ОПЫТ РАБОТЫ
|
Презентация «Алюминий» |
Активная экспериментальная работа учащихся в 8–9-х классах, безусловно, способна повлиять на выбор учащимися химического или естественно-научного профиля обучения в старших классах.
В классах химического профиля обычно выделяется достаточно большое количество часов на изучение химии, часто предусматриваются часы на выполнение лабораторных работ. Расширить возможности учащихся могут курсы по выбору [1, 2], которые, с одной стороны, дают углубленные знания по предмету, а с другой – демонстрируют взаимосвязь химии с другими областями знаний.
Так, изучение элективного курса «Направление химических реакций» направлено на углубление и обобщение знаний школьников о химической реакции, развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. Элективный курс «Равновесие в растворах» расширяет знания учащихся по темам «Растворы», «Химическое равновесие». На семинарских занятиях в процессе выполнения опытов и анализа полученных экспериментальных результатов должны сформироваться умения и навыки комплексного осмысления знаний. Подобные курсы помогают учащимся в подготовке к поступлению в вузы.
Элективный курс «История химии» призван усилить гуманитарную составляющую в точных и естественных науках, что является сегодня одной из важнейших задач образования. Курс истории химии может сыграть объединяющую роль в системе дисциплин, составляющих современную химию, а также установить взаимосвязь между точными и гуманитарными аспектами, присущими естественным наукам. Особое внимание к последним достижениям химии, ее современному состоянию и перспективам развития должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и в определенной степени их профориентации.
Учащиеся старших классов способны более осознанно подходить к научной работе. Им по силам уже небольшие самостоятельные исследования, которые могут проводиться на базе вуза.
Разложение пероксида водорода
|
Тлеющая лучинка вспыхивает
|
Примером таких исследований могут служить предпрофильная (9-й класс, полный учебный год) и профильная (10-й класс, апрель–май) практика учащихся гимназии № 1543 на кафедре неорганической химии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова (МГАТХТ). Учащимся, проходящим практику, предлагается выполнить небольшое исследование в соответствии с составленными нами проектными заданиями. Отличительная черта таких заданий – интеграция химии и других предметов естественно-научного цикла. Например, ученицы 10-го (биологического) класса на профильной практике в 2005 г. занимались исследованием некоторых веществ, входящих в состав распространенных лекарственных препаратов (пероксид водорода, перманганат калия, йод и т.д.) как с точки зрения их химических свойств, так и в части влияния на биологические объекты. А ученики 9-го класса в 2005/06 учебном году в рамках проектов «Свойства серы» и «Кислотные дожди» изучали свойства серы и действие оксида серы на зеленые растения.
Странички из проекта «Кислотные
дожди»
|
Неизменно большой интерес учащихся вызывает возможность провести химические опыты и зафиксировать наблюдаемые эффекты с помощью фотографий и видеороликов. Технические возможности для этого есть у многих московских школьников (современные мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты). В результате работы учащихся накапливается банк фото- и видеоматериалов. Создаваемый нами электронный «Альбом химических опытов» может быть использован учителями на уроках химии. При этом очень важно не просто провести опыт, но сделать это красиво, правильно, соблюдая методические требования, безукоризненно с точки зрения техники безопасности. Поэтому много внимания мы уделяем съемкам инсталляций – посуды, реактивов и оборудования, которые используются в данном химическом эксперименте, а также отдельным этапам опыта.
Фотографии из «Альбома химических опытов» |
Ребята не только получают химические знания и учатся связывать сведения по химии с самыми разнообразными областями человеческой деятельности (от медицины до строительства), но и применяют информационно-компьютерные технологии для форматирования цифровых снимков и видеофайлов, составления отчетов и создания презентаций, т.е. практикуются в области так называемой «офисной информатики».
Техника и методика проведения опыта
|
По окончании практики учащиеся представляют свои работы, индивидуальные или коллективные, в виде компьютерных презентаций на общешкольной конференции (а такие конференции проводятся несколько раз в течение учебного года). Фрагменты «Альбома химических опытов» на этих конференциях неизменно вызывают живой интерес.
Техника и методика проведения опытов:
|
Следует отметить, что введение профильного обучения создает значительные трудности для тех учащихся, которые к концу 9-го класса не определились с выбором профиля. Бывает так, что, начав учиться в классе какого-то профиля, они осознают ошибочность выбора. Известны случаи, когда учащиеся гуманитарных классов изменяли свои пристрастия в пользу химии, однако перейти в класс другого профиля оказывалось невозможным. В этом случае элективные курсы способны в некоторой степени компенсировать недостаточное количество учебного времени по этому предмету. При наличии сильной мотивации и дополнительных занятий (например, на подготовительных курсах в вуз) такие школьники способны освоить курс химии в объеме, достаточном для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз.
Л и т е р а т у р а
1. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2005.