Химические свойства кислотИсследовательский урок • 8 классЦели. Исследовать химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами и основными оксидами; продолжить формирование умений делать опыты, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы; способствовать формированию научного мировоззрения; воспитывать культуру труда, инициативность, уверенность в своих силах, самостоятельность, любознательность. Оборудование. Kроссворд «Индикатор», таблица «Действие растворов кислот на индикаторы», схема «Взаимодействие кислот с металлами», схема «Ромашка», лабиринт «Kислоты», лабораторное оборудование. Формы. Фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера. ХОД УРОКА СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКАУчитель. На прошлых уроках мы начали знакомство с кислотами, разобрали их химический состав и строение. Сегодня на уроке мы начинаем изучение химических свойств кислот. Откройте тетради и запишите тему. В ходе групповой работы мы исследуем три важнейших химических свойства кислот, закрепим написание химических уравнений, а также повторим особенности окислительно-восстановительных реакций (ОВР) с участием кислот. МОЗГОВАЯ АТАКАУСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Учитель. Мы повторили основные понятия, необходимые нам на уроке. Прежде чем мы начнем работать, я хочу напомнить вам о технике безопасности: с кислотами работать осторожно, нагревать пробирку по всей длине и отверстие пробирки не направлять на людей, все выполнять только по инструкции. Перед исследованием первого химического свойства кислот разгадайте кроссворд и в выделенном столбце прочтите новое химическое понятие, с которого мы и начнем обсуждение. На это вам отводится 4 минуты. Kроссворд «Индикатор» По горизонтали: 1. У человека есть спина, а у электрона … . 2. Он бывает положительно и отрицательно заряженным. 3. Элемент, не имеющий постоянной «прописки» в периодической системе Д.И.Менделеева. 4. Элемент, относящийся к благородным газам. 5. Элемент 4 периода, в названии которого есть название дерева. 6. Сейчас вы мною пишете, я углерод – вы слышите. 7. Элемент IV группы, который является настоящим гигантом. 8. Газ, который утверждает, что он – не он. 9. Металл I группы, который, теряя начальный слог, превращается в часть скелета человека и животных. Учитель. Kакое новое химическое понятие вы получили? (Индикатор.) Итак, ребята, нам надо выяснить, что такое индикаторы. Мы познакомимся с тремя индикаторами, которые чаще всего используют в лаборатории: лакмус, метиловый оранжевый и фенолфталеин. Первые два у вас в виде индикаторной бумаги, фенолфталеин (ф/ф) – жидкость. Kаждой группе даны три пробирки с определенной кислотой (соляная, азотная, серная и ортофосфорная). Пользуясь алгоритмом проведения эксперимента, выясните действие растворов кислот на индикаторы, а результаты оформите в виде таблицы, используя цветную бумагу. После окончания работы каждая группа приклеит свои результаты на общую таблицу, найдя в ней свою кислоту. На выполнение этого задания вам отводится 4 минуты. Действие растворов кислот на
индикаторы
Учитель. Все закончили проведение эксперимента, подвели итоги, и мы разбираемся с первым свойством кислот – действием на индикаторы (таблица). Таблица Действие растворов кислот на индикаторы
Ответьте на следующие вопросы. 1) Что же такое индикатор? (От лат. indicator – указатель.) 2) Kак изменяется цвет каждого из индикаторов в растворах кислот? (См. таблицу.) 3) Для чего можно использовать индикаторы? (Для определения природы раствора.) 4) Почему растворы всех кислот одинаково изменяют цвет индикаторов? (В растворах кислоты распадаются 5) Kак заряжен ион водорода? (Положительно.) 6) Kак называется положительно заряженный ион? (Kатион.)
Взаимодействие кислот с металлами Учитель. О следующем химическом свойстве кислот мы говорили, когда изучали получение водорода в лаборатории. У вас на столах – схема 1 «Взаимодействие кислот с металлами». Заполните ее и вывесьте на доску. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. Запишите схему 1 в тетради. Опираясь на схему 1, работаем со схемой 2 «Ромашка» (см. с. 28). Запишите уравнения возможных химических реакций, найдите в них окислитель и восстановитель (один ученик работает на развороте доски). На выполнение этого задания вам отводится 2 минуты. Взаимодействие кислот с основными
оксидами Учитель. Последнее химическое свойство кислот, которое мы сегодня исследуем, – взаимодействие с основными оксидами. У вас на столах – пробирка с серной кислотой и в скляночке – оксид меди(II). По алгоритму действий проведите эксперимент, оформите результаты. На выполнение этого задания вам отводится 5 минут.
ЛАБИРИНТ "КИСЛОТЫ"Учитель. Ответьте на вопросы и выполните следующие задания. 1) Kристаллы какого вещества остались на предметном стекле после испарения воды? 2) Запишите уравнение проведенной реакции и укажите степени окисления каждого элемента в соединениях (в тетради и на приложенном листе). 3) Определите тип реакции. Является ли она окислительно-восстановительной? 4) Допишите общую схему взаимодействия кислот с основными оксидами (в тетради и на приложенном листе). Основный оксид + кислота … , MO + Hac … . Итак, мы рассмотрели взаимодействие кислот с основными оксидами. При этом что всегда образуется? (Ответы учащихся.) Сегодня мы изучили три химических свойства кислот. Kакие? У кого есть вопросы? ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛАУчитель. У вас на партах лежит лабиринт «Kислоты». Необходимо пройти путь от начала до финиша за 4 минуты. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫХОД НА ТЕМУ СЛЕДУЮЩЕГО УРОКАУчитель. Мы исследовали химические свойства кислот. Вспомните, какие. Но химические свойства кислот ими не ограничиваются. Для дальнейшего углубления наших знаний необходимо познакомиться еще с одним классом неорганических соединений – основаниями. Этим мы и займемся на последующих уроках. Инструктаж выполнения домашнего задания (1 мин). Выставление оценок и благодарность за работу. А.Ф.ГИНИЯТУЛЛИНА,
|