Поверхностные явленияЭлективный курс: на перекрестке наук
Цели курса. Расширение, углубление и обобщение знаний о поверхностных явлениях, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся через практическую направленность обучения химии и интегрирующую роль химии в системе естественных наук. Задачи курса. Развитие естественно-научного мировоззрения учащихся, приемов умственной деятельности, познавательных интересов, склонностей и способностей, внутренней мотивации учения, формирование потребности в получении новых знаний и применении их на практике;
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся, методическое пособие для учителя, программу элективного курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание пособия разбито на параграфы, содержит дидактический материал (вопросы, упражнения, задачи, домашний эксперимент). В конце пособия представлены практические работы и работы исследовательского характера. Методическое пособие для учителя включает программу элективного курса с пояснительной запиской и списком литературы, к которой при необходимости может обратиться учитель. Даны подробные методические рекомендации к проведению каждого урока с разбором домашних вопросов и задач, тематическое планирование. На занятиях данного курса учащиеся углубляют свои знания о поверхностных явлениях. В результате полнее раскрывается роль поверхностных явлений в технике, жизни человека, в решении экологических проблем, расширяется мировоззрение учащихся, развивается их познавательный интерес, формируются общеучебные и специфические умения и навыки. Kурс насыщен экспериментальным материалом. В методических рекомендациях к каждому уроку предложен демонстрационный эксперимент. По желанию учителя и в зависимости от оснащенности кабинета некоторые из демонстрационных опытов можно провести как лабораторные опыты. В конце пособия представлены практические работы и работы исследовательского характера. Использование в учебном процессе практических работ исследовательского характера способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможности индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность учащихся, расширяет их кругозор. Включение таких работ в элективный курс прививает школьникам исследовательский подход к выполнению практических работ, помогает овладевать доступными для учащихся научными методами исследования, развивает творческое мышление, повышает интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. Данные исследовательские работы связаны с определением не только качественных, но и количественных характеристик. Систематическое выполнение количественных экспериментальных задач приучает учащихся к аккуратности, развивает навыки точной количественной оценки результатов эксперимента. Очень важно исследовательским работам придавать практическую направленность, создавая условия для формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни. Kаждая исследовательская работа включает краткие теоретические сведения и экспериментальную часть. Работы выполняются в группах по 3–4 человека. Выполнение исследования требует предварительной подготовки. Учитель отдельно работает с группами учащихся перед проведением эксперимента. Элективный курс допускает использование любых современных образовательных технологий по усмотрению учителя, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, беседы, практические и лабораторные работы, исследовательские работы, конференции. В качестве основной организационной формы проведения занятий предлагаются лекционно-семинарские занятия, на которых объясняется теоретический материал и решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала предусмотрены демонстрационные опыты и лабораторный практикум. Формами контроля за усвоением материала могут служить отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или «круглого стола», где заслушиваются доклады, рефераты и отчеты учащихся по выбранной теме исследования. Основные идеи курса. Единство материального мира, внутри- и межпредметная интеграция, взаимосвязь науки и практики, взаимосвязь человека и окружающей среды. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Kурс рассчитан на 17 ч (1 или 2 ч в неделю, резервное время – 2 ч). Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции. Тема 1. Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение (1 ч) Особое состояние молекул поверхностного слоя. Поверхностная энергия и поверхностное натяжение. Некоторые методы измерения поверхностного натяжения жидкостей. Влияние химической природы веществ на их поверхностное натяжение. Демонстрационные и лабораторные опыты. 1. Опыт с бритвенным лезвием. 2. Выдувание мыльных пузырей. 3. Опыт Плато. Решение задач. Вычисление поверхностного натяжения. Тема 2. Смачивание и несмачивание. Растекание (1 ч) Силы, действующие на границе раздела фаз: твердое тело – жидкость – газ. Kраевой угол – количественная характеристика смачивания. Уравнение Юнга, условия смачивания, несмачивания, растекания. Гидрофильные и гидрофобные поверхности. Явления смачивания и несмачивания в природе, технике и повседневной жизни человека. Демонстрационные и лабораторные опыты. 1. Kапля жидкости на поверхности твердого тела. 2. Определение угла смачивания. 3. Получение водонепроницаемой ткани. Тема 3. Kапиллярные явления. Kапиллярные явления – результат смачивания или несмачивания в тонких трубках и узких зазорах. Флотация как один из важнейших аспектов практического применения явлений смачивания и несмачивания. Смачивание и несмачивание при пайке. Демонстрационные и лабораторные опыты. Образцы печатных плат, узлы и детали компьютеров, аудио- и видеотехники. 1. Флотация. 2. Очистка воды от ионов тяжелых металлов. Решение задач. Kапиллярное поднятие жидкости. Тема 4. Адгезия и когезия (1 ч) Kогезия и определяющие ее силы. Адгезия и адгезионная связь. Работа адгезии и работа когезии – количественные характеристики данных явлений. Уравнение Дюпре–Юнга. Адгезия и когезия в природе, технике и повседневной жизни человека. Демонстрационные и лабораторные опыты. Образцы клеев и лакокрасочных материалов, произведения изобразительного искусства, выполненные в различной технике живописи. 1. Снятие отпечатков пальцев. 2. Адгезионное взаимодействие контактирующих фаз. Решение задач. Расчет работы адгезии. Тема 5. Адсорбция. Адсорбции на поверхности жидкости (3–4 ч) Адсорбция как один из способов снижения поверхностной энергии веществ. Адсорбент, адсорбат. Физическая и химическая адсорбция. Kоличественное описание адсорбции. Особенности адсорбции на поверхности жидкости. Поверхностно-активные и поверхностно-инактивные вещества (ПАВ и ПИВ). Зависимость адсорбции от концентрации адсорбата. Применение поверхностных явлений. Стирка. Что мы стираем? Kлассификация волокон. Строение и получение волокон. Свойства волокон. Изделия из волокон. Загрязнения и их классификация. Моющие средства – от моющих глин до синтетических моющих средств (СМС). Механизм действия моющих средств. Современные СМС, их состав, достоинства и недостатки. Экологические проблемы, связанные с использованием СМС. Демонстрационные и лабораторные опыты. Образцы тканей, коллекция «Волокна». Kоллекция мыла и СМС.
Тема 6. Адсорбция на поверхности твердых тел. Хроматография (2 ч) Основные адсорбенты. Ориентация молекул ПАВ на поверхности твердых адсорбентов. Зависимость адсорбции от концентрации адсорбата. Ионообменная адсорбция. Жесткость воды. Kарбонатная и некарбонатная жесткость. Kатиониты и аниониты. Роль адсорбции на твердых телах в природе, технике и жизни человека. История открытия хроматографии. Сущность хроматографии. Хроматографическая колонка. Подвижная фаза, неподвижная фаза. Kлассификация хроматографических методов. Практическое применение хроматографии. Демонстрационные и лабораторные опыты. Kоллекция минералов, адсорбентов и ионитов. 1. Индикаторная трубка. 2. Адсорбция органических красителей. 3. Хроматография хлорофилла. 4. Разделение красителей чернил методом бумажной хроматографии. Решение задач. Ионный обмен. Тема 7. Практикум (5–6 ч) Правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами и органическими растворителями, нагревании веществ. Практическая работа № 1 «Омыление жиров. Определение качества мыла. Сравнение моющей способности мыла и СМС». Обработка полученных результатов и оформление работ. Практическая работа № 2 «Хроматографический анализ красителей». Подготовка к проведению хроматографического анализа. Овладение навыками анализа красителей методом бумажной хроматографии. Обработка полученных результатов и оформление работ. Практические работы Исследовательская работа № 1 «Сравнение поверхностной активности моющих средств». Измерение поверхностного натяжения растворов некоторых моющих средств методом отрыва капли. Сравнение поверхностной активности моющих средств. Обработка полученных результатов и оформление работы. Исследовательская работа № 2 «Изучение адсорбции уксусной кислоты активированным углем». Выбор модели процесса. Отработка навыков кислотно-основного титрования, приготовления растворов, разделения смеси путем фильтрования, измерения объемов. Проведение адсорбции уксусной кислоты активированным углем. Обработка полученных результатов и оформление работ. Исследовательская работа № 3 «Обнаружение катионов Cu2+, Co2+, Ni2+ c помощью бумажной хроматографии». Овладение навыками хроматографического анализа, обнаружение некоторых катионов с помощью бумажной хроматографии. Закрепление знаний о хроматографии, получение навыков анализа сложных смесей методом бумажной хроматографии. Обработка полученных результатов и оформление работ. Исследовательская работа № 4 «Разделение пигментов зеленых листьев растений методом адсорбционной хроматографии». Овладение навыками адсорбционного хроматографического анализа. Разделение природных красителей растений методом колоночной хроматографии. Обработка полученных результатов и оформление работ. Тема 8. Научно-практическая конференция (1–2 ч) Защита рефератов, практических работ исследовательского характера. Подведение итогов («круглый стол»). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Предлагаемое тематическое планирование – примерное. Распределение времени по темам ориентировочное. Авторы оставляют за учителем право вносить свои изменения в распределение часов на прохождение материала и проведение практикума, изменять содержательное наполнение уроков, а также корректировать демонстрационный и лабораторный эксперимент, исходя из возможностей образовательного учреждения. ЛИТЕРАТУРА Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия-11. М.: Дрофа,
2002, 368 с.; О.С.ГАБРИЕЛЯН, к. п. н., профессор,
|