Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

 

Е.Я.АРШАНСКИЙ

ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
в классах педагогического
профиля

Продолжение. Начало см. в № 12, 13, 16, 18, 20/2005
1, 5, 7, 14, 21/2006

Тематическое планирование. 11-й класс
(2 ч в неделю; всего 68 ч; резервное время – 3 ч)
(продолжение)

Тема 1. Теория химического строения органических соединений (5 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Органическая химия – химия соединений углерода. Многообразие органических веществ. Общие свойства органических веществ и их отличие от неорганических. Kовалентная связь как наиболее характерный для органических соединений вид связи. Свойства ковалентной связи: длина, энергия, полярность, пространственная направленность, валентный угол. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Понятие о радикале Kачественное определение углерода и водорода в органических веществах     1 Модуль 1

Сущность методики обучения химии как науки. Современный учитель химии: каким он должен быть? (Творческие эссе учеников-прокторов.) Построение школьного курса органической химии

2 Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Химическое строение органических веществ. Зависимость свойств веществ от химического строения. Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах. Структурные формулы      
3 Понятие о функциональной группе в органических соединениях.
Kлассификация органических соединений и химических реакций в органической химии
      2 Модуль 4

Виды заданий по химии: задания со свободным ответом и тестовые задания, их достоинства и недостатки. Виды тестовых заданий по химии (2–3). Методика составления тестовых заданий по химии (на материале данной темы)

4 Понятие о гомологии и изомерии. Виды структурной изомерии: углеродного скелета, положения функциональной группы или кратной связи, классов органических соединений      
5 Образование одинарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков; sp3, sp2 и spгибридизация          

Тема 2. Углеводороды (11 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Гомологические ряды углеводородов. Пространственное строение предельных и непредельных углеводородов на примере метана, этилена и ацетилена (форма молекул, валентные углы, длина связи углерод–углерод)       1 Модуль 4

Методика организации групповой работы под руководством учеников-прокторов (при сравнении пространственного строения метана, этилена и ацетилена)

2 Систематическая номенклатура углеводородов. Структурная изомерия углеводородов (углеродного скелета и положения кратной связи). Геометрическая изомерия у алкенов. Физические свойства углеводородов и закономерности их изменения   Моделирование молекул углеводородов  
3 Химические свойства предельных и непредельных углеводородов. Химические свойства алканов на примере метана: реакции замещения. Химические свойства алкенов и алкинов (на примере этилена и ацетилена): реакции присоединения водорода, галогенов, галогеноводородов и воды. Правило Марковникова. Реакции окисления, разложения и изомеризации углеводородов. Реакции полимеризации алкенов Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочам и кислотам. Горение этилена и ацетилена, их взаимодействие с бромной (йодной) водой и раствором перманганата калия. Показ образцов изделийиз полиэтилена и полипропилена     2 Модуль 4

Методика составления заданий со схемами превращений, характеризующими химические свойства и генетические связи предельных и непредельных углеводородов

4 Практическое использование и получение углеводородов. Генетические связи между предельными и непредельными углеводородами Получение ацетилена карбидным способом   Вывод молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности (или относительной плотности) и массовым долям элементов или по массам (объемам) продуктов сгорания
5 Диеновые углеводороды. Химическое и электронное строение алкадиенов с сопряженными связями. Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный каучук, его строение и свойства       3 Модуль 4

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, характеризующие химические свойства и генетические связи всех изученных гомологических рядов углеводородов

6 Ароматические углеводороды (арены). Формула бензола по Ф.Kекуле и ее недостатки.
Электронное строение молекулы бензола. Химические свойства бензола: реакции замещения (галогенирования и нитрования) и присоединения (водорода и хлора). Гомологи бензола и изомерия в ряду гомологов. Толуол. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов
     
7 Природные источники углеводородов и их переработка. Нефть. Ее состав и свойства. Фракционная перегонка нефти. Kрекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке Образцы продуктов нефтепереработки     4 Модуль 2

Специфика качественных и расчетных задач по органической химии. Методика составления расчетных задач на вывод молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или массам (объемам) продуктов сгорания

8 Генетическая связь между гомологическими рядами углеводородов      
9 Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств»       5 Модуль 4

Методика проведения зачета (на материале темы «Углеводороды»)

10 Обобщение знаний по теме 2      
11 Зачет по теме 2          

Тема 3. Спирты и фенолы (7 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Электронное строение функциональной группы спиртов, полярность связи OH. Kлассификация спиртов. Предельные одноатомные спирты. Изомерия спиртов (углеродного скелета и положения функциональной группы).
Систематическая номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов
Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) (проводят ученикипрокторы)     1 Модуль 3

Химический эксперимент, его роль в процессе обучения химии в средней школе. Требования к проведению химических опытов по органической химии. Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих некоторые свойства спиртов.
Опыт «Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (горение, растворимостьв воде, взаимодействие с натрием)»

2 Химические свойства спиртов: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами и карбоновыми кислотами, внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация      
3 Генетическая связь между спиртами и углеводородами. Применение спиртов. Получение спиртов. Токсичность спиртов, их губительное воздействие на организм человека Получение бромэтана из этилового спирта (проводит ученик-проктор)     2 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих некоторые свойства спиртов. Опыты: «Получение бромэтана из этилового спирта», «Свойства глицерина: растворение в воде, гигроскопичность, горение, взаимодействие с гидроксидом меди(II)»

4 Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов, их строение, свойства и практическая значимость Свойства глицерина: растворение в воде, гигроскопичность, горение, взаимодействие с гидроксидом меди(II) (проводят ученикипрокторы)    
5 Фенол. Химическое и электронное строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: реакции со щелочными металлами, щелочами, бромной водой. Проблема загрязнения окружающей среды промышленными отходами, содержащими фенол       3 Модуль 2

Методика составления задач на расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (на материале темы «Спирты и фенолы»). Методика объяснения решения этих задач классу (рекомендации для учеников-прокторов)

6 Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе по теме 3      
7 Kонтрольная работа по теме 3        

Рейтинг@Mail.ru