Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2007

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
В СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЕ

А.А.КАВЕРИНА,
кандидат педагогических наук
(Институт содержания и методов обучения РАО)

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756, на старшей ступени общеобразовательной школы (10–11-е классы) предусматривается профильное обучение.
Профильное обучение как средство его дифференциации и индивидуализации призвано обеспечить условия для более полной реализации интересов, склонностей и способностей учащихся, их намерений в отношении продолжения образования по окончании школы.
Введение профильного обучения в 10–11-х классах обусловливает особенности построения Федерального базисного учебного плана – основного государственного нормативного документа для общеобразовательных учреждений РФ. Этот документ одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23 декабря 2003 г. № 21/12 и утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312.
Принципы построения Федерального базисного учебного плана для средней (полной) школы основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта по каждому учебному предмету. Это означает, что каждый предмет может быть представлен в учебном плане школы (или выбран для изучения обучающимся) либо на базовом, либо на профильном уровне.
В старшей школе состав федерального компонента Федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов, а также элективных курсов.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников.
Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из школьного компонента. Элективные курсы могут дополнять и углублять содержание базового курса, обеспечивать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена, способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся и т. д.

Возможные варианты изучения химии
в 10–11-х классах

Согласно Федеральному базисному учебному плану изучение химии в средней (полной) школе предусмотрено на двух уровнях – базовом и профильном. На базовом уровне на изучение химии отводится 70 ч (по 1 ч в неделю в 10–11-х классах), на профильном – 210 ч (по 3 ч в неделю в 10–11-х классах).

Изучение химии на старшей ступени школы может осуществляться в нескольких вариантах.

Вариант 1 – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс (2 недельных учебных часа на два года обучения) или входить в состав курса «Естествознание». Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического, художественно-эстетического, он также возможен при универсальном (непрофильном) обучении.

Вариант 2 – курс химии может изучаться на профильном уровне (4 недельных учебных часа на два года обучения). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, биолого-географического и агротехнологического профилей.

Основанием для включения химии в число профильных предметов для физико-математического профиля являются, с одной стороны, тесная связь химии с такими разделами физики, как термодинамика и молекулярная физика, а с другой – практика обучения по этому профилю. Как показывает практика, учащиеся, обучавшиеся в классах физико-математического профиля, после их окончания нередко продолжают обучение в вузе по химическим специальностям.

Включение химии в число профильных предметов для классов биолого-географического профиля обусловлено тем, что понимание геоэкологических проблем, а также явлений, происходящих в региональном и локальном масштабах, невозможно без знания химии. Это касается свойств веществ, входящих в состав горных пород, минералов, растворенных в водах рек, морей и океанов, а также превращений веществ в природных условиях и в процессе производственно-хозяйственной деятельности людей.

Вполне обоснованным можно считать также включение химии в число профильных предметов для агротехнологического профиля. Современные технологии, используемые в различных отраслях сельского хозяйства, в значительной степени базируются на достижениях теоретической химии, а также ее прикладных областей. Они используются при создании удобрений, разработке рациональных способов питания и защиты растений и животных, в почвоведении и т.п.

Цели изучения химии в каждом профиле будут различными.

Изучение химии для поддержки
ведущего профильного предмета

В физико-математическом профиле химическое содержание используется для иллюстрации теснейшей взаимосвязи физического и химического знаний и тенденций интеграции соответствующих наук (физическая химия, химическая физика и т. д.).
В этом случае необходимо выделение химии из курса «Естествознание» в самостоятельный предмет и увеличение времени ее изучения на 1 ч в неделю. Таким образом, в классах физико-математического профиля на курс химии должно отводиться 2 ч в неделю (всего за два года обучения 140 ч). При этом химия остается в числе базовых предметов.

В индустриальных (технологических) профилях изучение химии может служить опорой для формирования специальных знаний, связанных с использованием веществ в материальном производстве. Элементы химии, заложенные в стандарт естествознания, эту задачу не могут выполнить ни по своему объему, ни по структуре. В связи с этим целесообразно для обеспечения систематичности учебного материала выделить химию из курса «Естествознание» в отдельный предмет, изучаемый на базовом уровне, добавив дополнительно 1 ч в неделю для приведения объема учебного материала в соответствие с потребностями профильных предметов. Таким образом, в этих профилях может быть организовано изучение химии на базовом уровне в объеме 140 ч на два года обучения.

В биолого-географическом профиле в курс химии включаются дополнительные факты и теоретические знания, направленные на осознанное усвоение содержания обучения биологии и географии как ведущих профильных предметов. Это потребует 3 ч в неделю, т. е. 210 ч на два года обучения.

Изучение химии
как профильного предмета

В физико-химическом и химико-биологическом профилях химия является одним из ведущих профильных предметов. Разное соотношение соответствующих наук приводит к необходимости выделения различного числа учебных часов на изучение курса химии. В классах физико-химического профиля физика является той базой, на которой строится изучение химии, в то время как в классах химико-биологического профиля химия создает основу для более углубленного (по сравнению с непрофильными классами) изучения биологии. При определении числа часов, отводимых на изучение химии, следует также учитывать то обстоятельство, что учащиеся классов этих профилей выбирают для продолжения образования химические, биологические, медицинские факультеты вузов, а состав вступительных экзаменов на эти факультеты различен. Поэтому представляется наиболее оптимальным следующий набор профильных предметов для физико-химического и химико-биологического профилей (таблица).

Таблица

Число часов (в неделю на два года обучения) на изучение профильных предметов
в физико-химическом и химико-биологическом профилях

Учебные предметы Физико-химический профиль (вступительные экзамены на химические специальности:
химия, физика, математика)
Химико-биологический профиль (вступительные экзамены на биологические и медицинские специальности:
биология, химия, физика)
Математика 12 8
(переводится на базовый уровень)
Физика 10 6
Химия 8 10
Биология 2
(остается на базовом уровне)
8

Повышение уровня химической подготовки учащихся этих профилей может быть достигнуто за счет элективных курсов (модулей), содержание которых ориентировано на углубленное изучение отдельных разделов химии.

Для физико-химического профиля можно рекомендовать следующие элективные курсы:

1. Методика решения химических расчетных задач.

2. Методика решения экспериментальных задач.

3. Химия растворов.

4. Химическая термодинамика и кинетика.

5. Строение вещества.

6. Учение о дисперсных системах и поверхностных явлениях.

Для химико-биологического профиля возможны следующие элективные курсы:

1. Методика решения химических расчетных задач.

2. Методика решения экспериментальных задач.

3. Химия жизни.

4. Основы химического анализа.

5. Учение о дисперсных системах и поверхностных явлениях.

6. Пространственное и электронное строение органических соединений.

7. Химия высокомолекулярных соединений.

* * *

Таким образом, согласно Федеральному базисному учебному плану возможны различные варианты изучения химии на старшей ступени школы.

1. В профилях, где химия не является профилирующим предметом (социально-экономическом, социально-гуманитарном, филологическом, художественно-эстетическом, универсальном), возможны два варианта изучения химии:

а) в составе интегрированного курса «Естествознание» (2 ч в неделю на два года обучения);

б) в качестве самостоятельного курса наряду с курсами физики и биологии (2 ч в неделю на два года обучения).

2. В некоторых профилях (физико-математическом, биолого-географическом, индустриально-технологическом) для поддержки ведущего профильного предмета предусмотрен один вариант изучения химии – в качестве самостоятельного базового курса (4 ч в неделю на два года обучения).

3. В профилях, где химия является профилирующим предметом (физико-химическом, химико-биологическом), возможен один вариант изучения ее как самостоятельного предмета повышенного уровня (до 10 ч в неделю на два года обучения). Такое увеличение числа часов на изучение химии может быть обеспечено за счет компонента общеобразовательного учреждения.

Рассмотренные выше варианты изучения химии не являются обязательными и служат для общеобразовательных учреждений примерами построения их индивидуальных учебных планов.

Рейтинг@Mail.ru