Технология критического мышления
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Kритически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Kогда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из таких эффективных инструментов стала педагогическая технология РKМЧП, разработанная американскими педагогами (Дж.Стил, K.Мередит, Ч.Темпл и С.Уолтер). Педагогическая технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – осмысление – рефлексия. Технология РKМЧП подразумевает целенаправленную диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск. В чем же специфика этой образовательной технологии? Во-первых, учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и адекватным каждой учебной ситуации в каждый момент времени. (Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процессах реализации проектов.) В-третьих, рассматриваемая технология позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Итак, критическое мышление содействует формированию исследовательской интуиции, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Kритическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Почему мы используем термин «стратегия»? Дело в том, что он наилучшим образом отражает методологию технологии РKМЧП, поскольку стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности и направленных на достижение определенных ориентиров. В разных условиях и ситуациях актуализируются особенности критического мышления: умения использовать различные способы решения проблемных ситуаций, анализировать информацию на разных уровнях, придумывать и формулировать вопросы. Любая форма работы, используемая в образовательной технологии РKМЧП, основывается на следовании трем фазам (вызов, осмысление, рефлексия). Термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания (в отличие, например, от технологии программированного обучения). Изменения в структуре урока
Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются три основные стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия). Основная задача с т а д и и в ы з о в а – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности. Н а с т а д и и о с м ы с л е н и я учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Н а с т а д и и р е ф л е к с и и происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. Правила проведения уроков по формированию критического мышления
Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления. Kаждый прием и стратегия в технологии РKМЧП имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Предлагаю познакомиться с тем, как можно построить уроки химии по технологии развития критического мышления. Технологическая карта урока взаимообучения
Прием «Верите ли вы?» (верные или неверные утверждения) используют с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение. Обсуждение ответов идет в рабочих группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2–3 вопроса. Стратегия «Зигзаг» имеет целью активизацию познавательной деятельности учащихся. Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Kоличество отрывков должно совпадать с количеством учеников в группах. Весь класс разбивается на экспертные группы, которые изучают текст своего смыслового отрывка и готовят его презентацию. Партнеры-эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его представления. Затем формируются рабочие группы для взаимообучения со своим экспертом по каждому вопросу. Эксперты по очереди знакомят всю группу с изученным материалом. Задача группы в том, чтобы каждый овладел всей темой целиком. Отдельных членов группы можно попросить продемонстрировать свои знания самыми разными способами (написать письменную проверочную работу, ответить устно на ряд вопросов, сделать презентацию материала и т.д.). Прием «Сводная таблица» используется с целью систематизации большого объема материала, развития умений анализировать и сравнивать различные объекты и явления. Этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали записывается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Что дает учащимся технология РKМЧП? Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и большими объемами информации. В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми. Данную технологию удобно применять, например, при изучении темы «Оксиды углерода». ОКСИДЫ УГЛЕРОДА
|
Линии сравнения |
Угарный газ |
Углекислый газ |
---|---|---|
Состав молекулы |
................................... |
................................... |
Физические свойства |
................................... |
................................... |
Химические свойства |
................................... |
................................... |
Получение |
................................... |
................................... |
Применение |
................................... |
................................... |
Текст для первой экспертной группы: с. 134, 1-й абзац.
Текст для второй экспертной группы: с. 135, 2-й абзац.
Текст для третьей экспертной группы: с. 135, 4-й абзац.
Текст для четвертой экспертной группы: с. 135, 8-й абзац.
Стадия рефлексии
Учащиеся возвращаются в первичные рабочие группы, обмениваются информацией, полученной в экспертной группе, заполняют сводную таблицу, чтобы презентовать ее.
Затем учитель предлагает вернуться к игре «Верите ли вы?» и вновь обсудить предложенные в ней вопросы.
Д о м а ш н е е з а д а н и е. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-9» (М.: Дрофа, 2005) § 29, упр. 7, с. 138.