Школа и реформы XXI векаПроблема профильного обучения в общеобразовательной школе, которому мы посвятили этот номер, находится в настоящее время в центре внимания педагогической общественности. Какими будут специалисты в области химической науки, в частности, и в других областях знаний в нашей стране, во многом зависит от качества подготовки учащихся средней школы. С началом нового столетия (и даже тысячелетия!) модернизация средней школы идет постоянно. Причем каждый год реформа системы образования ориентирована на определенные ее составляющие элементы. Сначала в план реформы включался переход на 12-летнее обучение. В нашей газете было опубликовано (2000–2001) много материалов – мнение об этой проблеме известных ученых, преподавателей, авторов учебников: отношение всех к этому в основном было резко отрицательным. Эта часть плана реформы так и не реализована. Новая волна реформы принесла новые стандарты обучения в начальной, основной и старшей школах на основе концентрической системы. Затем последовала очередная модернизация средней школы – введение единого государственного экзамена в форме единого тестирования. Итоги этой реформы вы все знаете. Каждый год на страницах нашей газеты мы публиковали статьи учителей и педагогов высшей школы – их взгляд на данную проблему. Кроме того, на проходящих ежегодно Московских педагогических марафонах учебных предметов (начиная с 2002 г.), организуемых нашим ИД «Первое сентября», в день учителя химии редакция обязательно уделяла внимание конкретной проблеме реформы образования (актуальной на тот момент). Обязательно проводился «круглый стол», на котором, конечно же, выступали как маститые авторы учебников, так и педагоги – учителя химии, непосредственно на себе испытывающие все трудности вводимых новшеств. Материалы «круглого стола» печатались в первом сентябрьском номере (начало учебного года), и мы надеялись, что мнения и пожелания учителей будут все же услышаны чиновниками из Минобразования. И вот в настоящий период времени остро обозначился новый пункт плана модернизации школы – введение профильного (всеобщего!) обучения в старших классах. Для обсуждения этой проблемы на страницах газеты мы пригласили известных авторов учебников, пособий и обычных педагогов. Все, о чем они расскажут, вы видите справа, в колонке «В номере», читайте и делайте выводы, пишите нам о своем опыте преподавания. Забегая вперед, скажу, что большинство авторов статей сходятся в одном: «…профильное образование имеет много преимуществ», но есть много «но», например, «нет четкого определения профильного образования и понимания этого направления образования». А что нас ждет дальше, какой следующий шаг реформы? Начался процесс разработки новых стандартов общего образования второго поколения. Какими они будут? Эти обсуждения впереди. О.Г.БЛОХИНА |