Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2007

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ХИМИИ:
как они есть

О.С.ГАБРИЕЛЯН, профессор
(Педагогическая академия
последипломного образования,
Московская обл.),
Т.Е.ДЕГЛИНА, учитель химии
(гимназия № 1, г. Воскресенск)

Модернизация российского образования открыла для нашей школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus1 – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Такие курсы опробованы в современной образовательной практике в рамках предпрофильной подготовки в 8–9-х классах и в профильном обучении в 10–11-х
классах средней школы.

Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг.: в школе № 710 г. Москвы проводились «альтернативные занятия» (так они назывались в то время) с учащимися и старших, и младших классов. Каждый ученик в школе должен был выбрать одно или несколько таких занятий. Основной их целью в младшей школе было выявление и развитие познавательных интересов учащихся, а в старшей школе – удовлетворение этих интересов2.

Широкого распространения «альтернативные занятия» не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Но являются ли эти виды дифференциации обучения тождественными? Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Прежде всего обращает на себя внимание сходство целей. Целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение»3. Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.

Факультативные и элективные курсы объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения (например, в форме ЕГЭ). Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.

Содержательно и факультативные занятия, и элективные курсы могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать. Сходство состоит и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников 9–11-х
классов общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик.

Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс редко длится целый год, что особенно характерно для курсов предпрофильной подготовки. Здесь рекомендуется применять программы в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 34 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. И это понятно, ведь ученики 9-х классов находятся на пороге выбора направления дальнейшего обучения и поэтому должны иметь возможность попробовать свои силы на различных курсах. Важно, чтобы у ребят был шанс хотя бы раз в полугодие выбрать элективный курс другого направления, поскольку хорошо известно, что интересы учащихся этой возрастной группы неустойчивы. Продолжительность элективных курсов профильного обучения может быть более длительной (до 68 ч). Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.

Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках школьного (реже регионального) компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.

Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов. Избыточное количество определяется по отношению к возможному выбору (один из одного – это не выбор). Поэтому желательно предложить минимум 3–5 элективных курсов по каждому учебному предмету в предпрофильной подготовке и минимум 2–3 курса в профильном обучении.

Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

Таблица

Факультативные курсы Элективные курсы
С х о д с т в о
Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение
Выбираются учащимися на основе собственных интересов
Отсутствие стандартов и ЕГЭ
Р а з л и ч и я
Выбираются лишь частью учащихся Выбираются каждым учеником
Занятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки) Указаны в расписании, как и остальные уроки
Необязательны для посещения Обязательны для посещения
Длительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный год Длительность от 6–8 до 72 ч,
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие
Может быть предложен один курс по одному предмету Должно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету

В настоящее время не существует единой классификации элективных предпрофильных курсов. Однако большинство авторов выделяет три основных типа элективных курсов: предметные, межпредметные и ориентационные. Предметные элективные курсы построены на учебном материале одного учебного предмета, межпредметные – на учебном содержании 2–3 предметов, ориентационные призваны сориентировать ученика в мире профессий, помочь ему ответить на вопросы: «Какой я? Что я хочу? Что я могу?»4

Межпредметные элективные курсы могут быть представлены на содержательном материале химии и других естественно-научных дисциплин: биологии, физики, географии, экологии. Таковыми, например, являются следующие курсы: «Перекрестки химии, физики и биологии» (В.Р.Ильченко), «Химия и окружающая среда» (Н.В.Ширшина), «Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов» (Г.А.Шипарева), «Химия космоса» (В.Г.Денисова) и др.

Интересные межпредметные курсы сложились на материале, казалось бы, далеких от химии предметов: истории, искусства, иностранных языков, литературы, экономики. Таковыми являются следующие курсы: «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» (И.М.Титова), «Химический английский» (В.А.Кузьменко), «Химия как основа произведений научной фантастики» (О.С.Габриелян), «Сколько стоит практическая работа?» (Т.Е.Деглина) и др. Особое значение на этих курсах приобретает высокий потенциал химии в ориентации учащихся на непрофильные предметы, не связанные напрямую с химией. Часто такие курсы посещают ученики, интересующиеся в большей степени не химией, а гуманитарными предметами или экономикой. Здесь они приобретают опыт нетрадиционного, оригинального использования знаний по любимым предметам, расширяют свои сведения о возможном будущем профессиональном применении знаний.

Ориентационные элективные курсы реализуют психолого-педагогическую поддержку выбора профиля обучения и профессиональной ориентации школьников. Яркими примерами таких курсов являются программы «Найди свой путь» (Г.К.Селевко), «Твоя профессиональная карьера» (С.Н.Чистякова), «Выбор профиля обучения» (Т.В.Черникова, О.Н.Павловская) и др.

Учителю химии приходится иметь дело в основном с предметными элективными курсами, поэтому именно на этих курсах мы сосредоточим внимание читателей. В методической литературе такие курсы представлены достаточно широко, и порой за сходными названиями прячется похожее содержание. Поэтому мы ограничимся лишь приведением названий таких предпрофильных курсов, не указывая их составителей.

Предметные элективные курсы для основной школы тоже можно разделить на несколько видов. За основу классификации примем адресность каждого элективного курса для определенной группы учащихся. По отношению к планам продолжения дальнейшего образования на основе проведенного в начале учебного года опроса среди девятиклассников можно выделить три группы учащихся.

Первую группу образуют учащиеся, которые намерены продолжать обучение в 10-м классе, где химия будет профильным предметом. Для учащихся этой группы могут быть предложены элективные курсы, готовящие их к обучению в профильном классе естественно-научного направления: «Экспериментальное решение задач по химии», «Введение в неорганический синтез», «Как получают неорганические вещества в промышленности», «Соединения в квадратных скобках» и др.

Вторую группу образуют учащиеся, которые намерены продолжить обучение в 10-м классе, где химия будет непрофильным предметом. Для них могут быть предложены курсы, удовлетворяющие их познавательный интерес: «Химия в быту», «Химия в сюжетах рекламы», «Химия глазами

Третью группу составляют учащиеся, которые собираются продолжать обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Для этой группы будут предложены курсы, демонстрирующие связь химии с предметами и профессиями, изучаемыми в профессиональных училищах и колледжах: «Знакомство с профессией химик-лаборант», «Химия и материаловедение», «Химические секреты агронома», «Вещества и материалы в автомобилестроении» и др. Курсы такого типа можно назвать также предметно-ориентационными, т.к., используя материал одного учебного предмета, они ориентируют учащихся в мире профессий.

Подобное деление курсов не означает, что ученик не может выбрать любой элективный курс. Содержание предпрофильных элективных курсов должно быть доступным для любого девятиклассника, а результат освоения курса будет зависеть от самого школьника. Это тем более актуально потому, что образовательные намерения учащихся могут меняться в течение года. Например, в начале года ученик может собираться в 10-й класс, а потом передумать и выбрать для продолжения образования какой-нибудь колледж или училище. Возможна и другая ситуация: ученик 9-го класса, который в начале года собирался попрощаться со школой, вдруг передумал делать это и решил продолжить образование в 10-м классе. Поэтому желательно, чтобы элективные курсы предпрофильной подготовки, адресованные разным группам учащихся, содержательно опирались на государственный стандарт по предмету и не были перенасыщены новым материалом высокой сложности.

Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» основная функция предпрофильных элективных курсов – профориентационная. Поэтому учитель, выбирая и создавая программы элективных курсов для учащихся 9-х классов, в первую очередь должен помнить, что главная их цель – сориентировать учащихся в выборе будущего профиля обучения или будущей профессии.

Профильные курсы в большей мере, чем предпрофильные, направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

Для профильной школы предметные элективные курсы также могут быть классифицированы по группам учащихся. Здесь это сделать несколько проще, т. к. ученики уже разделены по разным учебным группам или классам. Поэтому элективные курсы в старшей школе, как и в основной, будут адресованы трем группам учащихся.

Первую группу составят учащиеся профильных классов, где химия является профильным предметом. Для них будут предложены следующие курсы: «Основы химической термодинамики», «Введение в аналитическую (физическую, коллоидную) химию», «Начала нанохимии» и др. Эти курсы призваны не только пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, но и продемонстрировать возможные направления дальнейшего химического образования в высшей школе.

Вторая группа – учащиеся непрофильных классов (гуманитарных, лингвистических, экономических и т.д.). Как показывает практика, учащиеся второй группы из-за высокой занятости редко выбирают элективные курсы по химии. Однако у этой части учеников могут быть востребованы компенсаторные5 курсы, которые в первую очередь будут адресованы тем, кто хочет сменить профиль обучения, пополнить свои знания по предмету или подготовиться к сдаче ЕГЭ. Такие курсы компенсируют содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях. Они могут называться, например, «Избранные вопросы органической химии», «Избранные вопросы общей и неорганической химии», «Готовимся к ЕГЭ по химии» и др.

Третья группа – учащиеся классов универсального обучения. Им могут быть предложены курсы первой и второй групп, а также, в зависимости от их будущих профессиональных предпочтений, следующие курсы: «Химия и легкая промышленность», «Химия и парикмахерское искусство», «Химия и СМС» и др.

Всеми тремя группами учащихся могут быть также выбраны курсы прикладного характера: «Пищевые добавки: плюсы и минусы», «Косметика: вчера, сегодня, завтра», «Химия на кухне» и др.

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя. Здесь популярны проекты общей тематики: «История открытия химического элемента», «Вещества и материалы в повседневной жизни», «Химия запахов», «Структура воды как основа ее биологической активности» и др.

В настоящее время большинство элективных курсов представлено в методической литературе лишь программами и библиографическими списками. В лучшем случае даются методические рекомендации к проведению отдельных занятий. Это серьезно затрудняет подготовку учителя к занятиям из-за отсутствия нужной литературы в местной библиотеке, больших временных затрат на подготовку к уроку.

По нашему мнению, для проведения элективного курса учитель обязательно должен иметь в своем распоряжении методическое пособие и учебное пособие для учащихся. Методическое пособие должно содержать программу элективного курса с пояснительной запиской и списком литературы, подробное тематическое планирование, методические рекомендации к проведению занятий. Учебное пособие (мини-учебник) по элективному курсу должно обеспечить его содержательную часть, разбитую на параграфы, каждый из которых сопровожден соответствующим аппаратом усвоения: необходимыми вопросами и упражнениями, описанием химического эксперимента, рекомендациями по подготовке и оформлению зачетных работ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Мы предлагаем не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. Например: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса». Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности девятиклассника к обучению по тому или иному профилю.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного (в том числе химического) образования. Именно здесь у каждого ученика появляется шанс изменить стереотипы самооценки в собственном сознании и в мнении учителя относительно своей личности, своих способностей и интересов, а у каждого учителя возникает возможность заниматься рассмотрением наиболее ярких и значимых вопросов учебного предмета с теми учениками, которые в этом заинтересованы.

Однако элективные курсы – сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

1. Способны ли элективные курсы снять проблему профильной и профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.

2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной предпрофильной подготовки или полного освоения программы профильного обучения? Этот вопрос в настоящее время решают региональные отделы образования. Так, например, в Саратовской области каждый ученик должен посетить не менее трех элективных курсов предпрофильной подготовки и пяти элективных курсов профильного обучения. Но элективные курсы имеют разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.

3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? Никаких нормативных документов, ограничивающих число учащихся на занятиях элективного курса, нет. В школьной практике, в условиях «конкурентной борьбы» элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены наиболее востребованным учащимися элективам. Но в этом случае нарушаются права ребенка на реализацию личного выбора, наиболее соответствующего его интересам.

4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс по химии? Это, пожалуй, главный вопрос. Как показывает практика, наиболее востребованными становятся курсы, на занятиях которых используется химический эксперимент в форме демонстраций, лабораторных и практических работ. Однако востребованность курса сильно зависит от обстоятельств процесса обучения. Поэтому даже очень интересный и насыщенный курс не всегда выбирается ученическим электоратом.


1 Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лехина и Ф.Н.Петрова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов.,1954.

2 Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М., 1989.

3 Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

4 Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. В сб.: Профильное обучение: Вопросы теории и практики. М.: Педагогическая академия, 2005, 237 с.

5 Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. Химия в школе, 2006, № 4, с. 2–4.

Л и т е р а т у р а

Программы элективных курсов. Химия. 8–9 классы. Предпрофильное обучение. Сост. Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2006;

Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение. Сост. Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005;

Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. В кн.: Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006;

Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов. Сост. Н.В.Ширшина. Волгоград: Учитель, 2005;

Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. Сост. Н.В.Ширшина. Волгоград: Учитель, 2005; Химия.
9 класс: Сборник элективных курсов. Сост. В.Г.Денисова. Волгоград: Учитель, 2006;

Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся. Химия. Спб., 2005;

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005;

Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Химия. М.: Дрофа, 2003;

Единый государственный экзамен. Химия. Методическое пособие. Под ред. П.А.Оржековского, А.А.Кавериной. М.: Ижица, 2004;

Ахмедова Т.И., Фандо Р.А. Химия. 9 класс. Начала экспериментальной химии. Элективный курс.
М.: Илекса, 2006;

Габриелян О.С., Деглина Т.Е. Экспериментальное решение задач по химии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Сиринъ према, 2006;

Крупина Т.С. Пищевые добавки. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов. М.: Сиринъ према, 2006;

Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты. М.: Дрофа, 2005;

Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986; Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006;

Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. М.: АПК и ППРО, 2005;

Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. Сост. Т.В.Черникова. М.: АПК и ППРО, 2005;

Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А. Годитесь ли вы в химики? М.: ИКЦ «Академкнига», 2003;

Аспицкая А.Ф. Программа элективного курса «История развития химии». Химия (ИД «Первое сентября»), 2005, № 17, с. 27;

Гордеев А.С. Программа элективного курса по химии «Удивительный мир коллоидной химии». Химия (ИД «Первое сентября»), 2003, № 3, с. 16;

Румянцев Б.В., Усиченко М.А. Элективный курс «Окислительно-восстановительные процессы»: Методические рекомендации. Химия в школе, 2006, № 7, с. 30–38;

Муравьев А.Г., Пугал Н.А, Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. Под ред. А.Г.Муравьева. СПб.: Крисмас+, 2003;

Егоров А.Г., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004;

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004;

Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной химии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: ВЛАДОС, 2002;

Козлов Ю.С. Материаловедение М.: Агар, 1999; Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. Под. ред. И.М.Титовой. СПб.: СМИО Пресс, 2006, 264 с.

Рейтинг@Mail.ru