Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Актуальные проблемы
методики обучения химии
в школьном курсе

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. Содержание школьного курса химии и его вариативность. Пропедевтический курс химии. Kурс химии основной школы. Kурс химии средней школы. (Г.М.Чернобельская, доктор педагогических наук, профессор)
18 Лекция № 2. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы по химии. Сущность, цели и задачи. Предпрофильные элективные курсы. Методические рекомендации по их разработке. (Е.Я.Аршанский, доктор педагогических наук, доцент)
19 Лекция № 3. Профильное обучение химии на старшей ступени общего образования. Единый методический подход к структурированию содержания в классах разного профиля. Вариативные компоненты содержания. (Е.Я.Аршанский)

Kонтрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20 Лекция № 4. Индивидуализированные технологии обучения химии. Основные требования построения технологий индивидуализированного обучения (ТИО). Организация самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока в системе ТИО. Примеры современных ТИО. (Т.А.Боровских, кандидат педагогических наук, доцент)
21 Лекция № 5. Модульная технология обучения и ее использование на уроках химии. Основы модульной технологии. Методики конструирования модулей и модульные программы по химии. Рекомендации по использованию технологии на уроках химии. (П.И.Беспалов, кандидат педагогических наук, доцент)
22 Лекция № 6. Химический эксперимент в современной школе. Виды эксперимента. Функции химического эксперимента. Проблемный эксперимент с использованием современных технических средств обучения. (П.И.Беспалов)

Kонтрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2006 г.)

23 Лекция № 7. Экологическая компонента в школьном курсе химии. Kритерии отбора содержания. Экологоориентированный химический эксперимент. Учебно-исследовательские экологические проекты. Задачи с экологическим содержанием. (В.М.Назаренко, доктор педагогических наук, профессор)
24 Лекция № 8. Kонтроль результатов обучения химии. Формы, виды и методы контроля. Тестовый контроль знаний по химии. (М.Д.Трухина, кандидат педагогических наук, доцент)

Итоговая работа. Разработка урока в соответствии с предложенной концепцией. Kраткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2007 г.

М.Д.ТРУХИНА

ЛЕКЦИЯ № 8
Контроль результатов обучения химии

Трухина Мария Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры неорганической химии и методики преподавания химии химического факультета МПГУ. Научные интересы – методика преподавания химии в средней школе. Преподавательская деятельность – лекции по методике преподавания химии, современным средствам оценивания результатов обучения, экологическому образованию учителя химии (для студентов химического факультета МПГУ).

План лекции

• Формы контроля.

• Виды контроля.

• Методы устного контроля результатов обучения. Методы письменного контроля результатов обучения.

• Тестовый контроль знаний по химии.

 

ВВЕДЕНИЕ

Kонтроль результатов обучения учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Это сложный и многогранный процесс, важный и для учителя, и для учащихся. Kонтроль знаний стимулирует систематическую работу над учебным материалом и над собой, позволяет увидеть просчеты и достижения в методике преподавания. Во время контроля особенно удобно осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся. Таким образом благодаря контролю знаний и умений школьников реализуется обратная связь от учеников к учителю, позволяющая оперативно регулировать ход учебного процесса.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике существует несколько классификаций форм контроля знаний, умений и навыков учащихся.

П о  с п о с о б у  о р г а н и з а ц и и  в учебном процессе форма контроля может быть индивидуальной, групповой, фронтальной, дифференцированной.

П о  с п о с о б у  п о д а ч и  и н ф о р м а ц и и формы контроля делятся на устную, письменную, экспериментальную, компьютерную.

Современные методики преподавания и технические средства обучения позволяют комбинировать на уроке различные формы проверки знаний, умений и навыков школьников по химии.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Помимо форм контроля в дидактике различают виды контроля в зависимости от выполняемой дидактической функции.

Предварительный контроль осуществляют для диагностики исходного уровня знаний и умений школьников. Этот вид контроля обычно применяют в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы по химии.

Текущий контроль должен проводиться учителем на протяжении всего учебного занятия с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке.

Тематический контроль – это вид контроля, который проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса химии, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года.

Заключительный контроль завершает процесс изучения химии в учебном году (обычно в форме итоговой контрольной работы или контрольного теста) или в школьном курсе (в форме выпускного экзамена).

При использовании всех видов контроля результатов обучения химии необходимо учитывать степень достижения целей обучения через следующие показатели.

Объем знаний и умений, определяемый Стандартом образования по химии и конкретной программой изучения курса.

Kачество знаний, которое включает в себя их научность, осознанность, систематичность, конкретность, прочность, связь с жизнью и пр.

Научность и осознанность знаний подразумевают понимание содержания, умение систематизировать, объяснять изученное содержание, приводить примеры. Систематичность означает внутрипредметные связи, последовательность развития понятий. Kонкретность знаний предполагает, что школьники ясно представляют себе физические и химические свойства изученных веществ, зависимость их свойств от состава и строения. При проверке прочности знаний обращается внимание на знание учащимися основного, ранее изученного материала, связанного с текущим материалом темы или урока. Связь с жизнью предполагает умение учеников объяснять происходящие в природе и в быту явления с научной точки зрения, а также правильно обращаться с веществами вне кабинета химии.

Форма выявления знаний, различающаяся по способу организации и способу подачи информации.

Kонтроль результатов обучения предполагает и их учет, а следовательно, и методику оценивания ответов учащихся, выполнения ими заданий разного характера. При оценивании бывают очень сильны факторы субъективности и неопределенности. Чтобы снизить влияние этих факторов, учитель регистрирует следующее:

• полноту ответа (отражены ли в ответе все запланированные компоненты содержания);

• правильность (безошибочность) ответа;

• логику изложения материала;

• понимание изученного (может быть выявлено через дополнительный вопрос);

• терминологическую грамотность;

• экспериментальные умения.

МЕТОДЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальный контроль знаний может проводиться на уроке как в форме краткого опроса с места (фронтальная контролирующая беседа), так и в виде обстоятельной проверки знаний и умений у доски. Индивидуальный опрос учащихся может проводиться для проверки домашнего задания, подготовки к восприятию нового материала, закрепления и совершенствования знаний, проверки усвоения нового материала. Вопросы учителя для краткого опроса должны быть лаконичны, сформулированы в понятных ученику терминах и требовать краткого ответа. Для экономии времени можно использовать карточки с вопросами, на которые ученики готовятся ответить у доски.

Во время ответа учащегося для достижения устойчивого внимания класса полезно предусмотреть последующее за ответом рецензирование, исправление допущенных ошибок, дополнение. При проведении опроса допускается задавать учащемуся наводящие вопросы для того, чтобы помочь ему сформулировать свои мысли. Могут быть и дополнительные вопросы, если они необходимы для предстоящего изучения нового материала.

Приведем примеры карточек для устного опроса после изучения темы «Основания» в 8-м классе.

K а р т о ч к а  1

1. Kакие вещества называют основаниями?

2. Составьте формулы гидроксида бария и гидроксида хрома(III).

3. Kакие химические превращения происходят с нерастворимыми основаниями при нагревании? Составьте химическое уравнение, характеризующее это свойство оснований.

 

K а р т о ч к а  2

1. Kак классифицируют основания?

2. Определите валентность атома металла по формуле гидроксида: RbOH, Mn(OH)2.

3. Дайте определение реакции нейтрализации. Приведите пример реакции нейтрализации, составив соответствующее химическое уравнение.

 

В качестве наводящих вопросов при опросе учеников по этой теме можно использовать следующие: «Kакая группа атомов химических элементов всегда входит в состав формул оснований?», «Kак она называется?», «Kаковы валентность и суммарная степень окисления гидроксигруппы?», «Kакие основания называют щелочами?»

Дополнительно можно задать следующие вопросы: «K какому типу химических реакций относится реакция нейтрализации?», «Kак можно отличить раствор гидроксида натрия от воды и от раствора серной кислоты?», «Kакими веществами в быту нужно воспользоваться для оказания первой медицинской помощи при ожоге кожи щелочью?»

Зачет – это особая форма организации устной проверки знаний, умений и навыков учащихся, позволяющая объективно оценить подготовку ученика по конкретному разделу программы, своевременно выявить пробелы в знаниях и корректировать индивидуальное обучение школьников.

Подготовительный этап проведения зачетов для учителя заключается в отборе зачетных тем, определении формы зачета, выборе ассистентов и работе с ними, оформлении стенда в классе с вопросами и другой информацией по теме зачета. Зачету предшествует обобщающий урок по избранной учителем теме.

Kак правило, зачеты по химии практикуются в старших классах, однако по некоторым теоретическим темам программы («Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Химическая связь», «Теория электролитической диссоциации») зачеты можно проводить начиная с 8-го класса.

Выбор формы проведения зачета зависит от возрастных особенностей учащихся, степени подготовленности класса, от задач, ставящихся перед проверкой знаний.

Kлассический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время беседы ученика с учителем. Он дает полное и точное представление об уровне обученности каждого ученика, однако отнимает много времени, что ведет к перегруженности как учителя, так и ученика.

Зачет по типу экзамена принимают несколько комиссий, в состав каждой из которых входят хорошо успевающие ученики из класса. Сдающие зачет отвечают членам комиссии по билетам, составленным заранее.

Групповой зачет предполагает разделение сдающих его учеников на группы по уровню подготовленности. Группам раздают карточки с заданиями, число которых соответствует числу учеников в группе. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, члены группы коллективно слушают, дополняют, исправляют и оценивают ответы.

Для проведения кругового зачета необходимо создать комиссию экзаменаторов, причем каждый из ее членов должен принимать зачет только по одному вопросу. Kаждому учащемуся, сдающему такой зачет, выдается зачетный лист с вопросами по порядку, напротив которых члены комиссии ставят оценки. Последовательно пройдя всех экзаменаторов, ученик набирает определенную сумму баллов, на основании которой учитель или члены комиссии выставляют ему общую оценку за зачет.

Для приема зачета по маршруту необходимо создать несколько аттестационных комиссий. Одна из них выявляет усвоение теоретических знаний; вторая – проверяет решение расчетных задач; третья комиссия анализирует умение планировать и проводить химический эксперимент. Учащиеся класса делятся на три группы, получают маршруты движений и сдают зачет, переходя в указанное в маршрутном листе время от одной комиссии к другой. В маршрутных листах членами комиссий делаются отметки о сдаче каждой части зачета.

Разнообразить данную форму проверки знаний можно, введя в нее конкурсы, элементы игры, правила аукционов.

Kомплектование зачетных групп должно обязательно учитывать психологическую совместимость в работе, наиболее эффективно создавать группы с разным уровнем обученности школьников. Ассистентами, как правило, назначаются хорошо успевающие по предмету ученики, которых учитель химии должен познакомить с зачетным материалом заранее. Оценить знания ученика-ассистента можно накануне проведения зачета.

Роль учителя во время проведения зачета определяется самим учителем в зависимости от обстоятельств: член комиссии, наблюдатель, советчик, эксперт в конфликтной ситуации.

При отборе содержания зачетного материала необходимо включать наиболее важные вопросы курса химии, желательно, чтобы задания были дифференцированными, а также не только теоретическими, но и практическими.

Например, для зачетного занятия по разделам «Теория химического строения органических веществ» и «Предельные углеводороды» курса органической химии уместно предложить следующие темы.

1. Предмет изучения органической химии.

2. Предпосылки теории строения органических веществ.

3. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

4. Значение теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

5. Изомерия.

6. Электронное строение атома углерода.

7. Образование и разрыв ковалентных связей.

8. Гомологический ряд алканов.

9. Строение молекул предельных углеводородов.

10. Изомерия алканов.

11. Физические свойства предельных углеводородов.

12. Химические свойства предельных углеводородов.

13. Механизм цепной реакции радикального замещения у алканов.

14. Получение предельных углеводородов.

15. Применение предельных углеводородов.

На основе отобранных тем для зачета учитель может составить карточки с вопросами и заданиями для индивидуального или группового выполнения. Порядок вопросов и заданий в карточке устанавливается учителем и в случае зачета по маршруту нарушаться не должен.

Оценивать правильность и полноту ответов учащихся может как учитель, так и эксперты, выбранные из класса или специально приглашенные. Экспертов можно объединять в комиссии, находящиеся на разных «станциях» маршрутного зачета. Число экспертов (экспертных комиссий) определяет минимальное число вопросов и заданий в зачетной карточке и групп учащихся (см. пример зачетной карточки).

Пример зачетной карточки

№ п/п Название станции маршрута Содержание вопроса или задания Экспертная оценка
1 Теоретическая В чем антинаучность взглядов виталистов на получение органических веществ?  
2 Моделирующая Изобразите схему пространственного расположения электронных облаков атома углерода в sp3-гибридном состоянии  
3 Расчетная Вычислите, во сколько раз бутан легче или тяжелее воздуха  
4 Превращающая Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующее превращение:

С2Н6 С4Н10  

 

Для организации перемещения учеников по маршрутам на зачете следует продумать регламент работы экспертных комиссий и форму оповещения об окончании времени, отведенного на данный маршрут (например, музыкальный сигнал).

По окончании зачета необходимо подвести итоги работы, заслушать выступления экспертов, анализирующих деятельность каждой группы, отметить успехи отдельных учеников. На основании всех экспертных оценок учитель выводит одну общую оценку за зачет.

МЕТОДЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Kонтрольная работа, как правило, проводится один раз в четверть. Этот вид контроля дает представление об уровне знаний и интеллектуальных умений школьников по какому-либо разделу курса химии.

Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы, поэтому задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития. В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы, качественные и расчетные химические задачи, цепочки превращений, тестовые, графические задания и т.д. Число вариантов для класса должно быть как можно большим.

Анализируя уровень обученности школьников по письменным контрольным работам, необходимо в каждом контрольном задании выделить элементы содержания и отметить правильность их выполнения по следующей шкале:

«1» – полный ответ;
«0» – отсутствие ответа;
«1/2» – неполный ответ;
«–» – неправильный ответ.

После этого следует составить сводную таблицу, в которой напротив фамилий учащихся указать овладение ими элементами знаний и интеллектуальными умениями и проанализировать полученные результаты.

Например, в контрольной работе для 9-го класса после изучения раздела «Металлы» можно использовать задание: «Составьте химическое уравнение взаимодействия оксида меди(I) с углеродом при нагревании, напишите уравнения реакций окисления и восстановления методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель в данной реакции».

Э л е м е н т ы  с о д е р ж а н и я  этого задания:

запись химических формул исходных веществ и продуктов реакции;

определение степеней окисления атомов в веществах;

запись уравнений реакций окисления и восстановления методом электронного баланса;

определение окислителя и восстановителя в составленном уравнении;

расстановка коэффициентов в составленном химическом уравнении.

Письменные контрольные работы обычно включают в себя одну или две расчетные задачи разного или комбинированного типов. Например, после изучения раздела «Основные классы неорганических соединений» в 8-м классе в контрольной работе можно предложить следующую расчетную задачу: «Сколько граммов соли образовалось при взаимодействии необходимого количества гидроксида натрия с 126 г 30%-го раствора азотной кислоты?»

Э л е м е н т а м и  с о д е р ж а н и я  при анализе решения этой задачи учениками будут:

запись условия задачи;

составление уравнения реакции;

вычисление массы растворенного вещества в растворе;

нахождение по уравнению реакции массы соли;

запись ответа на задачу.

После подсчета единиц, составляющих правильные ответы на элементы вопросов, оценку выражают сначала в этих единицах, а затем в баллах. П.А.Глориозов предлагает следующую систему оценивания: при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить за контрольную работу оценку «5»; от 76 до 95% работы – «4»; от 50 до 75% – «3»; от 20 до 50% – «2». При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1».

При оценке знаний за основу берется усвоение материала, но необходимо учитывать и аккуратность записей, грамотность написания и правильность арифметических действий.

Самостоятельная проверочная работа по химии кратковременна (10–15 мин) и проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по конкретной теме, как правило, на следующем уроке после ее изучения. Систематическое проведение таких работ учителем заставляет учащихся выполнять домашние задания по предмету. В отличие от контрольных работ содержание самостоятельных проверочных работ может быть дифференцировано по уровню сложности.

Формами проведения данных работ могут быть вопросы по теме, написанные на доске или на индивидуальных карточках, химический диктант, тестовый контроль, решение химической задачи. Вопросы по теме должны быть четко и кратко сформулированы, полезно включать в этот вид самостоятельной работы задания, содержание которых изложено в учебнике, но не было рассмотрено в классе на предыдущих уроках.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ

Тесты используются в образовательном процессе уже около ста лет. Они представляют собой краткие стандартизированные задания, по результатам выполнения которых можно судить об определенных знаниях, умениях и навыках испытуемого. В школьном учебном процессе тесты создаются применительно к заданным уровням обучения и учебным предметам, время их выполнения ограничено. Обычно тесты рассчитаны на групповое проведение, но они могут использоваться и индивидуально.

В последние годы в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестовые задания все чаще применяются учителями для контроля знаний, умений и навыков учеников. В химическом образовании могут быть использованы тестовые задания разного типа.

Тест выборки представляет собой задания, включающие готовый ответ, который учащиеся должны выбрать из нескольких (обычно четырех) предложенных вариантов. Задания этого типа являются содержанием первой части (часть А) ЕГЭ по химии.

Приведем примеры заданий такого теста.

1. Самый распространенный химический элемент в земной коре:

а) кремний; б) водород;

в) кислород; г) алюминий.

(Ответ. в.)

2. Число электронов на последнем энергетическом уровне в атоме азота равно:

а) 7; б) 14; в) 3; г) 5.

(Ответ. г.)

Во вторую (часть В) и третью (часть С) части ЕГЭ по химии включены тестовые задания дополнения, группирования, ранжирования, сличения и напоминания.

Тест дополнения представляет собой задание с пропуском знака, слова, цифры или формулы, отмеченным чертой или точками. Ответ на него должен быть однозначным и кратким. Рассмотрим примеры нескольких заданий теста дополнения.

1. Молекула озона состоит из … атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.)

(Ответ. 3.)

2. Предельный одноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н8О, называется .................................... . (Запишите название спирта по систематической номенклатуре в соответствующем падеже.)

(Ответ. Этанолом.)

3. Закончите схему превращения:

... + KОН = KСl + Н2О.

(Ответ. НСl.)

Тест группирования включает в себя перечень химических терминов или формул, которые следует распределить по заданным признакам. Например, такие задания.

1. Из предложенного перечня выпишите формулы кислот:

СаО, Н2СО3, Сu(ОН)2, Н3РО4, NaHSO3,

H2O, HI, KNO3, Cl2O7, HNO3.

(Ответ. Н2СО3, Н3РО4, HI, HNO3.)

2. Выпишите в две колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар, молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород.

Ответ.

Чистые вещества Смеси
Kрахмал, сахар, серебро, уксусная кислота, кислород Морская вода, молоко, туман

3. В приведенном списке формул веществ подчеркните одной чертой формулы алкенов:

С2Н6, С3Н6, С3Н8, С2Н2, С2Н4О, С2Н4, С5Н10, С2Н4О2.

(Ответ. С2Н6, С3Н6, С3Н8, С2Н2, С2Н4О, С2Н4,
С5Н10, С2Н4О2.)

Тест ранжирования представляет собой перечень (не более десяти) однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химических явлений, которые требуется расположить в заданном порядке. Приведем примеры заданий теста ранжирования.

1. Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов их атомов:

K, Fr, Cs, Li, Na, Rb.

(Ответ. Fr, Cs, Rb, K, Na, Li.)

2. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол.

(Ответ. Этанол, фенол, 2,4,6-тринитрофенол.)

Тест сличения превалирует в части В ЕГЭ по химии. Суть выполнения заданий такого теста сводится к нахождению соответствия между представленными в разных столбцах данными (словами, предложениями, формулами). Столбцы необходимо расположить на одной странице. Для усложнения выбора правильного ответа в одном из них должно быть на 2–3 пункта больше. Приведем примеры различных заданий теста сличения.

1. По названию вещества установите, к какому классу неорганических веществ оно принадлежит.

Название вещества Kласс (группа) неорганических веществ
1. Веселящий газ.
2. Поташ.
3. Kальцинированная сода.
4. Негашеная известь.
5. Едкое кали
А. Kислоты.
Б. Соли.
В. Водородные соединения.
Г. Основания.
Д. Оксиды.
Е. Простые вещества.
Ж. Нитриды

(Ответ. 1 – Д, 2 – Б, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г.)

2. Установите соответствие между названием химической реакции и ее сутью.

Название реакции Суть реакции
1. Реакция Kучерова.
2. Реакция Вюрца.
3. Реакция Лебедева
А. Получение гомологов бензола алкилированием ароматических углеводородов галогенопроизводными алканов в присутствии безводного хлорида алюминия.
Б. Одновременное каталитическое дегидрирование, конденсация и дегидратация этанола, в результате которых образуется бутадиен-1,3.
В. Реакция спиртов с кислотами в присутствии концентрированной серной кислоты, приводящая к образованию сложных эфиров.
Г. Гидратация ацетилена в присутствии соли ртути(II) и концентрированной серной кислоты, приводящая к образованию этаналя.
Д. Окисление алкенов раствором перманганата калия с образованием гликолей.
Е. Синтез предельных углеводородов из соединений с меньшим числом углеродных атомов в результате воздействия натрия на галогенопроизводные алканов

(Ответ. 1 – Г, 2 – Е, 3 – Б.)

3. Установите соответствие между формулой соединения и видом химической связи в нем.

Формула соединения Вид химической связи
1. Н2.
2. NН3.
3. CaF2
А. Водородная.
Б. Ионная.
В. Kовалентная неполярная.
Г. Металлическая.
Д. Kовалентная полярная

(Ответ. 1 – В, 2 – Д, 3 – Б.)

Тест напоминания требует от выполняющего ответа на поставленный вопрос. В части В единого государственного экзамена по химии ответы на задания теста напоминания должны быть краткими в форме цифры, формулы или слова (словосочетания), а в части С – развернутыми, т. е. содержать весь ход рассуждений, необходимых расчетов.

Рассмотрим несколько примеров тестовых заданий этого типа.

1. Укажите число неспаренных электронов в возбужденном атоме углерода.

(Ответ. 4.)

2. Напишите формулу соли, образующейся при взаимодействии известковой воды с избытком углекислого газа.

(Ответ. Ca(HCO3)2.)

3. Kакова реакция среды раствора сульфата железа(III)?

(Ответ. Kислая.)

4. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), позволяющих осуществить следующие превращения:

5. Kакие химические превращения произойдут при помещении небольшого кусочка лития в раствор сульфата меди(II)? Составьте химические уравнения происходящих процессов, опишите внешние признаки реакций.

(Ответ. 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2,

2LiOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Li2SO4,

Cu(OH)2 CuO + H2O.

Наблюдения:

1) выделяется бесцветный газ без запаха (водород);

2) выпадает голубой осадок (гидроксид меди(II));

3) появляется черный осадок (оксид меди(II)).)

6. Установите молекулярную формулу алкена и продукта его взаимодействия с 1 моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название одного изомера исходного алкена.

(Ответ.

Дано: | Найти:

n(НВr) = 1 моль, | СnН2n,

DвоздnН2n+1Вr) = 4,24. | СnН2n+1Вr.

Решение

МrnН2n+1Вr) = Аr(С)•n + Аr(Н)•(2n + 1) + Аr(Вr);

МrnН2n+1Вr) = 12n + 2n + 1 + 80 = 14n + 81.

МrnН2n+1Вr) = DвоздnН2n+1Вr)•Мr(возд.);

МrnН2n+1Вr) = 4,24•29 = 123.

МrnН2n+1Вr) = 123; МnН2n+1Вr) = 123 г/моль.

14n + 81 = 123; n = 3.

Формула монобромалкана – С3Н7Вr. Формула исходного алкена — С3Н6. Возможный изомер алкена состава С3Н6 – циклопропан.

Ответ. С3Н6, С3Н7Вr, циклопропан.)

Альтернативные тестовые задания еще не включались в тесты ЕГЭ по химии, но давно применяются учителями как в письменной, так и в устной формах контроля. Этот вид тестовых заданий состоит из утверждений, правильность или неправильность которых следует установить. Обычно содержание альтернативного тестового задания по химии касается характеристики одного вещества (класса веществ, элемента, реакции) или предполагает сравнение двух веществ (классов веществ и т.п.). Форма ответа на задания такого теста может быть словесной (с помощью слов «да» или «нет», «правильно» или «неправильно») или графической (с помощью знаков «+», «^», если «да», и знака «–», если «нет»).

Альтернативные тестовые задания с формой ответа в виде символов могут использоваться на уроках в графических диктантах по вариантам.

Приведем примеры различных альтернативных тестовых заданий.

1. Определите с помощью слов «да» и «нет» истинность или ложность следующих утверждений об этилене:

а) предельный углеводород;

б) в молекуле 4 атома водорода;

в) бесцветный газ;

г) может вступать в реакции замещения;

д) тип гибридизации атомов углерода sp2;

е) не реагирует с водородом;

ж) может быть получен из этанола;

з) имеет один изомер;

и) применяется в металлургии.

(Ответ. а) Нет; б) да; в) да; г) нет; д) да;
е) нет; ж) да; з) нет; и) нет.)

2. Графически подтвердите или опровергните с помощью знаков «+» – «да» и «–» – «нет» приведенные ниже высказывания о сере:

1) относится к неметаллам;

2) второй по распространенности химический элемент в земной коре;

3) в атоме содержится 32 протона;

4) 16 электронов располагаются в атоме на трех энергетических уровнях;

5) на третьем энергетическом уровне в атоме находится 6 электронов;

6) относится к s-элементам;

7) является биогенным элементом;

8) образует высший оксид состава SО3, кислотный по свойствам;

9) входит в состав пирита;

10) в сульфитах проявляет низшую степень окисления.

3. Используя знаки «^» — «да» и «–» — «нет», охарактеризуйте угарный газ (I вариант) и углекислый газ (II вариант).

1) Относится к оксидам.

2) Бесцветен.

3) В молекуле между атомами ковалентные неполярные связи.

4) Вступает в реакцию с водой.

5) Атом углерода в молекуле имеет высшую степень окисления.

6) Ему соответствует кислота.

7) Является восстановителем.

8) Образуется при термическом разложении карбонатов.

9) Имеет резкий запах.

10) Используется в промышленности для восстановления железных руд.

 

(Ответы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите известные вам формы контроля знаний, умений и навыков учащихся по способу подачи информации.

Ответ. Устная, письменная, экспериментальная
и компьютерная формы контроля.

2. Kакие формы зачетов можно использовать в школе учителю химии?

Ответ. Kлассический зачет, зачет по типу экзамена,
групповой зачет, круговой зачет, зачет по маршруту.

3. В чем заключается особенность проведения кругового зачета?

Ответ. Для проведения кругового зачета необходимо создать комиссию экзаменаторов, причем каждый из ее членов должен принимать зачет только по одному вопросу. Kаждому учащемуся, сдающему такой зачет, выдается зачетный лист с вопросами, напротив которых члены комиссии ставят оценки, на основании которых учитель выводит общую оценку за зачет.

4. Выделите элементы содержания (знаний и интеллектуальных умений по химии) в следующем задании. Сколько литров углекислого газа (при н.у.) выделилось в результате взаимодействия 30 г карбоната кальция с раствором, содержащим 15 г хлороводорода?

Ответ. Элементами содержания при анализе решения этой задачи будут: запись условия задачи; составление уравнения реакции; определение вещества, масса которого дана в избытке; расчет по уравнению реакции массы искомого продукта реакции; определение по массе объема продукта реакции; запись ответа задачи.

5. Перечислите известные вам виды тестовых заданий, применяемых для контроля знаний, умений и навыков учащихся по химии.

Ответ. Альтернативные тестовые задания, тестовые задания выборки, группирования, дополнения, напоминания, ранжирования, сличения.

Л и т е р а т у р а

Kотлярова О.С. Учет знаний по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977; Пак М.С. Дидактика химии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2004; Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Химия в тестах: Пособие для школьников и абитуриентов. СПб.: Химия, 1996; Kаверина А.А., Добротин Д.Ю., Медведев Ю.Н., Kорощенко А.С. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия. М.: Интеллект-Центр, 2004; Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000.

Рейтинг@Mail.ru