ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ
|
Эксперимент –
|
Эксперимент как метод обучения несет развивающую и воспитательную функции, способствует формированию научного мировоззрения. Три дидактические цели школьного демонстрационного эксперимента (познавательную, развивающую, воспитательную) возможно реализовать только при соответствующем его содержании, технике и методике.
Отбор опытов для школы проводили в течение столетий. Особенно тщательно отбирались опыты для уяснения важнейших фактов, явлений, теорий, законов. В учебниках химии различных стран мира описаны разнообразные опыты.
а) Опыты по получению и исследованию свойств Н2, О2, N2, Сl2, НСl, Н2S, NН3, SO2, SO3, NO, NО2, СО, СО2, Н2SО4, НNО3, СН4, С2Н4, С2Н2, сухой перегонке древесины, каменного угля, фракционной перегонке нефти и т. д. В каждой теме курса химии имеется один или несколько стержневых опытов, содержание, ход, результаты, значение которых должны запомнить учащиеся.
б) Опыты исторические: состав воздуха, закон сохранения массы веществ, получение анилина и другие, знакомящие с методами химических исследований, авторами открытий.
в) Опыты, передающие химизм промышленных производств:
Н2 + Сl2 , NаСl + Н2SО4 , SО2 SО3,
N2 + H2 , NH3 HNO3, Al + Fe2О3 ,
спиртовое брожение, гидролиз крахмала и т.д.
г) Опыты с применением электрического тока: разложение метана, этана, электролиз раствора ацетата натрия, хлорида натрия, воды и т.д. – опыты для осуществления межпредметных связей, принципа политехнизма.
д) Количественные опыты: определение относительной массы (Mr(СО2)), доли ((СО2/известняк)), опыты по электролизу, опыты с эвдиометром, титрование и т.д. – опыты, показывающие, что «химия – наука точная».
Канонизации опытов никогда не было, по мере развития химической науки и производства одни опыты заменялись на другие. Вместе с тем следует отметить, что в конце XX – начале XXI в. в России наблюдается резкое сокращение числа программных демонстрационных опытов даже групп а) и в). Особенно обеднены группы б) и г). Из группы д) опыты практически исчезли, хотя в дореволюционной, советской (1917–1933), зарубежной школах их было много. (В США в 1930–1950 гг. – 34%.)
Между тем существует хорошая пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Есть докладная записка профессора М.И.Коновалова «О преподавании химии», опубликованная еще в 1900 г. и выражающая мнение Отделения преподавателей физики и химии Педагогического общества при Московском университете. В ней читаем: «Нередко самого простого опыта, который проделывается в течение одной минуты при преподавании химии, не могут заменить продолжительные словесные разъяснения».
Технику
демонстрационного эксперимента относительно
давно начали разрабатывать, описывать и
исследовать. Фундаментальный вклад внес
смолянин по рождению, профессор ЛГПУ
им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук
В.Н.Верховский, опубликовав свой главный труд
«Техника и методика эксперимента в школе» (М.:
Учпедгиз, 1959, 1960; М.: Просвещение, 1973, 1975 (седьмое
издание в соавторстве с А.Д.Смирновым)), состоящий
из оригинальных, разработанных автором, и
заимствованных из литературы, тщательно
проверенных и, как правило, улучшенных им опытов.
Книга Верховского долго пользовалась
популярностью как в России, так и за рубежом.
Отличные отзывы о ней были в периодическом
издании «Journal of Chemical Education».
К технике демонстрационного эксперимента относятся: конкретный вариант конструкции прибора (установки), взаимное расположение деталей прибора (частей установки), последовательность сборки прибора (установки), включения его частей в работу, вывода из рабочего состояния; размещение прибора (установки) на демонстрационном столе; количества (массы, объемы) используемых веществ, их чистота, состояние, концентрации, размещение в приборе; этапы ввода, обнаружения и удаления исходных веществ и продуктов; скорость подачи исходных веществ, способ утилизации избытка их или возникающих из них продуктов; моменты нагревания и охлаждения, интенсивность и длительность этих процессов, продолжительность всего эксперимента; условия его безопасности, надежности, способы достижения наибольшей наглядности (зрительной, слуховой, обонятельной). На эти вопросы должен обращать внимание учитель, желающий овладеть искусством экспериментирования.
Искусство это требует долгой выучки, постоянной практики. В предисловии к своей первой монографической работе «Техника постановки химических опытов» (1911) Верховский писал: «Мне лично пришлось столкнуться с постановкой лекционных опытов не сразу по окончании университета, а после шести лет работы в научных и технических лабораториях, и я все-таки часто встречался с большими трудностями. Некоторые опыты начали у меня вполне хорошо и правильно получаться только на третий-четвертый год моего лаборантства».
Трудности часто обусловливаются несовершенством инструкций к опытам в практикумах, монографиях по технике эксперимента. Большинство авторов детально описывает устройство приборов, последовательность действий демонстратора и менее подробно количества и качества веществ, интенсивность и длительность нагрева. Можно встретить рекомендации работать с малым количеством какого-либо твердого вещества без упоминания о его объеме. Встречаются сообщения об использовании раствора вещества, а его концентрация не уточняется. Рекомендуется нагревать интенсивно и не указывается, будет ли достаточно теплоты спиртовки, как долго при этом придется ждать результата. Недостаточно четко выделены во многих руководствах условия, при которых опыт безотказен, протекает с максимальной эффективностью и одновременно с полнейшей безопасностью для экспериментатора и учащихся. В связи со сказанным возникает необходимость микроисследований перед демонстрацией по уточнению ее техники. Одновременно появляется необходимость для корректировки иметь несколько источников по технике эксперимента.
Наиболее пунктуальные описания даны Верховским в его известнейшем, семикратно издававшемся двухтомнике. Интерес представляют и такие источники: 1) Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М: Просвещение, 1970; 2) Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии. М.: Просвещение, 1977 и другие издания; 3) Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987; 4) Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1989 и другие издания; 5) Фоулз Г. Лекционные опыты по химии. М.: Учпедгиз, 1962 и другие издания; 6) Парменов К.Я. Опыты с электрическим током по химии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1944 и другие издания.
Имея указанные работы, можно полностью оснастить экспериментом весь курс химии, располагая даже небольшой материальной базой, выбрать подходящий для местных условий вариант демонстрации.
Стол с оснащением для проведения
|
Выбирая один вариант эксперимента из серии демонстрационных, предлагаемых различными авторами для ввода одного и того же понятия, следует отдавать предпочтение тому, техника которого проста, безотказна, безопасна (экологична), экономична, наглядна (выразительна), информативна, эффективна (убедительна, доказательна, достоверна), а время экспозиции невелико. Оптимальность варианта должна оцениваться по всему комплексу этих критериев, а не по одному или четырем первым, что обычно имеет место.
Эти критерии качества техники демонстрации или педагогические требования к технике демонстрационного эксперимента выработаны в ходе вековой практики обучения химии в разных странах. Они подробно описаны и пояснены Верховским в первом советском руководстве «Методика преподавания химии в средней школе» (М., Л.: Учпедгиз, 1934, 1936). Им 70 страниц из 300 отвел К.Я.Парменов в монографии «Химический эксперимент в средней школе» (М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959), заметив, что «несоблюдение хотя бы одного из них может иногда свести к нулю все усилия экспериментатора или, того хуже, вызвать отрицательный эффект».
Поясним требования.
• Простота эксперимента. Опыт должен быть прост по идее, прибор для него несложен по конструкции (состоит из немногих типов узлов, деталей, принадлежностей), его монтировка кратковременна, конструкция прочна, удобна для пользования, реактивы обиходны, прибор не заслоняет изучаемое явление, облегчает понимание его сущности.
Думая о простоте, не следует допускать упрощенчества. Классический пример: взрыв смеси водорода с кислородом воздуха в жестяной банке и взрыв смеси водорода с кислородом в эвдиометре Верховского. Первый вариант дает только понимание необходимости соблюдения мер предосторожности при работе с водородом. Второй – понимание состава гремучего газа, объемного отношения взаимодействующих нацело газов, единственности продукта реакции, его состава и физических свойств. Кажущаяся простота первого опыта затрудняет понимание явления. Эти два опыта являются примером опытов на одну тему, но разной информативности.
• Безотказность (надежность, воспроизводимость) эксперимента. Опыт должен удаваться при точном соблюдении учителем указаний практикумов. Профессор С.И.Созонов – идейный руководитель русских химиков на всех педагогических съездах, преподаватель физики и химии в Тенишевском коммерческом училище – писал в 1901 г.: «Каждый опыт слагается из многих мелочей, которые преподаватель должен знать заранее». Лучшим средством, гарантирующим удачу при проведении опытов, является тщательная предварительная подготовка к ним: скрупулезное изучение инструкций, паспортов к приборам, испытание реактивов, установок, неоднократная отработка хода опыта до получения нужных результатов.
Причиной неудач может стать техническое несовершенство приборов, деталей, узлов, некомплектность оборудования, неправильное его хранение, транспортировка, несоблюдение правил техники безопасности, плохое владение элементами техники эксперимента, неаккуратность, небрежность демонстратора. Но «основное зло, – считал К.Я.Парменов, – это безответственное отношение к эксперименту».
Следует заметить, что безответственность быстро наказывается. «Зерно недоверия западает в души учеников, – писал С.И.Созонов, – а если неудачи повторяются, то из зерна в конце концов развивается отсутствие интереса и полное недоверие, которое совершенно обесценивает все дело».
• Безопасность эксперимента. Опыт должен быть безопасным для ученика и учителя при соблюдении условий, описанных в инструкциях. Учитель химии несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Он должен знать нормативные документы, в частности «Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ системы МП РФ» и свято соблюдать их.
То, что гарантирует удачу при проведении опытов, обеспечивает и безопасность их. Опытные учителя обязательно проверяют реактивы, даже если они в заводской упаковке (перепутывание этикеток при расфасовке веществ случается иногда); если они долго не применялись, принимаются от другого лица. Не работают с большими массами и объемами веществ, чем указано в руководствах. Строго следят за концентрациями растворов. Пользуются чисто вымытой, сухой посудой, склянками с ясными этикетками. Добиваются герметичности сочленения деталей приборов, легкости хода перемещаемых частей. Заканчивают приборы поглотительными склянками с растворами веществ-утилизаторов, с углем; в крайнем случае готовят ватки, смоченные веществами-утилизаторами. Добиваются хорошей работы тяги. Плотно закупоривают банки и склянки с опасными веществами, парафинят их. Не допускают к ним учащихся. Имеют противопожарные средства: ведро с песком, воду, огнетушитель, одеяло, полотенце, – а также аптечку. Создают оптимальные условия для хода реакции. Все предосторожности соблюдают с неизменной педантичностью. Опыты со взрывами, вспышками, разбрызгиванием веществ проводят в отдалении от учащихся, отсаживают их с первых парт, ставят защитный экран между установкой и учащимися. Предварительно испытывают газы на чистоту перед поджиганием их. Предупреждают учащихся о возможности неприятных последствий, чтобы ослабить стрессовую ситуацию и не допустить паники. Остаются спокойными при несчастных случаях, думают, как быстрее и результативнее ликвидировать их последствия.
• Экономичность эксперимента. Дешевизна и ограниченность времени проведения опыта достигаются подбором номенклатуры веществ из числа допущенных к использованию в школе, нахождением их оптимальных масс, объемов, концентраций, характера нагревания для получения нужного хода опыта за малый промежуток времени; продумыванием конструкции прибора, обеспечивающей удобство и быстроту выполнения операций, сокращением числа вспомогательных операций при монтаже прибора, использованием обиходного недорогого оборудования, принадлежностей, дешевых реактивов.
• Наглядность (выразительность, яркость) эксперимента. Под наглядностью понимается такая организация эксперимента, при которой восприятие учащимися всех частей установки, свойств веществ (прежде всего частей и свойств, меняющихся в ходе опыта), признаков, условий реакций, действий учителя оптимальное.
Эксперимент яркий, если каждому ученику все видно, слышно, он улавливает запахи, замечает, осознает, легко запоминает все действия и вызываемые ими последствия. Наглядный эксперимент позволяет накопить множество отчетливо запечатлевающихся и запоминающихся наблюдений для последующего их многостороннего анализа и выводов. Это совсем не внешне занимательный или эффектный опыт часто с одним усиленным признаком (яркой вспышкой, резким изменением окраски или массы, или объема, или запаха, сильным звуком).
В отчете 1-го Московского съезда преподавателей физико-химических наук средних учебных заведений (1899) специально было записано: «Исключаются опыты, рассчитанные только на эффект». И.А.Каблуков в 1940 г. писал о том, что слушатели должны смотреть на опыт «как на метод исследования природы, на вопрос, задаваемый природе, а не как на “фокусы-покусы”». И ныне отечественные методисты педагогически ценными считают наглядные, но необязательно внешне эффектные опыты.
Наглядность вместе с другими критериями достигается особенностями устройства и оборудования химического кабинета. Для кабинетов химии обязателен демонстрационный стол, стоящий на помосте высотой 15–20 см (подиуме), с крышкой, передний край которой находится на уровне глаз сидящих на своих местах учеников. Многие школы имеют два вида столов: демонстрационный двухступенчатый с консолью или демонстрационный универсальный. Их левые секции (размеры: 1450 x 800 x 950 мм в первом случае, 1200 x 750 x 870 мм – во втором) служат демонстрационной частью, правые – более низкие (размеры соответственно 1500 x 780 x 740 мм и 1200 х 750 х 720 мм) применяются для размещения подготовленного к уроку вспомогательного оборудования и использованных приборов. Передние стенки правых частей находятся на уровне левых, являясь бортиком, скрывающим от глаз учащихся все, что расположено на них. Демонстрационная часть оборудована двумя водоразборными колонками, лабораторной раковиной, газовым двухрожковым краном, двумя электророзетками.
Расстояние от доски до демонстрационного стола для удобства работы учителя, лаборанта или ученика-ассистента не менее 1 м, а от демонстрационного стола до передних ученических столов для безопасности наблюдений не менее 0,8 м.
Справа от демонстрационного стола под углом монтируется вытяжной шкаф с моторной тягой, подводкой воды, газа и электрического тока. Вентиляционное оборудование рассчитывается на 8–10-кратный обмен воздуха в час.
При классе 30–40 человек учащиеся последнего ряда сидят на расстоянии 8–10 м от демонстрационного стола. Это вызывает определенные требования к размерам демонстрационных приборов и оборудования, их размещению на столе, количествам используемых веществ, освещенности лаборатории и приборов, размещению учащихся в ней. Требования были сформулированы давно в итоге многолетней практики учителей и специальных исследований, проводившихся, в частности, кандидатом педагогических наук И.Н.Сафоновой в 1947 г., кандидатом педагогических наук Г.А.Кайгородовой в середине 1970-х гг.
1) Приборы должны быть достаточно крупных размеров. Если они имеют какие-то шкалы, то деления отчетливо видны ученикам.
2) Приборы из пробирок и газоотводных трубок закрепляют высоко на стержнях штативов Верховского, причем стержни (стойки) штативов обращают к учителю, лапки, кольца для размещения спиртовок выносят вперед. Горизонтально или под углом закрепленные в лапках пробирки идут строго параллельно краю стола, чтобы просматривался весь их объем.
3) Прибор, установку располагают по центру стола, приближая их к работающему с ними учителю, вытягивая их вдоль стола, параллельно его длинному краю, поворачивая на 180° по отношению к учителю. Ученики тогда наблюдают прохождение процесса слева направо. У них возникает иллюзия самостоятельной работы с установкой. Учителю так работать трудно, зато ученику наблюдать легко.
4) Все части демонстрационной установки находятся на одной прямой, как можно ближе друг к другу. Тогда взгляд ученика охватывает все изменения, одновременно происходящие в них. Учитель тратит меньше времени на операции, и они проходят удачнее.
5) Приборы, химическую посуду, спиртовки, другое оборудование ставят на круглые подъемные столики, на самодельные ящики с подсветом; пробирки с растворами, газами размещают в штативах с подсветом и экраном либо укрепляют в кусочках картона, чтобы они висели параллельно друг другу. Картонка держится лапкой штатива.
6) Опыты по получению газов разложением твердых веществ ведут в пробирках на 40 мл, опыты с растворами, сопровождающиеся изменением цвета, состояния, – либо в демонстрационных пробирках (на 40 мл), либо в узких высоких химических стаканах, цилиндрах, реже в колбах. Таким образом, химическая посуда для наглядности демонстрационных опытов должна быть достаточно больших объемов (в 3–4 раза больших, чем ученическая пробирка).
7) Реактивные склянки с растворами тоже должны быть большими, обязательно с двумя этикетками. Формулы веществ написаны крупно и четко, концентрации растворов указаны, опасность веществ отмечена.
8) Реактивы, вспомогательное оборудование, принадлежности размещаются за бортиком упорядоченно. Высокая посуда и редко применяемое оборудование – дальше от экспериментатора, низкая посуда и часто используемое оборудование – ближе. Все, что стоит за бортиком, должно появляться перед глазами учащихся при проведении соответствующей операции и возвращаться на место.
9) Лаборатория должна быть хорошо освещена. Над столом обязательно софит, на столе – боковое и нижнее освещение (сбоку настольная лампа, люминесцентная лампа в прорези столешницы, прикрытой плексигласом). Внешний подсвет позволяет ясно наблюдать прозрачность, цвет, состояние жидких веществ и растворов, состояние, цвет газов. Внутренний применяют, работая с хлором (синюю лампочку опускают в сосуд с ним).
10) За показываемым объектом часто ставят экран (фон). Экран – кусок картона, пластика или лист плотной бумаги – делают черно-белым: одну сторону его красят белой краской, другую – черной. Все светлое (пузырьки газов, появляющиеся в бесцветном растворе, бледно-голубое пламя горящей серы) демонстрируют на черном фоне, темное – на белом. При показе твердых веществ удобен цветной экран. Например, красный цвет меди хорошо виден на зеленом фоне.
11) Количества веществ резко увеличивают по сравнению с используемыми для лабораторных опытов. (Увеличение не произвольное, а в соответствии с рекомендациями в практикумах. Тогда и изменения бывают ясно видны, и реактивы зря не тратятся, и опыт идет безопасно.)
12) Хорошей наглядности можно в ряде случаев
достичь, работая с небольшими массами и объемами
веществ невысоких концентраций. Для этого
используют технические средства: кодоскоп,
графопроектор, «Лектор», диапроектор
универсальный. Опыты ведут в маленьких
стаканчиках, чашках Петри, в кюветах из
плексигласа с плоскопараллельными стенками.
Реакции не требуют подогревания, идут между
растворами веществ или между жидкостями или
растворами и твердыми веществами,
сопровождаются изменением состояния или цвета
(например, Nа + Н2О ,
С2Н5ОН + Nа (в
присутствии индикатора), Zn + HCl (р-р) , Cu(NO3)2 (р-р) + NaOH (р-р) ). Технические средства
резко увеличивают площадь обозреваемой
поверхности, позволяя увидеть мельчайшие детали
процессов всем ученикам, и экономят время
экспозиции и реактивы.
13) Восприятие таких свойств веществ и признаков реакций, как плотность (абсолютная и относительная), электропроводность (наличие и изменение ее), тепловой эффект реакции, скорость реакции, изменение характера среды, можно в ряде случаев усилить применением специальных приборов: весов, ареометров, лампочек с разомкнутой цепью, прибора Черняка, магнитофона, амперметра, термоскопа, термометра, секундомера, метронома, кинетоскопа, рН-метра. Восприятие многих из этих характеристик поднимется на должный уровень, если школа приобретет компьютер с измерительным блоком и комплектом датчиков: температуры, давления, электрической проводимости, рН. Он входит в учебное оборудование и технические средства для кабинета химии современной школы.
14) Полезен для школы видеомагнитофон, с помощью которого можно показывать крупным планом заранее подготовленные демонстрации.
15) Учащиеся должны занимать в кабинете места в
зависимости от остроты зрения, определяемой
врачом, в крайнем случае учителем. На это мало
внимания обращается в школе, как отмечал
К.Я.Парменов.
Добиваясь наглядности демонстрационного эксперимента, учитель должен руководствоваться советом профессора С.Г.Крапивина, ученика Н.Д.Зелинского, написавшего в 1929 г. в первых российских «Записках по методике преподавания химии»: «Правильная постановка эксперимента должна напоминать нечто вроде серьезной хирургической операции, для которой предусмотрено все, что может понадобиться: все инструменты, перевязочные материалы, медикаменты и так далее, так что во время операции хирург может работать непрерывно, не теряя времени и не рассеивая внимание на подыскание необходимых вещей».
• Информативность эксперимента. Под информативностью понимается число признаков изучаемого понятия (закона, теории), которые можно доказательно, непротиворечиво обнаружить, пользуясь применяемой установкой. Чем оно больше, тем выше информативность, полнее, точнее знание. На информативность следует обращать особое внимание. Ею определяется качество методики обсуждения опыта.
• Эффективность (убедительность, доказательность, достоверность) эксперимента. Смысл этого критерия очевиден из перечня синонимов.
Эксперимент эффективен, если каждый существенный признак формируемого знания (факта, понятия, закона, теории) доказан прямым или косвенным образом. Пути доказательств многообразны, определяются особенностями приобретаемых учащимися знаний, возможностями оборудования, предлагаемого школе профессионалами Центра средств обучения ИОСО РАО, состоянием материальной базы конкретной школы, уровнем подготовки, гибкостью технического и методического мышления учителя.
Много достаточно убедительных опытов было описано в пособиях В.Н.Верховского, В.С.Полосина, Г.Фоулза. Ныне значительной частью этих удачных рекомендаций воспользоваться нельзя из-за необоснованного изъятия из обращения нужных приборов, реактивов, посуды, принадлежностей, отсутствия централизованной поставки средств обучения в школы, недостатка денег в них. Между тем от доказательности техники опытов, как и от информативности ее, сильно зависят качество методики демонстрации, интерес учеников, глубина, осознанность, прочность их знаний.
Этот критерий предполагает недопустимость фальсификаций при постановке опытов.
• Кратковременность эксперимента. Время, необходимое для достижения нужного результата и наблюдения всех особенностей опыта, должно быть непродолжительным, ибо демонстрационный эксперимент достигает своих дидактических целей только в ходе описаний, объяснений, обсуждений, постановки гипотез, обобщений, записей, использования других средств наглядности. А это все требует значительного времени. Лишь отдельные опыты по химии продолжительны, их обычно закладывают на одном уроке, а результаты анализируют на следующем.
Кроме названных нами, есть и другие педагогические требования к эксперименту, например своевременность постановки эксперимента, оптимальное число опытов на одном уроке, необходимость объяснения и повторения, но они больше относятся к методике демонстрации, а это тема другой статьи.
Заканчивая обсуждение техники демонстрации, следует напомнить слова Парменова: «Все поведение учителя должно служить примером для учеников. Тщательность при собирании приборов, чистота посуды, демонстрационного стола, размеренность движений, спокойствие, особенно в случае неполадок и аварий, предусмотрительность, уверенность… Правильные приемы, систематически употребляемые учителем, постепенно становятся достоянием учащихся...»
Л и т е р а т у р а
Верховский В.Н. Первый Всероссийский съезд
преподавателей физики, химии и космографии
(27 декабря 1913 г. – 6 января 1914 г.). Секция химии.
Русская школа, 1914, № 5–6, с. 119–125; Верховский В.Н.,
Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика
преподавания химии в средней школе. Пособие к
стабильному учебнику (для преподавателей). М., Л.:
Учпедгиз, 1934;
Верховский В.Н. Техника и методика
химического эксперимента в школе. М.: Учпедгиз,
1959, т. 1; Верховский В.Н. Техника и методика
химического эксперимента в школе. М.: Учпедгиз,
1960, т. 2; Верховский В.Н., Смирнов А.Д.
Техника химического эксперимента. 7-е изд. М.:
Просвещение, 1973, т. 1; Верховский В.Н., Смирнов
А.Д. Техника химического эксперимента. М.:
Просвещение, 1975, т. 2; Гаркунов В., Иванова Р. К
характеристике методов обучения химии. Проблемы
обучения химии в школах социалистических стран.
Кн. 1, т. 1, Градец Кралове: Изд-во пед. ф-та, 1983, с.
196–215; Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет
химии. М.: Просвещение, 1974; Знаменский П.А.
Методика преподавания физики в средней школе. Л.:
Учпедгиз, 1960, 490 с.; Каблуков И.А. Курс лекций по
неорганической химии. М.: Учпедгиз, 1940; Коновалов
М.И. Докладная записка «О преподавании химии».
Труды пед. об-ва, состоящего при Московском
университете, I. М., 1900, с. 169–175; Крапивин С.Г.
Записки по методике преподавания химии. М., 1929;
Материалы к реформе средней школы. Примерные
программы и объяснительные записки. Петроград,
1915; Минченков Е.Е. А каков социальный заказ
будущей школе? Химия (ИД «Первое сентября»), 1999, №
41, с. 1, 3; Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н.
Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение,
1987; Общая методика обучения химии: Содержание и
методы обучения химии. Пособие для
преподавателей. М.: Просвещение, 1981; Парменов К.Я.
Химический эксперимент в средней школе. М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1959; Парменов К.Я. Опыты по химии с
электрическим током. 3-е изд. М.: Учпедгиз, 1962;
Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в
дореволюционной и советской школе. М.: Учпедгиз,
1963; Перечни учебного оборудования по химии для
общеобразовательных учреждений. Оценка качества
подготовки выпускников средней (полной) школы по
химии. Сост. С.В.Суматохин, А.А.Каверина. М.: Дрофа,
2001, с. 61–91; Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум
по методике преподавания химии. М.: Просвещение,
1981; Полосин В.С. Школьный эксперимент по
неорганической химии. М.: Учпедгиз, 1959, М.:
Просвещение, 1970; Полосин В.С., Прокопенко В.Г.
Практикум по методике преподавания химии. 6-е изд.
М.: Просвещение, 1989; Протоколы заседаний съезда
преподавателей физико-химических наук в средних
учебных заведениях Московского учебного округа,
1899; Созонов С.И. О педагогическом значении
опытных наук. Образование, 1901, № 12; Ушинский К.Д.
Избранные сочинения. М.: Учпедгиз, 1945; Фадеев Г.Н.
О судьбе химии в школах России. Нет пророка в
отечестве своем. Химия (ИД «Первое сентября»), 1999,
№ 35, с. 1, 2; Фоулз Г. Лекционные опыты по химии.
Пер. с англ. М.: Учпедгиз, 1962; Цветков Л.А.
Эксперимент по органической химии. Методика и
техника. М.: Просвещение, 1973, 1977.