ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА
|
№ |
Тема |
Kоличество часов |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
общее |
в том числе |
|||||
лекция |
работа в группах |
практическая работа |
семинар |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Решение задач по теме |
1 |
|
1 |
|
|
3 |
Решение задач по теме |
1 |
|
1 |
|
|
4 |
Решение задач по теме «Йод» |
1 |
|
1 |
|
|
5 |
Решение задач по теме |
1 |
|
1 |
|
|
6 |
Решение задач по теме |
1 |
|
1 |
|
|
7 |
Решение задач по теме |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
Решение задач по теме |
1 |
|
1 |
|
|
9 |
Практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей вещества и с определенной молярной концентрацией» |
2 |
|
|
2 |
|
10 |
Заключительный урок-семинар |
2 |
|
|
|
2 |
Итого |
12 |
1 |
7 |
2 |
2 |
Итоги подводятся в виде семинарского занятия, на котором учащиеся представляют обратные задачи, новые задачи, которые придумали сами, сообщения о применении веществ из домашней аптечки.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Вводное занятие
Основные понятия; законы; физические величины, их обозначения и единицы измерения; перевод единиц измерения физических величин; необходимые формулы для расчетов массы, объема, массовой доли вещества в растворе, молярной массы вещества, молярной концентрации, числа частиц.
Инструктаж к творческому заданию итогового урока-семинара.
Оформление, план работы с задачей.
Тема 2. Решение задач по теме «Перманганат калия»
Информация о применении растворов перманганата калия. Решение задач на приготовление этих растворов. Использование при решении задач схемы превращения фаз.
Тема 3. Решение задач по теме «Пероксид водорода»
Практическое использование и особенности хранения пероксида водорода. Вещества пергидроль и гидроперит. Решение задач на растворы с использованием схем превращения фаз; задача на использование уравнения химической реакции.
Тема 4. Решение задач по теме «Йод»
Особенность открытия йода, содержание его в организме человека и особенности его практического использования. Решение комбинированных задач на растворы; расчеты числа частиц, относительной плотности по воздуху, выхода продукта.
Тема 5. Решение задач по теме «Бриллиантовая зелень. Глауберова соль»
Химический состав и практическое применение бриллиантового зеленого. Открытие, практическое использование и особенность состава глауберовой соли.
Решение комбинированных задач на растворы; расчет числа частиц в одной капле раствора; расчет молярной концентрации; расчет количества воды в кристаллогидрате.
Тема 6. Решение задач по теме «Английская соль. Питьевая сода. Поваренная соль»
Особенности открытия и использования английской соли и питьевой соды, их применение в медицине. Поваренная соль – важный компонент пищи, нахождение ее в организме, особенности применения в медицине.
Решение задач на вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов в нем; расчет массы катиона, аниона; задача с расчетом по уравнению химической реакции.
Тема 7. Решение задач по теме «Аммиак. Борная кислота»
Нашатырь и аммиак – особенности химического состава, получения и применения. Использование борной кислоты в медицине.
Решение задач с расчетом объема газа по уравнению химической реакции; расчет молярной концентрации вещества в растворе.
Тема 8. Решение задач по теме «Серебро. Магнезия»
Целебные свойства серебра и «серебряных препаратов». Особенности получения и применения нитрата серебра (ляпис), жженой магнезии.
Решение задач на расчет массы исходного вещества по выходу продукта; расчет числа катионов в растворе; задача на раствор.
Тема 9. Практическая работа
«Приготовление растворов с определенной
массовой долей вещества
и с определенной молярной концентрацией»
Решение задач на расчет массовой доли и молярной концентрации вещества для приготовления йодной настойки, растворов поваренной соли и щелочи (NаОН).
Инструктаж по ТБ.
Практическое выполнение и оформление работы с учетом полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Тема 10. Заключительный урок-семинар
Представление учащимися своей самостоятельной творческой работы по курсу «Домашняя аптечка». Выводы. Обсуждение результатов.
Л и т е р а т у р а
О с н о в н а я: Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В.
Химия. 8–11 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 1999, 270
с.; Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения
задач по химии. Учебное пособие для
педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989, 173
с.; Kузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии.
Современный курс для поступающих в вузы.
М.: Экзамен, Оникс 21 век, 2001, 718 с.; Kузьменко Н.Е.,
Еремин В.В. 2400 задач для школьников и
поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.; Чертков
И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми
количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989, 190 с.
Д о п о л н и т е л ь н а я: Аликберова Л.Ю.
Занимательная химия. Kнига для учащихся.
М.: АСТ-Пресс, 1999, 560 с.; Малышкин В.
Занимательная химия. Нескучный учебник. СПб.:
Тригон, 1998, 571 с.; Назарова Т.С., Грабецкий А.А.
Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение,
1987, 239 с.; Я познаю мир. Детская энциклопедия:
Химия. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998, 448 с.