Е.Я.АРШАНСКИЙОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
|
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Органическая химия – химия соединений углерода. Многообразие органических веществ. Общие свойства органических веществ и их отличие от неорганических. Kовалентная связь как наиболее характерный для органических соединений вид связи. Свойства ковалентной связи: длина, энергия, полярность, пространственная направленность, валентный угол. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Понятие о радикале | Kачественное определение углерода и водорода в органических веществах | 1 | Модуль 1 Сущность методики обучения химии как науки. Современный учитель химии: каким он должен быть? (Творческие эссе учеников-прокторов.) Построение школьного курса органической химии |
||
2 | Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Химическое строение органических веществ. Зависимость свойств веществ от химического строения. Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах. Структурные формулы | |||||
3 | Понятие о функциональной группе в
органических соединениях. Kлассификация органических соединений и химических реакций в органической химии |
2 | Модуль 4 Виды заданий по химии: задания со свободным ответом и тестовые задания, их достоинства и недостатки. Виды тестовых заданий по химии (2–3). Методика составления тестовых заданий по химии (на материале данной темы) |
|||
4 | Понятие о гомологии и изомерии. Виды структурной изомерии: углеродного скелета, положения функциональной группы или кратной связи, классов органических соединений | |||||
5 | Образование одинарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков; sp3, sp2 и spгибридизация |
Тема 2. Углеводороды (11 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Гомологические ряды углеводородов. Пространственное строение предельных и непредельных углеводородов на примере метана, этилена и ацетилена (форма молекул, валентные углы, длина связи углерод–углерод) | 1 | Модуль 4 Методика организации групповой работы под руководством учеников-прокторов (при сравнении пространственного строения метана, этилена и ацетилена) |
|||
2 | Систематическая номенклатура углеводородов. Структурная изомерия углеводородов (углеродного скелета и положения кратной связи). Геометрическая изомерия у алкенов. Физические свойства углеводородов и закономерности их изменения | Моделирование молекул углеводородов | ||||
3 | Химические свойства предельных и непредельных углеводородов. Химические свойства алканов на примере метана: реакции замещения. Химические свойства алкенов и алкинов (на примере этилена и ацетилена): реакции присоединения водорода, галогенов, галогеноводородов и воды. Правило Марковникова. Реакции окисления, разложения и изомеризации углеводородов. Реакции полимеризации алкенов | Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочам и кислотам. Горение этилена и ацетилена, их взаимодействие с бромной (йодной) водой и раствором перманганата калия. Показ образцов изделийиз полиэтилена и полипропилена | 2 | Модуль 4 Методика составления заданий со схемами превращений, характеризующими химические свойства и генетические связи предельных и непредельных углеводородов |
||
4 | Практическое использование и получение углеводородов. Генетические связи между предельными и непредельными углеводородами | Получение ацетилена карбидным способом | Вывод молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности (или относительной плотности) и массовым долям элементов или по массам (объемам) продуктов сгорания | |||
5 | Диеновые углеводороды. Химическое и электронное строение алкадиенов с сопряженными связями. Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный каучук, его строение и свойства | 3 | Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, характеризующие химические свойства и генетические связи всех изученных гомологических рядов углеводородов |
|||
6 | Ароматические углеводороды (арены).
Формула бензола по Ф.Kекуле и ее недостатки. Электронное строение молекулы бензола. Химические свойства бензола: реакции замещения (галогенирования и нитрования) и присоединения (водорода и хлора). Гомологи бензола и изомерия в ряду гомологов. Толуол. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов |
|||||
7 | Природные источники углеводородов и их переработка. Нефть. Ее состав и свойства. Фракционная перегонка нефти. Kрекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке | Образцы продуктов нефтепереработки | 4 | Модуль 2 Специфика качественных и расчетных задач по органической химии. Методика составления расчетных задач на вывод молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или массам (объемам) продуктов сгорания |
||
8 | Генетическая связь между гомологическими рядами углеводородов | |||||
9 | Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств» | 5 | Модуль 4 Методика проведения зачета (на материале темы «Углеводороды») |
|||
10 | Обобщение знаний по теме 2 | |||||
11 | Зачет по теме 2 |
Тема 3. Спирты и фенолы (7 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Электронное строение
функциональной группы спиртов, полярность связи
OH. Kлассификация спиртов. Предельные одноатомные
спирты. Изомерия спиртов (углеродного скелета и
положения функциональной группы). Систематическая номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов |
Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) (проводят ученикипрокторы) | 1 | Модуль 3 Химический
эксперимент, его роль в процессе обучения химии в
средней школе. Требования к проведению
химических опытов по органической химии. Техника
и методика демонстрирования химических опытов,
иллюстрирующих некоторые свойства спиртов. |
||
2 | Химические свойства спиртов: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами и карбоновыми кислотами, внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация | |||||
3 | Генетическая связь между спиртами и углеводородами. Применение спиртов. Получение спиртов. Токсичность спиртов, их губительное воздействие на организм человека | Получение бромэтана из этилового спирта (проводит ученик-проктор) | 2 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих некоторые свойства спиртов. Опыты: «Получение бромэтана из этилового спирта», «Свойства глицерина: растворение в воде, гигроскопичность, горение, взаимодействие с гидроксидом меди(II)» |
||
4 | Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов, их строение, свойства и практическая значимость | Свойства глицерина: растворение в воде, гигроскопичность, горение, взаимодействие с гидроксидом меди(II) (проводят ученикипрокторы) | ||||
5 | Фенол. Химическое и электронное строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: реакции со щелочными металлами, щелочами, бромной водой. Проблема загрязнения окружающей среды промышленными отходами, содержащими фенол | 3 | Модуль 2 Методика составления задач на расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (на материале темы «Спирты и фенолы»). Методика объяснения решения этих задач классу (рекомендации для учеников-прокторов) |
|||
6 | Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе по теме 3 | |||||
7 | Kонтрольная работа по теме 3 |