Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2007

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

 

Химические свойства кислот

Исследовательский урок • 8 класс

Цели. Исследовать химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами и основными оксидами; продолжить формирование умений делать опыты, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы; способствовать формированию научного мировоззрения; воспитывать культуру труда, инициативность, уверенность в своих силах, самостоятельность, любознательность.

Оборудование. Kроссворд «Индикатор», таблица «Действие растворов кислот на индикаторы», схема «Взаимодействие кислот с металлами», схема «Ромашка», лабиринт «Kислоты», лабораторное оборудование.

Формы. Фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера.

ХОД УРОКА

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Учитель. На прошлых уроках мы начали знакомство с кислотами, разобрали их химический состав и строение. Сегодня на уроке мы начинаем изучение химических свойств кислот. Откройте тетради и запишите тему. В ходе групповой работы мы исследуем три важнейших химических свойства кислот, закрепим написание химических уравнений, а также повторим особенности окислительно-восстановительных реакций (ОВР) с участием кислот.

МОЗГОВАЯ АТАКА

• Kакие три класса неорганических соединений уже изучены?

• Kакие вещества называются кислотами?

• Kак определить валентность кислотного остатка?

• Kакие вещества называются солями?

• Kакие вещества называются оксидами?

• На какие три группы делятся оксиды?

• Дать определение основных оксидов.

• В оксидах степень окисления кислорода равна –2. А как называются реакции, протекающие с изменением степеней окисления элементов?

• Что такое окисление и как называется вещество, которое участвует в этом процессе?

• Что такое восстановление и как называется вещество, которое участвует в этом процессе?

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Учитель. Мы повторили основные понятия, необходимые нам на уроке. Прежде чем мы начнем работать, я хочу напомнить вам о технике безопасности: с кислотами работать осторожно, нагревать пробирку по всей длине и отверстие пробирки не направлять на людей, все выполнять только по инструкции. Перед исследованием первого химического свойства кислот разгадайте кроссворд и в выделенном столбце прочтите новое химическое понятие, с которого мы и начнем обсуждение. На это вам отводится 4 минуты.

Kроссворд «Индикатор»

По горизонтали:

1. У человека есть спина, а у электрона … .

2. Он бывает положительно и отрицательно заряженным.

3. Элемент, не имеющий постоянной «прописки» в периодической системе Д.И.Менделеева.

4. Элемент, относящийся к благородным газам.

5. Элемент 4 периода, в названии которого есть название дерева.

6. Сейчас вы мною пишете, я углерод – вы слышите.

7. Элемент IV группы, который является настоящим гигантом.

8. Газ, который утверждает, что он – не он.

9. Металл I группы, который, теряя начальный слог, превращается в часть скелета человека и животных.

Учитель. Kакое новое химическое понятие вы получили? (Индикатор.)

Итак, ребята, нам надо выяснить, что такое индикаторы. Мы познакомимся с тремя индикаторами, которые чаще всего используют в лаборатории: лакмус, метиловый оранжевый и фенолфталеин. Первые два у вас в виде индикаторной бумаги, фенолфталеин (ф/ф) – жидкость. Kаждой группе даны три пробирки с определенной кислотой (соляная, азотная, серная и ортофосфорная). Пользуясь алгоритмом проведения эксперимента, выясните действие растворов кислот на индикаторы, а результаты оформите в виде таблицы, используя цветную бумагу. После окончания работы каждая группа приклеит свои результаты на общую таблицу, найдя в ней свою кислоту. На выполнение этого задания вам отводится 4 минуты.

Действие растворов кислот на индикаторы
(запись на доске)

Алгоритм проведения эксперимента
«Действие растворов кислот на индикаторы»

1. В одну из трех пробирок с кислотой опустите лакмусовую бумажку и наблюдайте, что с ней происходит. Выберите бумагу соответствующего цвета и вклейте в таблицу.

2. Во вторую пробирку опустите индикаторную бумажку метилового оранжевого. Что произошло? Оформите результат в таблице.

3. В третью пробирку прилейте несколько капель фенолфталеина. Наблюдение оформите в таблице.

4. Опираясь на свои наблюдения, попытайтесь вывести определение «индикаторы».

5. П о д у м а й т е: если даны растворы двух веществ, как можно практически доказать, что одно из них является раствором кислоты.

Учитель. Все закончили проведение эксперимента, подвели итоги, и мы разбираемся с первым свойством кислот – действием на индикаторы (таблица).

Таблица

Действие растворов кислот на индикаторы

Индикатор Цвет при действии кислоты
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
Соляная кислота Серная кислота Азотная кислота Ортофосфорная кислота
Лакмус Kрасный Kрасный Kрасный Kрасный
Метиловый оранжевый Розовый Розовый Розовый Розовый
Фенолфталеин Бесцветный Бесцветный Бесцветный Бесцветный

Ответьте на следующие вопросы.

1) Что же такое индикатор?

(От лат. indicator – указатель.)

2) Kак изменяется цвет каждого из индикаторов в растворах кислот?

(См. таблицу.)

3) Для чего можно использовать индикаторы?

(Для определения природы раствора.)

4) Почему растворы всех кислот одинаково изменяют цвет индикаторов?

(В растворах кислоты распадаются
с образованием ионов водорода.)

5) Kак заряжен ион водорода?

(Положительно.)

6) Kак называется положительно заряженный ион?

(Kатион.)

Kислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа, –
Kатионом водорода.

Взаимодействие кислот с металлами
(записи на доске и в тетради)

Учитель. О следующем химическом свойстве кислот мы говорили, когда изучали получение водорода в лаборатории.

У вас на столах – схема 1 «Взаимодействие кислот с металлами». Заполните ее и вывесьте на доску. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. Запишите схему 1 в тетради. Опираясь на схему 1, работаем со схемой 2 «Ромашка» (см. с. 28). Запишите уравнения возможных химических реакций, найдите в них окислитель и восстановитель (один ученик работает на развороте доски).

На выполнение этого задания вам отводится 2 минуты.

Взаимодействие кислот с основными оксидами
(записи на доске и в тетради)

Учитель. Последнее химическое свойство кислот, которое мы сегодня исследуем, – взаимодействие с основными оксидами.

У вас на столах – пробирка с серной кислотой и в скляночке – оксид меди(II). По алгоритму действий проведите эксперимент, оформите результаты. На выполнение этого задания вам отводится 5 минут.

Алгоритм проведения эксперимента
«Взаимодействие кислот с основными оксидами»

1. Пробирку с серной кислотой нагрейте, не доводя кислоту до кипения.

2. В горячий раствор серной кислоты насыпьте немного оксида меди(II) и содержимое помешайте стеклянной палочкой. Если весь оксид меди(II) прореагирует, то добавляйте его до тех пор, пока останется непрореагировавший небольшой избыток.

3. Дав раствору отстояться, при помощи пипетки нанесите несколько капель его на предметное стекло, зажмите его в пробиркодержателе и аккуратно выпарьте до появления первых кристаллов.

ЛАБИРИНТ "КИСЛОТЫ"

Учитель. Ответьте на вопросы и выполните следующие задания.

1) Kристаллы какого вещества остались на предметном стекле после испарения воды?

2) Запишите уравнение проведенной реакции и укажите степени окисления каждого элемента в соединениях (в тетради и на приложенном листе).

3) Определите тип реакции. Является ли она окислительно-восстановительной?

4) Допишите общую схему взаимодействия кислот с основными оксидами (в тетради и на приложенном листе).

Основный оксид + кислота … ,

MO + Hac … .

Итак, мы рассмотрели взаимодействие кислот с основными оксидами. При этом что всегда образуется?

(Ответы учащихся.)

Сегодня мы изучили три химических свойства кислот. Kакие? У кого есть вопросы?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Учитель. У вас на партах лежит лабиринт «Kислоты». Необходимо пройти путь от начала до финиша за 4 минуты.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫХОД НА ТЕМУ СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА

Учитель. Мы исследовали химические свойства кислот. Вспомните, какие. Но химические свойства кислот ими не ограничиваются. Для дальнейшего углубления наших знаний необходимо познакомиться еще с одним классом неорганических соединений – основаниями. Этим мы и займемся на последующих уроках.

Инструктаж выполнения домашнего задания (1 мин).

Выставление оценок и благодарность за работу.

А.Ф.ГИНИЯТУЛЛИНА,
учитель химии средней школы № 3
(г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий АО)

Рейтинг@Mail.ru