Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2007

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА
(решение задач)

Программа элективного курса по химии для 9 класса
в рамках предпрофильной подготовки

Умение решать задачи
есть искусство,
приобретающееся практикой.

Д.Пойа

Пояснительная записка

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к. это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.

В ходе решения задач идет сложная мыслительная деятельность учащихся, которая определяет развитие как содержательной стороны мышления (знаний), так и действенной (операции, действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

В свою очередь, знания, используемые при решении задач, можно подразделить на два рода: знания, которые ученик приобретает при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс ее решения невозможен. Сюда входят различные определения, основные теории и законы, разнообразные химические понятия, физические и химические свойства веществ, формулы соединений, уравнения химических реакций, молярные массы веществ и т.п.

Психологи и дидакты рассматривают решение задачи как модель комплекса умственных действий. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:

• обеспечение самостоятельности и активности учащихся;

• осуществление связи обучения с жизнью;

• достижение прочности знаний и умений;

• профессиональную ориентацию.

У учащихся в процессе решения задач воспитываются трудолюбие, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.

Однако в школьной практике отсутствует система решения задач, им уделяют мало внимания. У детей к 9-му классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются и не применяются.

Главная задача и обязанность учителя – помочь ученику сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов.

Данный курс по выбору, по мнению автора, поможет решить названные выше проблемы. Он содержит много интересных, практических знаний о самом «химическом» месте в доме – аптечке. Чего там только нет: белые порошки и цветные жидкости, мази, таблетки, капли, витамины и даже лекарственные травы, жаропонижающие и успокаивающие средства и еще много всякой всячины. K тому же не следует забывать, что многие великие химики, в числе которых Иоганн Глаубер, Kарл Шееле, Гемфри Дэви, учились и начинали свою профессиональную деятельность в аптеках. Однако, чтобы грамотно применять даже самые обычные средства первой помощи (пероксид водорода, йодную настойку, перманганат калия), надо уметь решать простейшие задачи по химии.

Данный курс рассчитан на 12 ч, включает решение задач по уравнению химической реакции, задачи по темам «Растворы», «Определение молекулярной формулы веществ по массовым долям элементов», комбинированные задачи различной степени сложности.

Цели курса. Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

• интеллектуальных и практических умений решения задач, позволяющих применять полученные знания в быту;

• интереса к изучению химии;

• умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Требования к уровню освоения дисциплины

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

• грамотно оформлять условие задачи;

• проводить исследование, анализ задачи;

• определять тип задачи;

• выбирать способ решения, составлять план решения задачи;

• переводить единицы измерения массы и объема в Международную систему единиц (систему интернациональную – СИ);

• анализировать полученный ответ;

• составлять обратную задачу;

• планировать и проводить эксперимент по приготовлению растворов с определенной массовой долей и молярной концентрацией вещества;

• работать с дополнительной литературой;

• пользоваться при решении задач на растворы схемами превращения фаз.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

• физические величины и их единицы измерения (масса вещества, масса раствора, количество вещества, молярная масса, объем вещества, объем раствора, плотность вещества, плотность раствора, относительная плотность, относительная атомная и молярная массы вещества, массовая доля растворенного вещества, массовая доля элемента в соединении, выход вещества);

• кристаллогидраты;

• уравнения химических реакций;

• диссоциация, катион, анион;

• число частиц, число Авогадро;

• формулы для расчетов массы, объема, массовой доли, относительной плотности.


Учебно-тематическое планирование

Тема

Kоличество часов

общее

в том числе

лекция

работа в группах

практическая работа

семинар

1

Вводное занятие

1

1

 

 

 

2

Решение задач по теме
«Перманганат калия»

1

 

1

 

 

3

Решение задач по теме
«Пероксид водорода»

1

 

1

 

 

4

Решение задач по теме «Йод»

1

 

1

 

 

5

Решение задач по теме
«Бриллиантовая зелень. Глауберова соль»

1

 

1

 

 

6

Решение задач по теме
«Английская соль. Питьевая сода. Поваренная соль»

1

 

1

 

 

7

Решение задач по теме
«Аммиак. Борная кислота»

1

 

1

 

 

8

Решение задач по теме
«Серебро. Магнезия»

1

 

1

 

 

9

Практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей вещества и с определенной молярной концентрацией»

2

 

 

2

 

10

Заключительный урок-семинар

2

 

 

 

2

Итого

12

1

7

2

2

Итоги подводятся в виде семинарского занятия, на котором учащиеся представляют обратные задачи, новые задачи, которые придумали сами, сообщения о применении веществ из домашней аптечки.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие

Основные понятия; законы; физические величины, их обозначения и единицы измерения; перевод единиц измерения физических величин; необходимые формулы для расчетов массы, объема, массовой доли вещества в растворе, молярной массы вещества, молярной концентрации, числа частиц.

Инструктаж к творческому заданию итогового урока-семинара.

Оформление, план работы с задачей.

Тема 2. Решение задач по теме «Перманганат калия»

Информация о применении растворов перманганата калия. Решение задач на приготовление этих растворов. Использование при решении задач схемы превращения фаз.

Тема 3. Решение задач по теме «Пероксид водорода»

Практическое использование и особенности хранения пероксида водорода. Вещества пергидроль и гидроперит. Решение задач на растворы с использованием схем превращения фаз; задача на использование уравнения химической реакции.

Тема 4. Решение задач по теме «Йод»

Особенность открытия йода, содержание его в организме человека и особенности его практического использования. Решение комбинированных задач на растворы; расчеты числа частиц, относительной плотности по воздуху, выхода продукта.

Тема 5. Решение задач по теме «Бриллиантовая зелень. Глауберова соль»

Химический состав и практическое применение бриллиантового зеленого. Открытие, практическое использование и особенность состава глауберовой соли.

Решение комбинированных задач на растворы; расчет числа частиц в одной капле раствора; расчет молярной концентрации; расчет количества воды в кристаллогидрате.

Тема 6. Решение задач по теме «Английская соль. Питьевая сода. Поваренная соль»

Особенности открытия и использования английской соли и питьевой соды, их применение в медицине. Поваренная соль – важный компонент пищи, нахождение ее в организме, особенности применения в медицине.

Решение задач на вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов в нем; расчет массы катиона, аниона; задача с расчетом по уравнению химической реакции.

Тема 7. Решение задач по теме «Аммиак. Борная кислота»

Нашатырь и аммиак – особенности химического состава, получения и применения. Использование борной кислоты в медицине.

Решение задач с расчетом объема газа по уравнению химической реакции; расчет молярной концентрации вещества в растворе.

Тема 8. Решение задач по теме «Серебро. Магнезия»

Целебные свойства серебра и «серебряных препаратов». Особенности получения и применения нитрата серебра (ляпис), жженой магнезии.

Решение задач на расчет массы исходного вещества по выходу продукта; расчет числа катионов в растворе; задача на раствор.

Тема 9. Практическая работа
«Приготовление растворов с определенной массовой долей вещества
и с определенной молярной концентрацией»

Решение задач на расчет массовой доли и молярной концентрации вещества для приготовления йодной настойки, растворов поваренной соли и щелочи (NаОН).

Инструктаж по ТБ.

Практическое выполнение и оформление работы с учетом полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Тема 10. Заключительный урок-семинар

Представление учащимися своей самостоятельной творческой работы по курсу «Домашняя аптечка». Выводы. Обсуждение результатов.

Л и т е р а т у р а

О с н о в н а я: Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. 8–11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 1999, 270 с.; Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989, 173 с.; Kузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы.
М.: Экзамен, Оникс 21 век, 2001, 718 с.; Kузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.; Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989, 190 с.

Д о п о л н и т е л ь н а я: Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Kнига для учащихся.
М.: АСТ-Пресс, 1999, 560 с.; Малышкин В. Занимательная химия. Нескучный учебник. СПб.: Тригон, 1998, 571 с.; Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987, 239 с.; Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998, 448 с.

Н.Л.ТИМОФЕЕВА,
учитель химии школы № 31
(г. Ишим, Тюменская обл.)

Рейтинг@Mail.ru