Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2007

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Компетентностный подход
как дидактическое условие
предпрофильной и профильной
подготовки учащихся

О.С.ГАБРИЕЛЯН, профессор
(Педагогическая академия
последипломного образования,
Московская обл.),
С.А.СЛАДКОВ, учитель химии
(гимназия № 7, г. Челябинск)

Одним из важнейших элементов модернизации российского образования стал курс на профильное обучение учащихся в старших классах общеобразовательных учреждений.

Основная идея старшей школы состоит в том, что образование здесь должно быть функциональным, эффективным и индивидуализированным. Оно должно быть построено в значительной степени так, чтобы позволить реализовать юношам и девушкам свои интересы и способности в дальнейшей профессиональной деятельности. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников отдает предпочтение тому, чтобы знать только основы главных дисциплин, а углубленно изучать те, в которых они будут специализироваться.

Профилизация старшей школы стала одним из наиболее позитивно оцениваемых компонентов модернизации российского образования. По данным массового опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в сентябре 2002 г., это мероприятие воспринимается как наиболее важное и позитивное из приоритетных направлений модернизации, что подтвердили 54% опрошенных. Ученики и родители связывают профильное образование с возможностью уменьшения затрат на преодоление барьера «школа – вуз». В профилизации старшеклассники видят также механизм, позволяющий учесть способности и интересы учеников, избавить их от излишних временных и умственных затрат на изучение непрофильных учебных дисциплин.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим работу по введению профильного обучения, стала «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приложение к приказу № 2783 Министерства образования РФ от 18.07.2002 г., одобрено на заседании Координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г., доработано по отзывам, поступившим из субъектов РФ (май–июнь 2002 г.), и итогам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению 28.06.2002 г.).

В словаре С.И.Ожегова дано определение: «Профильность – совокупность специфических черт, характеризующих какую-либо профессию, а также характер производственного или учебного уклона». «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» подтверждает, что профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, при котором более полно учитываются интересы, склонности, способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Для того чтобы эта образовательная траектория была успешно реализована, на наш взгляд, ученик должен сделать выбор профиля обучения на основе компетентностного подхода.

Принятый в настоящее время подход ЮНЕСКО к пониманию образования включает в себя понятие «компетентность». В России также принят документ «Стратегия модернизации содержания общего образования до 2010 года», в котором сформулированы основные положения компетентностного подхода к образованию.

В европейском образовательном сообществе пока нет единого, однозначно понимаемого определения понятия «компетентность». Отмечается, что понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как «умение», «способность», «мастерство», содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Обладание компетенцией характеризует такое качество личности, как компетентность.

В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приводится состав ключевых компетентностей: математическая (умение работать с числом, числовой информацией), коммуникативная (умение полемизировать, быть понятым, непринужденно общаться) и др. Среди прочих компетентностей для нас наиболее важны химическая и информационная.

Химическая компетентность – составная часть образовательной компетентности.

Образовательная компетенция представляет собой владение совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика. В соответствии с разделением содержания образования на общее (метапредметное), межпредметное и предметное различают трехуровневую иерархию образовательных компетенций:

ключевые – относятся к общему содержанию образования;

общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, например естествознанию;

предметные – частные компетенции по отношению к двум предыдущим уровням, имеющие конкретные описания и возможность формирования в рамках конкретных учебных предметов.

Применительно к химии предметная компетенция включает следующие знания, умения и навыки:

1) понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира; химия – центральная наука о природе, тесно взаимосвязанная с другими естественными науками;

2) представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;

3) химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке;

4) понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.;

5) практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами.

Успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.

Наибольшее значение информационная компетентность приобретает в период предпрофильной подготовки учащихся (в первую очередь при изучении элективных курсов, призванных помочь выпускнику основной школы сделать осознанный выбор профиля в старшей школе) и при изучении химии на базовом или профильном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения (обеспечивающим преемственность между общеобразовательной и профессиональной подготовкой выпускника средней школы). И профильное, и предпрофильное химическое образование предполагает усиление самостоятельного поиска химической информации, анализа ее и представление выводов или рекомендаций, сделанных на основе этого анализа. Источниками такой информации могут быть средства массмедиа, различная литература (научная, научно-популярная, справочная, и т.д.) и, конечно же, столь популярный в наше время среди учащихся Интернет.

Электронные образовательные издания Интернета можно классифицировать следующим образом:

• электронные библиотеки;

• электронные словари;

• электронные энциклопедии;

• электронные учебники;

• интерактивные обучающие ресурсы;

• цифровые образовательные ресурсы;

• базы данных;

• архивы;

• электронные коллекции;

• электронные справочники;

• онлайновая поддержка обучения;

• тесты;

• материалы для подготовки к олимпиадам, конкурсам;

• материалы для дистанционного обучения.

Универсальными источниками химической информации являются справочные сайты Интернета. Они позволяют учащимся 9–11-х классов успешно реализовать свои амбиции при изучении предпрофильных и профильных элективных курсов, а также на уроках, во внеклассной и внешкольной работе в виде рефератов, докладов, проектов, выступлений на конференциях различного уровня. Приведем примеры.

C-BOOKS. Литература по химии (http://c-вооks. narod.ru).

Информация для химиков. Сайт на английском языке. Подборка ссылок на электронные базы данных химической информации: библиотеки, энциклопедии, материалы конференций и пр.; информация о научных событиях (http://www.chem.ac.ru).

Мир химии. Справочная информация, опыты, новости науки (http://www.chem.km.ru).

ХимРАР – информационная система по химии. Химические каталоги; тематические новости и ссылки (http://www.chemrar.ru).

Химический ускоритель. Справочно-информационная система по органической химии (http://www. chem.isu.ru/leos).

Химия для всех. Электронный справочник полного курса химии (http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html).

Для того чтобы девятиклассники в режиме предпрофильной подготовки имели представление о том, что такое элективный курс, учитель может рекомендовать им обратиться к элективным курсам, представленным в Интернете. Преподаватель сам может использовать такие курсы в практике обучения или же создать другие по их образцу и подобию. Приведем примеры таких сайтов.

Расчетные задачи по химии. Сборник расчетных задач по неорганической и органической химии для работы на школьном элективном курсе; список литературы (http://www.lyceuml.ssu.runnet.ru/vdovina/sod.html).

Химические тайны запаха. Элективный курс раскрывает тайны запаха и вкуса с позиции химии (http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/CHIM/STAT/YASH/yash.htm).

Для старшеклассников, изучающих химию на профильном уровне, с целью углубления и расширения получаемых на уроках знаний, а также для подготовки сообщений, рефератов, докладов в рамках элективных курсов могут быть рекомендованы следующие сайты.

Химия. Образовательный сайт для школьников. Экспериментальный учебник по общей и неорганической химии, предназначенный для учащихся 8–11-х классов, позволяющий подготовиться к вступительным экзаменам в вуз (http://hemi.wallst.ru/).

Alhimik. Полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор, консультации (http://www.alhimik.ru).

Химия и жизнь. Научно-популярный журнал. Электронная версия известного издания, архив содержания номеров (http://www.hij.ru).

Именные реакции. История науки в школьном курсе органической химии (http://www.1september.ru/ru/him/2000/no38_1.htm).

Прикладные аспекты органической химии. Проблемы практического использования органической химии, работа промышленных фирм по созданию новых химических продуктов (http://www.nsu.ru/fen/manu/).

Проектная деятельность особо одаренных или заинтересованных, мотивированных на поиск информации учащихся может быть представлена не только в виде печатной или мультимедийной продукции, но и в виде сайта в Интернете. Примером такого сайта может служить сайт
10 «А» класса 550-й школы г. Санкт-Петербурга
– проекты учащихся по химии (http://school.ort.spb.ru/(Eng)/2002a/frame.htm).

Поиск, анализ, переработка и представление химической информации учащимися позволяют формировать и развивать не только информационную и предметную химическую компетентности, но и совершенствовать такую важнейшую и социально значимую компетентность, как коммуникативная. Достаточно сказать, что в практике ученической деятельности в старшей профильной школе все большее распространение получают такие формы, как защиты рефератов, проектов, дискуссии, «круглые столы», научно-исследовательские работы, требующие коммуникативной компетентности учащихся, ибо им необходимо ярко, образно, доказательно выступать перед представительной аудиторией, отстаивать свою точку зрения или соглашаться с чужой, находить консенсус в споре, чувствовать себя комфортно в паре, группе или коллективе и не создавать дискомфорта для окружающих.

Рейтинг@Mail.ru