Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2007

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Опыт работы по предпрофильной
и профильной подготовке учащихся
в группах с углубленным
изучением предметов

И.Б.ОЛЬБИНСКИЙ, к. п. н.,
заслуженный учитель России,
директор Сергиевопосадской гимназии,
И.В.ТРИГУБЧАК, к. п. н., учитель химии,
зам. директора по учебной работе,
О.Г.ФИЛИМОНОВА, к. психол. н., психолог,
зам. директора по воспитательной работе
(г. Сергиев Посад, Московская обл.)

Проблема профильного обучения возникает в связи с усложнением содержания профессиональной подготовки, что неизбежно происходит с развитием цивилизации. При решении данной проблемы возникает ряд вопросов, касающихся как содержания, так и организации процесса профильной подготовки.

Для современного общества характерны две основные тенденции подготовки специалистов:

• узкая специализация, т.е. углубление, фундаментальное знание по отдельной дисциплине, компетентность в рамках отдельного профессионального направления;

• универсализация подготовки специалистов, обеспечивающая комплексное и всестороннее развитие способностей и личностный рост.

Коллектив нашей гимназии является приверженцем универсальной подготовки выпускников. Мы считаем, что раннее самоопределение, необходимое для учащихся, выбирающих узкую специализацию, не только чревато ошибками, но и ведет к отказу от других возможностей. Именно поэтому система профильного обучения, построенная на углубленном изучении отдельных предметов за счет снижения уровня требований к обучению по другим предметам, – не лучший вариант решения проблемы подготовки к поступлению в вузы.

Подход к организации профильного обучения в Сергиевопосадской гимназии – своеобразный, сохраняющий ценность разностороннего, целостного развития личности и универсального, энциклопедического образования, соразмерность профильного и базового образования. Процесс обучения в нашей гимназии реализуется на двух ступенях.

1-я  с т у п е н ь. 7–9-е классы – базовое образование гимназического уровня без ранней специализации. Важнейшая педагогическая задача данного этапа – помочь учащимся 7–9-х классов сделать осознанный выбор профильных курсов для дальнейшего углубленного изучения.

2-я  с т у п е н ь. 10–11-е классы – вариативное профильное образование. Учащимся предлагается на выбор девять спецкурсов по основным учебным предметам (словесность, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранный язык). Каждый ученик выбирает для углубленного изучения комбинацию из двух (возможен выбор трех) предметов. Таким образом, для каждого учащегося гимназии формируется индивидуальный учебный план, индивидуальная учебная траектория. В этом, на наш взгляд, проявляется личностно ориентированный подход в организации образовательного процесса.

Поясним этот процесс на конкретных примерах. В конце 9-го класса каждый гимназист осуществляет выбор предметов для дальнейшего углубленного изучения. Этот выбор не является случайным, т.к. происходит после этапа предпрофильной подготовки и основан на интересах и склонностях учащегося, его способностях и реальных возможностях. Кроме того, выбор определяется и социальным заказом общества. Учащиеся, решившие продолжать свое обучение в медицинских вузах, обычно выбирают спецкурсы по химии и биологии. Эти предметы необходимы им и для поступления в вуз, и для дальнейшего обучения. Те, кто собирается поступать в вузы химико-технологического направления, выбирают для углубленного изучения на спецкурсах химию и математику. Будущие психологи выбирают спецкурсы по биологии и математике и т.д. Учащимся нет необходимости переходить в другой класс, все они продолжают учиться в сформированном ранее коллективе. Только два раза в неделю дополнительно к базовой гимназической программе занимаются выбранными предметами (подчеркнем, что занятия спецкурсов входят в учебный план гимназии и не выносятся за сетку часов). Сделанный выбор гимназисты должны подтвердить, успешно сдав экзамены по выбранным предметам в конце 9-го класса. Другими словами, одного желания учащегося недостаточно, необходимо доказать наличие минимального базового образовательного уровня.

Далее, в 10-м и 11-м классах, гимназисты обучаются по программам выбранных спецкурсов. Учебные программы по другим предметам при этом не корректируются, т. к., во-первых, мы нацелены на универсальное образование, а во-вторых, такая коррекция невозможна из-за построения индивидуальных учебных планов учащихся.

Несомненно, в любом варианте организации профильной подготовки есть свои достоинства и недостатки. Анализ работы Сергиевопосадской гимназии за 12 лет позволяет выделить следующие особенности нашей системы предпрофильной и профильной подготовки.

Нет необходимости в раннем определении конкретного профиля (для поступления в профильный класс необходимо сделать выбор к 5–7-му классу, тогда как учащиеся гимназии выбирают спецкурсы к 10-му).

Нет жесткой соподчиненности одного знания другому. Не секрет, что в профильных классах учебный план выстраивается за счет подчинения «непрофильных дисциплин» тем, которые определяют тот или иной профиль; в нашем случае базовые программы всех остальных учебных предметов не изменяются, а в дополнение к базовой гимназической программе гимназисты осваивают углубленный курс по выбранным дисциплинам.

Возможно построение индивидуального учебного плана учащегося с нетрадиционным для профильных и углубленных классов выбором основных предметов. Так, например, при реализации нашего подхода возможно одновременное углубленное изучение таких предметов, как химия–математика (для продолжения обучения в технических вузах), биология–математика (для психологических специальностей), химия–иностранный язык, химия–география, биология–география (для некоторых факультетов педагогических вузов) и др. Анализ нашей работы за эти годы показывает, что, варьируя девять предлагаемых спецкурсов, наши учащиеся реализуют 24 варианта профильного обучения.

Сохранение сформированного детского коллектива, что является очень важным фактором для среднего и старшего подросткового возраста (14–16 лет). Ученику нет необходимости переходить в другой класс или школу для получения углубленного образования.

Перед девятиклассниками гимназии стоит достаточно сложная задача самоопределения в плане выбора предметов для дальнейшего углубленного изучения на занятиях спецкурсов. Идея сопровождения личностного развития учащихся в период предпрофильной подготовки заключается в создании условий, обеспечивающих процессы самоопределения и формирования новых, профессионально важных качеств. Сопровождать – это не только поддерживать, но и помогать в самореализации. Сопровождая, мы учим гимназистов ставить перед собой реальные цели, достигать их, преодолевать препятствия и противоречия, которые неизбежно встречаются на пути личностного роста, выбирать, принимать решения. Сопровождение личностного развития осуществляется во взаимодействии учителей, классных руководителей, администрации, психологов.

На выбор профессии влияют различные факторы: социокультурный фактор подразумевает субъективную оценку престижности и значимости профессии; социоэкономический – оценку материального положения в результате овладения профессией; социально-психологический связан с влиянием семьи и друзей, а психологический фактор определяется особенностями характера, способностей, личностных качеств.

Самыми распространенными причинами ошибок при выборе профессии являются сужение пространства или искажение самих альтернатив выбора (незнание или устаревшие представления о самих профессиях, отождествление профессии с учебным предметом и т.п.), нечеткие критерии выбора (неверная оценка своих качеств и состояния здоровья, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии, предубеждения относительно престижности профессии и т.п.) или нежелание выбирать (выбор по совету или «за компанию», на основе симпатий или антипатий к конкретным людям).

Субъектами, осуществляющими сопровождение профессионального самоопределения гимназистов, являются все взрослые, которые его окружают: учителя, классные руководители (в гимназии они освобождены от уроков), библиотекарь, педагоги дополнительного образования и др. Для решения задачи самоопределения используются такие формы организации деятельности, как самостоятельные творческие работы учащихся, элективные курсы, занятия в системе дополнительного образования, беседы с выпускниками, лекции представителей разных профессий, работа в направлении создания социокультурных проектов – любые возможности самореализации в образовательном пространстве гимназии.

Психологическое сопровождение заключается в организации цикла занятий, которые проводятся в течение года 3–4 раза в четверть. Логика занятий отвечает общей идее сопровождения выбора профессии, но психолог берет на себя не когнитивную часть процесса, а эмоциональную и поведенческую (самопознание; коррекция самооценки и тревожности; осознание ориентиров выбора; освоение стратегий выбора; построение жизненной перспективы).

В заключение характеристики предпрофильного этапа необходимо очертить предполагаемый результат представленной нами модели сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников гимназии. В качестве критериев оценки уровня самоопределения можно обозначить следующие факторы:

• уверенность (субъективная оценка правильности выбора);

• адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);

• действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор).

Для нас важны и такие показатели, как наличие позитивных жизненных планов, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решения, волевые качества. Итогом системной работы по сопровождению профессионального самоопределения должен стать выбор спецкурсов и построение каждым гимназистом индивидуальной образовательной траектории.

На занятиях спецкурса реализуются задачи дальнейшей профориентации, формирования умений и навыков, развития логического и абстрактного мышления учащихся, а также абсолютно прагматическая задача по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.

В частности, на спецкурсе по химии мы готовим своих учеников к продолжению образования в вузах различного профиля – медицинского, химико-технологического, сельскохозяйственного, педагогического и др. Поскольку в составе спецкурса каждый год есть дети, готовящиеся поступать в разные вузы, неизбежно возникают проблемы, касающиеся подготовки учащихся к разным формам сдачи вступительных экзаменов и проблемы дифференцированного обучения в связи с разными требованиями различных вузов.

Еще совсем недавно химию на вступительных испытаниях в вузах сдавали в разных формах – устный ответ, письменная работа, тест. Сейчас практически нет вузов, где практикуется устная форма сдачи вступительного экзамена по химии, но, учитывая тот факт, что вузы иногда в самый последний момент меняют форму сдачи вступительного экзамена, сбрасывать со счетов устные ответы нельзя. Устный ответ предусматривает сформированную логику построения и изложения материала, умение общаться, реагировать на вопросы, коммуникативные способности и навыки, т.е. все то, что необходимо современному человеку, независимо от того, в какой форме ему предстоит сдавать вступительный экзамен.

Для подготовки к каждому занятию учащимся предлагается проработать теоретический конспект, составленный в режиме рабочей тетради (все материалы заранее раздаются учащимся в электронной версии). Таким образом, ученик не тратит время на составление собственного теоретического конспекта, собирая материал из разных учебных пособий, но в то же время вынужден тщательно проработать тему, выполняя упражнения по тексту конспекта. Каждый теоретический конспект составлен по типовой программе для поступающих в вузы, четко структурирован и предваряется планом. Фактически это ответ на поставленный вопрос при устной форме вступительного экзамена.

После проработки конспекта учащийся выполняет тест по теме (в рамках домашней работы). Такие тесты выполняют обучающую, закрепляющую и контролирующую функции, легко проверяются на занятиях и необходимы для подготовки к тестовой форме сдачи экзамена.

На занятии происходит проверка, обсуждение и дополнение теоретического материала; затем проходит практикум по решению задач. В течение первого года обучения учащиеся решают задачи, четко структурированные по типам (анализ задачи), а в течение второго года обучения изученные типы задач комбинируются и усложняются (синтез и развитие задачи).

Таким образом, прорабатывая каждую тему курса, ученик готовится к устной, тестовой и письменной формам ответа. Такая организация занятий помогает самому ученику определить, какая из форм сдачи экзамена ему удается лучше всего, и выбрать вуз с аналогичной формой сдачи вступительного испытания по химии.

Несомненно, разные вузы сейчас предъявляют различные требования к уровню знаний абитуриентов, и сложность заданий на вступительном экзамене в медицинском институте нельзя сравнивать с уровнем заданий в педагогическом вузе (к сожалению!). Эту проблему мы решаем, вводя дифференциацию по уровню сложности задач (уровень А – более сложный, уровень В – менее сложный). Теоретический конспект одинаков для всех учащихся, а в каждом тесте есть вопросы различной сложности – от самых элементарных, репродуктивных, до заданий творческого характера.

За основу программы спецкурса по химии мы взяли типовую программу для поступающих в вузы медицинского профиля (наиболее востребованное направление). При доработке программы мы посчитали необходимым ввести такие «забытые» вопросы, как, например, закон эквивалентов и задачи с применением закона эквивалентов, а также расширить некоторые вопросы. Так, в теме «Окислительно-восстановительные реакции» мы подробно изучаем не только электронный баланс, но и электронно-ионный (метод полуреакций); в теме «Гидролиз» большое внимание уделяем суммарному гидролизу и т.д. Программа спецкурса и весь содержательный блок: теоретические конспекты, тесты по каждой теме и классифицированные подборки задач с ответами – в настоящее время публикуются в газете «Химия» Издательского дома «Первое сентября»*.

Конечно, наша система динамическая, постоянно находится в движении, в процессе поиска новых оптимальных решений – как управленческих, так и профессиональных педагогических. Неизбежно возникает ряд вопросов – перегрузка учащихся, возможность изменения индивидуальной образовательной траектории старшеклассника, личностный и профессиональный рост учителей, преподающих спецкурсы, и многие другие. Ответы на поставленные вопросы порождают новые проблемы, а это значит, что система находится в постоянном развитии.

Мы открыты для сотрудничества, обсуждения и дискуссий как на страницах этой газеты, так и при очных встречах. Наши координаты:

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Вознесенская, дом 30А.
Телефон: (496) 540-4001.
E-mail: gimnazium@sergievposad.org


* Тригубчак И.В. Пособие-репетитор по химии. Химия (ИД «Первое сентября»), № 22/2005; 1–3, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 22/2006.

Рейтинг@Mail.ru