ДВУХУРОВНЕВЫЙ УЧЕБНИК:
взгляд автора и читателя
В.В.ЕРЕМИН,
д. ф.-м. н., профессор
(химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова)
Обсуждая преимущества и недостатки любого
нового произведения – книги, картины, оперы,
спектакля, мы в первую очередь должны понять,
какие цели преследовали авторы и на какую
аудиторию рассчитывали, а затем решить,
достигаются ли эти цели и соответствует ли
произведение своей аудитории.
Попробуем с этой точки зрения порассуждать о
двухуровневых книгах вообще и двухуровневых
учебниках в частности. Приводимые ниже
соображения имеют чисто субъективный характер и
не отражают никакой официальной точки зрения,
поэтому прошу читателя отнестись к ним
снисходительно, особенно если он не согласится с
моими рассуждениями.
В хорошей книге всегда имеется много уровней,
независимо от того, каким количеством кеглей
набран текст. Очень упрощенно можно предложить
следующую классификацию. Первый уровень – это
то, что автор задумал и выразил, а читатели поняли
сразу; другой уровень включает то, что автор
выразил, не замечая этого. И наконец, высший
уровень охватывает то, что автор сказал, не
понимая, зачем он вообще это сделал, а лишь уловив
какие-то движения космической мысли. Писатель
Фазиль Искандер говорил, что в отдельные (лучшие)
минуты творчества ему кажется, будто его пером
управляет что-то извне. Высший уровень в
литературе проявляет себя только через многие
годы или десятилетия.
В такой классификации рядовая книга содержит
только один уровень, хорошая – два, а выдающаяся
– все три. Хорошая или выдающаяся книга может
появиться только при условии абсолютной
творческой свободы автора. Полет мысли не должны
сдерживать никакие законы и ограничения, кроме
чисто литературных. Автору никто ничего не
должен диктовать и навязывать, кроме его
собственных внутренних ощущений и желаний.
В этом смысле школьный учебник – произведение
весьма неблагодарное для творчества. Авторы
учебников – несвободные люди. Учебник как
литературное произведение жестко ограничен и по
содержанию, и по форме. Он решает очень
конкретную задачу – дать читателям определенные
знания по выбранному предмету и научить их
объяснять некоторый ограниченный круг явлений.
Поэтому содержание учебника определяется
программой изложения данного предмета, которая в
свою очередь находится в прокрустовом ложе
госстандартов. Не лучше обстоит дело и с
оформлением, которое также лимитировано
стандартами и санитарными нормами. Кроме того,
учебная литература подчиняется правилам
коммерции, и ее содержимое во многом диктуется
законами рынка, а они поддерживают только те
творческие порывы, которые находятся в русле
«мэйнстрима» – модного потока литературы,
приносящего наибольшую прибыль. Деньги стали
слишком многое определять в нашей жизни – это
неизбежно затронуло и учебную литературу.
Двухуровневый учебник – спасение для тех
авторов, которые мыслят нестандартно и пытаются
выразить свой собственный подход к изучению
предмета, донести до читателя свою любовь к нему.
Второй уровень расширяет степени свободы и
создает возможности для импровизации и
нестандартных подходов. Основной текст – это
обязательная программа, которую надо выполнить
по закону – по стандарту. Она более-менее
одинакова во всех учебниках, отличаясь лишь
компоновкой (порядком изложения), литературным
стилем, научной культурой и грамотностью
авторов. Здесь доля творчества сведена к
минимуму. Потребитель этой части – рядовой
учащийся, лишенный тяги к данному предмету.
Другое дело – второй уровень, текст, написанный
мелким шрифтом. Он гораздо более свободен и
формируется под влиянием только двух вещей –
фантазии автора и его научной культуры, т.е. того,
что автор знает о предмете, и того, насколько
интересно может о нем рассказать. Именно мелкий
шрифт во многом определяет лицо учебника, его
отличие от других подобных изданий, позволяет
сохранить авторский замысел при встрече с
требованиями стандарта, вводя в текст новое
измерение.
Использование второго уровня значительно
расширяет читательскую аудиторию, охватывая
учащихся, заинтересованных данным предметом, а
также преподавателей. Двухуровневый учебник
создает дополнительные возможности не только
для автора, но и для читателей: учащиеся получают
неформальные знания и расширяют свой кругозор, а
преподаватели могут выбирать из текста мелкого
шрифта темы для дополнительных занятий с более
одаренными учениками.
С содержательной точки зрения химия (или любой
ее раздел) как учебный предмет очень хорошо
подходит для создания двухуровневых книг. С
одной стороны, она хорошо формализуема, т.е.
довольно удобно разбивается на темы, подтемы и
т.д. Огромное множество химических веществ
удобно укладывается в классификационные схемы, а
практически все химические явления подчиняются
довольно небольшому числу законов и
закономерностей. Например, абсолютное
большинство неорганических реакций принадлежит
одному из двух типов – являются
кислотно-основными или
окислительно-восстановительными. Поэтому знание
общих закономерностей для этих типов реакций
значительно облегчает изучение неорганических
веществ.
С другой стороны, химия очень богата
содержательно – о любом элементе, веществе,
реакции, законе или правиле можно рассказать
много необычного. Поэтому комментарии мелким
шрифтом можно давать к каждому параграфу
основного текста, что, собственно, и сделал
Б.В.Некрасов в своей знаменитой книге «Основы
общей химии», которую я считаю лучшей книгой по
химии за последние 40 лет. Только текст, набранный
мелким шрифтом, позволяет знакомить читателей с
интересными исключениями из правил, необычными
проявлениями законов химии, забавными бытовыми
ассоциациями, примерами нестандартного
химического мышления. Только в таком тексте
можно объяснить, когда pH в нейтральной среде
меньше 7, посчитать, сколько существует разных
молекул воды, показать, когда соль бывает
кислотой, рассказать о том, в каких условиях на
самом деле протекают реакции, записываемые на
бумаге. Реальную, а не бумажную химию в учебник
может ввести только второй уровень – текст,
набранный мелким шрифтом.
Мы подошли к вопросу о соотношении количества
основного и дополнительного материала в
двухуровневом учебнике. В наших учебниках для
8-го и 9-го классов мелкий шрифт составляет
10–15% от общего объема, в среднем около одной
восьмой части. В упоминавшемся уже учебнике
Некрасова эта доля значительно больше.
Собственно, многие и читают эту книгу ради текста
мелкого шрифта, который содержит массу
интереснейшего фактического материала. Так что
учебник Некрасова получился «двухуровневым
наоборот» – основной текст служит дополнением к
набранному мелким шрифтом.
Но это все-таки исключение. Текст мелким
шрифтом не должен содержать много информации –
он служит скорее «меткой», обозначая любопытные
места в тексте и кратко их комментируя. Он как бы
говорит «Вот здесь интересно, с этого места надо
поподробнее» и дает ссылку для самостоятельной
работы. Для автора здесь главное не увлекаться и
не забывать, что он пишет книгу не для себя (если
он хороший автор, то ему интересно все, о чем он
пишет), а для читателя, которого не надо
перегружать, навязчиво демонстрируя свою
эрудицию, – все хорошо в меру.
Технически, с точки зрения компоновки,
двухуровневые учебники можно разделить на два
типа. В одном из них дополнительный материал
вкраплен в основной текст, а в другом –
предлагается в виде комментариев к нему. К
первому типу относятся, например, наши школьные
учебники по химии для 8-го и 9-го классов, пример
второго типа – учебник Некрасова. Оба типа имеют
свои преимущества и недостатки. Для
заинтересованного читателя лучше первый тип, где
мелкий шрифт идет параллельно с крупным. В то же
время для первоначального чтения
предпочтительнее второй тип, который позволяет
изучать основной материал, не отвлекаясь на
комментарии. Но в любом случае дополнительный
материал, независимо от того, где он расположен,
делает книгу значительно богаче и интереснее. К
недостаткам текстов мелкого шрифта я могу
отнести лишь то, что они нарушают целостность
восприятия в тех местах, где они вставлены внутрь
основного текста.
Как читателю мне намного интереснее
двухуровневые книги, чем обычные. В них сразу
чувствуется уважение к читателю со стороны
автора, который сделал дополнительную работу –
выбрал наиболее интересные места и
прокомментировал их. Кроме того, приятно читать
книгу человека, который знает намного больше
того, о чем он должен говорить, – значит, у него
действительно есть чему поучиться. Конечно, при
наличии текстов мелкого шрифта труднее
усваивать основной материал, но зато потом
всегда интересно вернуться к уже пройденной теме
и взглянуть на нее на новом уровне понимания.
Подводя итог, приходим к банальному выводу о
том, что основная задача двухуровневых учебников
– дать читателю более полное и разнообразное
представление об изучаемом предмете, чем это
предписано программой и стандартами. Эту мысль
можно усилить: я убежден, что любой по-настоящему
интересный и полезный учебник должен быть
двухуровневым. Именно такая книга доставит массу
удовольствия и читателю при знакомстве с ней, и
автору в процессе ее создания.
Л и т е р а т у р а
Искандер Ф. Сандро из Чегема. М.: Вся Москва,
1990; Некрасов Б.В. Основы общей химии. В 2-х т. М.:
Химия, 1973; Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко
Н.Е., Лунин В.В. Химия. 8 класс. Учебник для
общеобразовательных школ. М.: Оникс, 2006; Еремин
В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.
Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных
школ. М.: Оникс, 2006. |