Как помочь учащемуся
выбрать профиль обучения
Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
д. п. н., профессор
(Московский педагогический
государственный университет)
Проблема выбора учащимся направления своего
образования совсем не так проста, как себе
представляют авторы концепции профильного
обучения. Она смыкается с еще одной
трудноразрешимой проблемой – насколько реален
массовый переход общеобразовательных школ на
профильное обучение.
Ученики 9-го класса совершенно не готовы к
выбору профиля, его выбирают обычно родители,
которые руководствуются не столько склонностями
ребенка или его способностями, складом ума,
сколько престижностью вуза, где впоследствии
продолжат образование их дети, и теми
перспективами, которые перед ними будут открыты
после его окончания.
Запросы родителей очень разнообразны. Отсюда
появление многочисленных профилей, которые не
определены нормативными документами и решаются
родительским комитетом совместно с
администрацией школы. Главные недостатки такой
организации профильных классов: отсутствие
педагогических кадров, неразработанность
учебного плана и неоправданное сокращение
фундаментальных дисциплин, отсутствие учебников
не только по профильным предметам, но и по
некоторым общеобразовательным, сохраняющимся в
данном профиле. Нередки случаи, когда учащийся
разочаровывается в изучаемом профиле и хочет
перейти в другой. Такой переход становится
весьма сложным делом, т. к. в другом профиле
другие предметы, которые он не изучал. Оказать
помощь такому учащемуся весьма сложно. Школа к
этому не готова.
Некоторых родителей не интересует выбор
ребенком профиля, и они не оказывают на него
никакого влияния. Такие родители обычно не
помещают ребенка в профильные классы, и он либо
сам делает свой выбор, либо остается в
общеобразовательном классе.
Общеобразовательный класс – вовсе не худший
вариант. Здесь изучаются все фундаментальные
предметы, а выбор вуза осуществляется ближе к
окончанию 11-го класса, и он будет сделан более
осознанно. В настоящее время профильные школы
имеют общеобразовательные классы.
Причины разочарования учащегося в выбранном
профиле также разнообразны. Очень часто профиль
выбирают, если нравится учитель или данный
профиль выбрали друзья, или данные профильные
классы имеются в своей школе (не надо переходить
в другую). Все это чисто внешние несерьезные
причины. Поэтому в первую очередь с самого
раннего возраста (например, с начальной школы)
необходимо установить наблюдение за ребенком, за
его психофизиологическими особенностями, его
склонностями, интересами, которые имеют свойство
изменяться с возрастом. Большую роль при этом
играет школьный психолог.
Обширный материал по определению склонностей
учащихся к изучению химии за много лет собран
Г.В.Лисичкиным. Он выделил ряд структурных
компонентов химии, исходя из того, что это наука
экспериментальная, и сопоставил эти компоненты с
качествами личности ученика, необходимыми для
изучения этой науки. Прежде всего это склонность
к исследованию, т. е. терпение, умение извлекать
пользу из неудач, кропотливость, внимание к
мелочам. Именно они иногда помогают найти ключ к
решению поставленной задачи. Весьма полезно
доводить эту информацию до сведения самих детей.
Учащиеся должны своевременно и
последовательно получать информацию об отраслях
хозяйства, которые без химии не могут обойтись.
Это широкий круг производств не только чисто
химических (производство пластмасс,
искусственных волокон, нефтехимия, органический
и неорганический синтез и т. п.), но и профессий,
тесно связанных с химией (медицина, фармация,
агрохимия, геохимия, криминология, военная химия
и др.). Кроме того, ребята с детства должны понять,
что без химии невозможно существование не только
людей и всего живого на Земле, но и самой планеты
Земля. В некоторых случаях этому способствуют
ранние спецкурсы для начальной школы, например
«Земля», «Вода», «Воздух», практикующиеся в
Архангельской области и г. Архангельске
(Л.Г.Таскаева, Л.Н.Нестерова).
Очень важную роль в выборе профиля играет
пропедевтическая подготовка по химии, в
частности пропедевтический курс химии в 7-м
классе. Этот курс призван пробудить у детей
интерес к предмету и желание изучать его в 8–11-х
классах. Перед учениками необходимо раскрыть
перспективы дальнейшего химического
направления обучения. Задача учителя химии – не
использование пропедевтического курса с целью
разгрузки содержания 8-го класса, а развертывание
перед детьми «образа» химической науки, ее
красоты. Не стоит насыщать курс расчетами,
формулами и теориями, отбивающими желание
изучать химию, возрастные особенности
семиклассников требуют иного.
Пропедевтика состоит в развитии фантазии и
воображения, обучении на высоком эмоциональном
фоне. Такие условия создает курс
Г.М.Чернобельской и А.И.Дементьева «Введение в
химию».
Этот курс содержит некоторые специфические
химические темы. Например, о веществе, о
химической реакции, о химии как науке. Он
включает всегда привлекательные для детей
простейшие примеры лабораторной техники и
приемы препаративной химии, работы с химической
посудой и инструментами. Школьники знакомятся с
лаборантским трудом, основанным только на
физических понятиях и процессах, не требующих
химических объяснений. Постепенно, используя уже
известные факты из биологии, географии, физики, а
также истории и литературы, дети открывают для
себя окружающий мир, осмысленный с позиции химии.
При этом не допускается ни малейшего насилия над
возникающим интересом учащихся.
Надо всегда помнить, что пропедевтический курс
изучают не только дети, склонные к химии, но и
школьники гуманитарного склада. Все они будут
увлечены этим курсом, но причины этого увлечения
будут разные. Одни больше заинтересуются
сущностью химических процессов в окружающем их
мире, проявят пытливость, желание вскрыть
причины происходящего, углубить знания. Они-то и
будут составлять контингент
естественно-научного направления в дальнейшем.
Других заинтересует занимательная сторона
содержания, интересные исторические факты,
рассказы о химии типа хрестоматийных,
возможность пофантазировать, писать рассказы,
сочинения на химические темы. Это дети
гуманитарного склада, их интересы лежат в другой
плоскости. Учителю необходимо все это
отслеживать, проводя опросы в ненавязчивой
форме. Их результаты в дальнейшем послужат
основой для рекомендаций по выбору профиля
обучения.
Наряду с этим необходимо помнить и о здоровье
детей. Намерениям стать химиком может помешать
аллергия к некоторым веществам, что закроет
дорогу к химическим специальностям. Известно
немало случаев, когда по состоянию здоровья уже
взрослым специалистам приходилось менять
профиль своей работы. И здесь роль учителя
особенно важна: он, побеседовав с родителями
ребенка, может предложить учащемуся задания, не
связанные с воздействием на него аллергена.
Например, поручить изучение некоторых
теоретических вопросов, а со временам
отсоветовать выбор естественно-научного
профиля.
Наконец, при переходе в 8–9-е классы основной
школы перед учениками вплотную встает проблема
выбора профиля обучения. В основной школе они
знакомятся с серьезными теориями, как то:
атомно-молекулярное учение, строение вещества,
периодический закон, электролитическая
диссоциация, с основными химическими понятиями
– и понимают, что им предстоит изучать
достаточно сложный учебный предмет. Вот в этот
момент и произойдет так называемая фуркация –
разделение детей на готовых выбрать
естественно-научный профиль и не готовых к этому.
Чтобы получить более точную информацию, в
настоящее время рекомендовано создавать так
называемые предпрофильные элективные курсы для
девятиклассников. Они должны быть короткие, но
разные: по химии, физике, биологии, истории,
математике, литературе и т.п. При этом нужно
разъяснить детям, для чего созданы эти курсы, и
предложить им выбрать те, которые их более всего
привлекают. Курсы эти по расписанию включаются в
учебный процесс в разное время, чтобы ученики
могли прослушать не один, а два или больше, чтобы
было из чего выбирать. Продолжительность
элективного курса по химии 10–12 часов. В нем
несколько расширяются теоретические сведения,
включаются практические занятия, решение задач,
демонстрационный эксперимент.
Необходимо различать элективные курсы на
предпрофильном этапе и профильные.
Предпрофильные курсы не предназначены для
углубления содержания. Их задача – познакомить
детей с тем, что им предстоит изучать в профиле,
чтобы они могли осуществить сознательный выбор и
в дальнейшем в нем не разочароваться.
Но вот выбор сделан, начались занятия в профиле,
и тут вдруг наступает разочарование. Причин
много. Во-первых, учителя оказываются подчас
неподготовленными к работе в профиле, и в школу
приглашаются преподаватели вузов, а они есть не
везде.
Во-вторых, составители программ и стандартов
для профильных классов неправильно понимают
сущность профильности, углубляя и перенося в
среднюю школу содержание ряда вопросов,
изучаемых на 1-м курсе вуза. Это наиболее
распространенная ошибка. Такой опыт уже имел
место в школах, где были классы с углубленным
изучением химии, и этот опыт был отрицательным.
Мышление школьников не готово к восприятию
сложных теорий. Вчерашние девятиклассники не
созрели для этого и заучивают их формально. К
тому же теории не использовались для
практического применения, были оторваны от
жизни. Одновременно предлагаемый материал на
укладывался в отведенное время (3 урока в неделю).
Требовался пересмотр содержания.
Было бы гораздо разумнее перенести ряд
теоретических вопросов на элективные курсы по
выбору, которые могли бы дополнить основной курс,
что помогло бы удержать учащихся в профиле. К
тому же, как уже говорилось, переход ученика в
другой профиль превращается в сложную проблему,
органически присущую профильному обучению как
таковому.
Следует отметить, что профильное обучение
тесно связано с профориентацией, поэтому
немаловажную роль в подготовке учащихся к выбору
профиля играет и обстановка в регионе,
определяющая потребность в специалистах
определенных профессий.
Заметим, что выбор профиля в настоящее время не
сводится только к выбору направления обучения в
старших классах. Очень остро стоит вопрос о
возрождении ПТУ и техникумов (колледжей), которые
готовят кадры начального профессионального
образования. Эта система оказалась в
значительной степени разрушенной из-за
близорукой образовательной политики. Отсюда
нехватка на предприятиях квалифицированных
рабочих и специалистов со средним
профессиональным образованием.
Важнейшую роль в деле оказания учащимся помощи
при выборе профиля играет учитель. Поэтому
особое внимание следует уделить проблеме
подготовки учителя к работе в профильных
классах. С нее следовало начинать разработку
идеи профильного обучения. Надо отдавать себе
отчет, что ни в одном высшем учебном заведении
такого учителя не готовят. Ведь нельзя же всерьез
принимать утверждение о том, что достаточно
хорошо знать химию и можно идти преподавать ее
учащимся, а этому хорошо учат в классических
университетах. В школах-лицеях, где появились
профильные классы естественно-научного
направления, последние находятся под патронажем
соответствующих вузов, которые по
договоренности со школой посылают преподавать
профильные предметы преподавателей
соответствующих кафедр. Школы готовят для этих
вузов контингент абитуриентов, превращая
обучение в подготовительные курсы по профильным
предметам. Предпрофильной же подготовкой такие
преподаватели вовсе не занимаются.
В школах, удаленных от больших городов и вузов,
профильные предметы преподавать некому, тем
более что отсутствуют программы и учебники.
Этого ли хотели разработчики концепции
профильного образования?
Заметим, что учитель химии общеобразовательной
школы должен обладать универсальной
подготовкой, ведь ему придется работать не
только в профильных классах, но и в непрофильных,
где изучают химию, а также в 8–9-х классах
основной школы. Ко всему этому педвузы будущих
учителей не готовят, т.к. их учебные планы в этом
направлении не перестраиваются.
В последнее время стало модой в ряде вузов
непедагогического направления делать запись в
дипломах о том, что их выпускнику
предоставляется право преподавать (в данном
случае химию) в общеобразовательной школе. Нужно
ли говорить о том, насколько непрофессиональна
такая подготовка. Ведь выпускники этих вузов
совершенно не ориентируются в профессиональных
дисциплинах (в том числе и в методике обучения
химии), они никогда не были на педагогической
практике в школе, незнакомы с педагогической
техникой. Но в школы их принимают, т.к. учителей в
ряде регионов постоянно не хватает, потому что
грошовая учительская зарплата не соответствует
трудовым затратам и ответственности, которую
принимает на себя учитель. Руководство же
непедагогических вузов этого не понимает, как не
понимают и их выпускники.
Напрасны и ожидания, что введение с 2008 г.
двухступенчатого образования в вузах
(бакалавриат и магистратура) смогут исправить
существующее положение. Четырехлетнее обучение
бакалавров предусматривает лишь повышенную
общеобразовательную подготовку в определенной
широкой области, не предполагая обучение
бакалавра профессии. Это своего рода тоже
предпрофильная подготовка, но уже в условиях
вуза. Бакалавр профессионально не подготовлен и
не получает формального права работать в
какой-либо должности. Он может лишь выбрать для
получения профессии соответствующую
магистратуру, по окончании которой (а это еще два
года обучения – всего получается уже не 5, как
сейчас, а 6 лет) он может получить в зависимости от
своего выбора либо специальность учителя химии,
либо химика-производственника, либо научного
сотрудника в области химии. При этом
предполагается, что магистратура может быть
открыта только в ведущих вузах, да к тому же в
значительной степени на платной основе.
Нетрудно предвидеть, что это приведет к
разрушению создававшейся десятилетиями
уникальной российской системы педобразования.
Студенты, получившие степень бакалавра в
периферийных педвузах, где магистратуры не
будет, должны будут выбирать для завершения
своего образования другой город. При этом нет
уверенности в том, что они выберут именно
педагогическую магистратуру, особенно если ее
придется оплачивать. Скорее всего, они пойдут
работать в школу с дипломом бакалавра, и их
примут на работу, чтобы закрыть вакансию. При
этом их заработная плата будет значительно ниже.
Таким образом, мы получим в школах недоучившихся
учителей с четырехлетним образованием. Ни о
каком повышении качества образования в этом
случае не может быть и речи, как и о подготовке
учителя химии к работе в профильных классах.
Такой учитель не сможет оказать ученику помощь в
выборе профиля.
Получается, что никаких научных основ по
оказанию учащимся помощи в выборе профильного
направления нет. Вопрос этот решается методом
проб и ошибок, исследования по данной проблеме не
выходят за рамки чисто организационных действий.
Вместе с тем данная проблема является
многогранной, системной, и в ней не может быть
простых решений.
Учитывая все вышесказанное, можно заключить,
что массовый переход на профильное обучение в
современных условиях не может быть реализован.
Попытки командно-административного
вмешательства в этот процесс будут обречены на
неудачу. |