Прошлое и настоящее идеи
«химия – с седьмого класса»
Поводом для написания данного материала
послужила статья [1]. Как следует из содержания
статьи (весьма добротной и обстоятельной), в РФ
только за последние годы в опыте отдельных
учителей и коллективов наметилась тенденция
изучения химии начиная с 7-го класса. Обычно – как
пропедевтика химических знаний, редко – как
учебный предмет. На Украине, начиная с этого
учебного года, химия в 7-м классе становится
точкой отсчета в системе школьного химического
образования, и эти учащиеся будут заканчивать
уже 12-летнюю школу.
Теперь перейду непосредственно к своим идеям и
своему опыту. Мое участие в Первом всесоюзном
учительском конкурсе «Учитель года-90» (см.:
Радянська школа, 1990, № 11) способствовало тому, что
оперативно появилась моя статья [2]. Время было
переломное: школа находилась на стадии
реформирования, а Советский Союз практически уже
перестал существовать. Украина, став
самостоятельным, независимым, суверенным
государством, как и все республики, входившие в
состав Союза, активнее всего занялась проблемами
школы. У меня были опыт, идеи, и я их сформулировал
в названной статье и в ряде других публикаций. В
статье была обоснована необходимость изучения
химии в школе (это значительная часть статьи).
Здесь же приведу фрагмент статьи (в переводе с
украинского): «...в концепцию школьного
химического образования закладывается курс
“Химия-7–11” на том уровне химических знаний для
всех учащихся, который можно назвать минимизированным.
Все, кто получает среднее образование, должны
хотя бы прослушать систематический курс химии. В
таком контексте термин “прослушал” не будет
иметь негативного смысла. Речь идет о людях,
которым химия как наука действительно не нужна,
или же об учащихся, у которых в процессе изучения
естественно-математических наук возникают
определенные затруднения в сфере
интеллектуальной деятельности. Такой ученик,
который “прослушал”, отличается от ученика,
который “не слушал” (не изучал) предмет (я могу
привести примеры известных сегодня людей с таким
“диагнозом”)». Так, химию предлагается изучать с
7-го класса в в виде пропедевтического курса (1 ч в
неделю). Задача курса – быть фундаментом для
более сложных разделов программы. Вместе с
другими предметами (прежде всего математикой и
физикой) создается межпредметная база для
наращивания каркаса химических знаний. Кроме
общенаучных понятий («атом» и «молекула»)
изучаются собственно химические понятия –
«химический элемент», «знаки химических
элементов», «атомная масса», «молекулярная
масса», «вещество», «состав вещества»,
«химическая формула», «химическая реакция»,
«химические и физические явления», «химические
уравнения», «атомно-молекулярное учение».
Определяется предмет химии, сообщается о
применении химии, учащиеся знакомятся с наиболее
известными веществами быта и производства. В
первом приближении можно обсудить вопрос о
методах химии – физическом, химическом,
экспериментальном, визуальном, математическом;
уяснить на наглядно-образном уровне связь
понятий «явление» и «сущность», дать структуру
научных знаний; объяснить, что такое «понятие»,
«теория», «закон».
К середине 2001 г. концепция химического
образования в школе, начиная с 7-го класса [3],
сложилась. Вскоре идею поддержали на
правительственном уровне, была составлена
программа, т.е. спустя 10 лет после моей публикации
систематический курс химии получил формат «7–12».
Идея пропедевтического курса по авторской
программе начала осуществляться с 1990/91 учебного
года. Задача курса – раскрыть учащимся основное
содержание химии как науки, создать некоторую
базу (содержательную, психологическую,
обогащающе-интеллектуальную...) для дальнейшего
формирования мышления на основе знания
химического языка. Программа складывалась
эволюционно и к концу второго тысячелетия была
опубликована в нескольких источниках [4]. Повод и
основание – моя победа во Всеукраинском
конкурсе «Учитель года-98» в номинации «Химия».
Ниже привожу полный текст публикации (в переводе
с украинского).
Этот курс – не часть будущего содержания
школьного курса химии. Его назначение –
формирование научного взгляда на предметы и
процессы природы, методологизация знаний и
мышления. Одновременно это попытка ускорить
умственное развитие учащихся. Ставится задача –
обеспечить большую «стартовую скорость» с
началом изучения систематического курса химии в
8-м классе, практически исключить период
адаптирования к началу изучения новых знаний.
Привычной станет и «понятийно-научная среда» –
своеобразная атмосфера для интеллектуального
«дыхания». На первых уроках в 8-м классе, скорее,
будет происходить воссоздание забытого, нежели
формирование нового. При этом выясняется место
химии в системе научных знаний как эмпирической
и количественной науки. Раскрываются методы
познания и его значение в реальной жизни.
Мышление учащихся выводится на
научно-теоретический уровень с широким
использованием методов абстрагирования,
моделирования, раскрытием логических аспектов
понятий.
Отдельной строкой необходимо сказать о Тетради
[5], у которой есть определенные атрибуты. Стихия
записей (густота, навал...) блокируется, и под
руководством учителя формируется необходимая
графическая культура.
Это так называемая «школа» конспектирования.
Поскольку нивелировать учащихся невозможно, все
процессы, которые происходят на уроке, –
тернистые, требуют многих усилий и терпения.
Таким образом, важно, чтобы ученик прослушал
(т.е. слушал!) этот курс, не пропустив ни одного
занятия, научился делать записи, усвоил
требования учителя и легко вписался в
систематическое изучение химии базового уровня.
К знаниям и умениям учащихся не предъявляется
жестких требований. Дети должны «углубиться» в
атмосферу новых и непривычных для них знаний.
Учащиеся наблюдают новые явления, учатся
моделировать, писать химические формулы, сами
выполняют некоторые опыты, учатся вести тетрадь
и делать записи. Они выясняют, что такое химия как
наука и школьный предмет, какое место она
занимает среди других наук, которые с ней
связаны, какое значение имеет в нашей жизни.
Важно, чтобы учащиеся могли составлять формулы
бинарных соединений, отличали оксиды среди
других веществ, рассчитывали относительную
молекулярную массу сложного вещества.
Школьники должны ориентироваться в
требованиях к определению понятий, знать их
содержание, понимать, что такое факт, закон,
теория, природа, метод, моделирование. Учащиеся
должны понять, что природа едина, следовательно,
между естественными науками и математикой,
которая им служит, невозможно провести границу, а
химия будет изучаться и как многоаспектная, и как
биофизико-математическая наука, т.е. интегрально.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет химии. Химия изучает вещество
(физические тела, вещества) [6]. Демонстрация
горения, его признаки, химическая реакция на
примере превращения меди в оксид меди(II).
Место химии среди других наук о природе и
обществе. Возникновение наук, их связь. Школьные
науки, историчность наук.
Строение физических тел, вещество. Молекула,
атом, протон, нейтрон, электрон. Химическая
реакция как переход атом – молекула.
Атомы химических элементов (физическая и
графическая модель, радиус и масса атомов,
обозначение химических элементов).
Химические свойства атомов химических
элементов. Логический ряд: масса атома, радиус
атома, валентность. Формулы простых веществ:
водород, кислород, озон, хлор, азот. Формулы
бинарных соединений: оксиды меди, ртути, кальция,
магния; хлорид натрия, хлороводород.
Абстрагирование. Химическая формула,
химическая связь.
Немного о химическом языке: формула, реакция,
уравнение. Законы химических реакций: сохранение
атомов химических элементов, разрыв и
образование химических связей.
Химический язык (продолжение): количественная
закономерность реакций и валентность, движение
электронов при образовании химических связей.
Моделирование процессов. Степень окисления –
связь с химическими формулами и периодической
системой [7].
Относительная атомная масса химического
элемента. Относительная молекулярная масса
вещества.
Нахождение степени окисления элементов в
бинарных соединениях – при помощи алгоритмов,
алгебраически, оперативно.
Составление формул бинарных соединений с
помощью алгоритмов.
Количественная характеристика вещества: масса,
число молекул, количество вещества.
Функциональная связь между числом молекул и
количеством вещества, массой и количеством
вещества.
Математическое доказательство и исследование
в химии [8, 9]. Закон дискретности материи [см. 8–10].
Доказательство равенства значений молярной
массы и относительной молекулярной массы. График
функции: масса – количество вещества.
Межпредметные связи: химия – математика –
физика.
Методы решения задач: логический,
аналитический, графический, расчетный,
табличный, алгебраический, экспериментальный.
Логика решения, синтез методов, проверка в рамках
любого метода. Моделирование как метод.
Химическое уравнение – количественная модель
реакции.
Что такое математическая формула в химии?
Понятие как логическая форма мышления
(мышление человека, образование понятий) [11].
Простые вещества – металлы и неметаллы.
Определение понятий через род и видовое отличие.
Практическое занятие. Изучение строения и
свойств пламени.
Практическое занятие. Нагревание меди,
растворение продукта реакции в соляной кислоте.
Окрашивание фенолфталеина в известковой воде,
поглощение продукта выдыхания, растворение
осадка в кислоте.
От явления к сущности. Явления физические,
химические, биологические, их связь. Явление как
начало проникновения в сущность.
Структура научных знаний: факты, идеи,
противоречия, развитие, теория, гипотеза, закон,
классификация.
Урок методологических знаний. Схема структуры
и логики любого ответа (CИЛЛО) [12, 13].
Общее – отдельное – конкретное в химии.
Тройные соединения: основания, кислоты, соли,
органические вещества [см. 6].
Методы познания (исследования) в химии.
Наблюдение, органолептика, эксперимент,
математическое моделирование, физические
исследования. Теоретическое исследование,
логические методы, моделирование.
Для чего необходимы химические реакции [14].
Структура научного химического знания:
основные понятия, законы, теории, группы веществ,
промышленные синтезы; эстафета химических
знаний: школа – вуз – национальная академия
наук.
Человек в прорези химического прицела как
сложная биофизико-химическая система, обмен
веществ [15].
Физика химии. Единство химии с физикой и
математикой.
Образ химии: вещество – состав, строение,
свойства, формула, реакция, уравнение. Логическая
связь: химические свойства – применение –
получение – технология. Количественные
соотношения по всем направлениям. Подтекст:
понятия – законы – теории – факты – гипотезы –
идеи – положения.
Годовая письменная работа по индивидуальному
билету: простые расчеты, определение понятий.
Методологические советы относительно
выполнения – суть вопроса, логическая
последовательность, мотивирование,
придерживание границ (неподменяемость вопроса,
моделирование).
Вариант письменной работы – главные
количественные расчеты по химическим формулам и
уравнениям.
Химия – учебный предмет, который я буду
изучать в школе по государственной программе.
Структурная схема: химия – наука, химия –
промышленность, химия – химизация, химия –
учебный предмет.
Уроки в 7-м классе проводятся 1 раз в неделю. В
идеале – это 35 недель, но капризы календаря,
расписания уроков и другие обстоятельства могут
уменьшить количество уроков.
Ежегодно рождаются новые идеи. В основном это
идеи новых уроков, поэтому программные вопросы
надо рассматривать как живой организм, который
растет, развивается, что-то отмирает, отпадает –
не потому, что оно лишнее, а потому, что
вариативность уроков возможна только в пределах
определенного времени.
Данная программа реализует внутренние
потребности автора, она мало чем напоминает
традиционное преподавание химии и имеет ярко
выраженный гуманитарный характер, потому что
дает необходимые знания.
Размеры статьи не позволяют развернуться для
иллюстративного подтверждения. Спасает то, что
целый ряд вопросов получил освещение в доступных
российскому учителю изданиях. Газета «Химия»
читается и на Украине (о чем свидетельствуют
публикации), поэтому ссылки на источники с
изложением на украинском языке доступны
учителям Украины.
Возвращаясь к исходной точке, хотелось бы
добавить: дело даже не в том, с какого класса
изучать химию, а в том, чем наполнить содержание
курса. Если традиционными вопросами, т.е.
носителями знаний, а не содержанием,
направленным на формирование интеллекта
личности, его познавательного потенциала,
расширяющего горизонты мышления, то лично меня
такой курс не устроил бы. Вместе с тем я бы сделал
все (как и делал на протяжении 36 лет активной
преподавательской деятельности), чтобы
оплодотворить официальное содержание
преподавания этими важнейшими научными соками –
логикой познания и интегральностью знаний,
научным способом мышления.
Л и т е р а т у р а
1. Габриелян О.С. Проблемы выживания
учебного предмета «Химия» в условиях
модернизации школьного образования. Химия (ИД
«Первое сентября»), 2006, № 12, с. 13–19.
2. Шмуклер Ю.Г. Авторська концепцiя шкiльноп
хiмiчноп освiти. Радянська школа, 1991, № 1,
с. 59–63.
3. Буринська Н.М., Величко Л.П., Базелюк I.I.,
Титаренко Н.В. Проект концепцiп шкiльноп
хiмiчноп освiти. Бiологiя i хiмiя в школi, 2001, № 3, с.
45–49.
4. Шмуклер Ю.Г. Пропедевтичний курс хiмiп з
хiмiп 7 класу (авторська програма). Газета
«Майбуття», 1998, № 17, с. 2–3; Хiмiя. Бiологiя, 1999, № 5, с.
2; Педагогiчний вiсник, 1999, № 2 (7), с. 6–7.
5. Шмуклер Е.Г. К вопросу об ученических
тетрадях по химии. Химия (ИД «Первое сентября»),
2006, № 5, с. 26–29.
6. Шмуклер Е.Г. Мир веществ. Химия (ИД «Первое
сентября»), 1999, № 13, с. 6–7.
7. Шмуклер Ю.Г. Про використання поняття
«ступiнь окислення» на початковому етапi
вивчення хiмiп. Хiмiя. Бiологiя, 1998, № 10, с. 3, 6.
8. Шмуклер Е.Г. О связи школьного курса химии
с математикой. Доклад в комиссии по химии УМСа
при МП СССР. Химия в школе, 1976, № 3, с. 16–26.
9. Шмуклер Е.Г. Единая природа
количественных отношений в химии. Химия (ИД
«Первое сентября»), 1996, № 20, с. 13–15.
10. Шмуклер Ю.Г. Фрагменти урокiв в
пропедевтичних класах. Урок № 1. Хiмiчна формула i
кiлькiсна характеристика речовини. Хiмiя. Бiологiя,
1999, № 9, с. 5; Урок № 2. Кiлькiсть речовини. Там же, 1999,
№ 11, с. 6–7; Урок № 3. Закон дискретностi матерiп.
Там же, 1999, № 17, с. 4–5.
11. Шмуклер Е.Г. Понятие как логическая форма
мышления. Химия (ИД «Первое сентября»), 1997, № 43, с.
6–7.
12. Шмуклер Е.Г. Методологические уроки.
Народное образование, 1992, январь–февраль, с. 53–56.
13. Шмуклер Е.Г. Решение многоходовых
количественных задач. Химия (ИД «Первое
сентября»), 2004, № 42, с. 10–13.
14. Шмуклер Е.Г. Среда протекания химических
реакций, или химические реакции и жизнь. Химия (ИД
«Первое сентября»), 1999, № 46, с. 6–7.
15. Шмуклер Ю.Г. Один урок з пропедевтичного
курсу хiмiп. Бiологiя i хiмiя в школi, 1999, № 1,
с. 35–37.
Е.Г.ШМУКЛЕР,
заслуженный учитель Украины
|