая (Ханты-Мансийск, Урай, Советский, Междуреченск, Сургут); 4) металлообрабатывающая (Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск); 5) строительных материалов (Нижневартовск, Радужный, Локосово, Сургут, Нефтеюганск, Урай, Пионерский); 6) энергетическая (Нижневартовская, Сургут); 7) легкая отрасль промышленности (Нижневартовск, Сургут, Югорск); 8) полимерная (Нягань, Сургут); 9) производство кирпича (Пионерский, Югорск, Локосово, Пыть-Ях, Мортка, Луговой, Ваховской); 10) производство битума (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск). 5-й тур Задание. Назовите производства, связанные с химией, в г. Нягань. Ответ. Деревообрабатывающий завод, нефтедобывающие и газодобывающие предприятия, нефтеперерабатывающий завод, очистные сооружения, энергетические и топливные предприятия; кварцевый завод, объединение «Обьполимер». В конце урока вручаются призы победителям игры (4-го и 5-го туров), выставляются оценки наиболее активным учащимся. Г.Л.КАРИНА,
|