Съезд химиков в ЧелябинскеВ конце сентября 2006 г. прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития химического образования». Организатор конференции – Челябинский государственный педагогический университет (ректор – профессор В.В.Латюшин, декан естественно-технологического факультета, зав. кафедрой химии и методики преподавания химии – доцент С.Г.Левина). На конференции было представлено 23 учебных заведения. Среди участников известные авторы учебников по химии, преподаватели вузов, учителя химии общеобразовательных школ и лицеев, студенты Челябинского государственного педагогического университета. Работа конференции проходила по трем секциям. В пленарных выступлениях (секция «Методология научных исследований в области химического образования») были охвачены наиболее актуальные и волнующие сегодня многих проблемы образования: «Информатизация общего образования» (профессор Д.Ш.Матрос), «Проблемы и перспективы модернизации школьного химического образования» (профессор Н.Е.Кузьменко, автор учебников), «Перспективы развития химического образования и научной работы в педагогических вузах» (профессор Г.М.Чернобельская, автор учебников), «Компоненты, обеспечивающие фундаментальность знаний в базовом курсе “химии”» (д.х.н. С.С.Бердоносов, автор учебников), «Проблемы школьного химического образования и пути их решения» (к.п.н. О.С.Габриелян, автор учебников), «Научно-методические принципы создания учебников» (к.п.н. Л.М.Кузнецова, автор учебников). Работа второй и третьей секций была посвящена вопросам современных тенденций развития общего и профильного химического образования и современных тенденций развития профессионального химического образования. Представители из разных городов, из различных образовательных центров, преподаватели химии в кратких выступлениях поделились опытом своей работы по улучшению качества образовательного процесса. Это и информационные технологии, комплексные программы, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, пути и формы работы с одаренными детьми в условиях современной школы и многое другое. Среди тем докладов, вызвавших наибольший интерес и множество вопросов, назовем следующие: «Проблемы разработки фундаментального ядра школьного химического образования» (профессор Н.Е.Кузьменко, профессор Г.В.Лисичкин), «Теоретическая модель построения содержания и реализации элективных курсов по химии» (студент Челябинского государственного педагогического университета М.В.Лебедев), «Концептуальная модель экономизации курса химии средней общеобразовательной школы» (учитель химии И.Н.Хачатрян), «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по химии в городе Ярославле» (доцент М.Ю.Соловьев), «Подготовка студентов педагогических вузов к использованию информационных технологий в обучении химии в школе» (доцент М.Ж.Симонова), «Анализ качества и сложность письменных заданий по химии на вступительных экзаменах в МГУ» (доцент О.Н.Рыжова). После докладов в заключение был проведен «круглый стол» «Нужна ли нам профилизация школ?!» (ведущая – гл. редактор газеты «Химия» к.х.н. О.Г.Блохина), на котором были затронуты лишь некоторые вопросы этой реформы образования: всеобщая профилизация, профильное образование в сельских школах и возможные профильные направления в средней школе. В программе работы участников конференции было изучение опыта работы в области химического образования некоторых школ Челябинска – посещение общеобразовательных средних школ и лицеев. Учителя химии рассказывали об организации учебно-воспитательной работы в условиях профильного обучения, внедрении новых технологий, проводили открытые уроки, «круглые столы» по темам, актуальным для них сегодня. Итогом работы конференции стало решение (резолюция), одобренное большинством участников, текст которого приводится ниже. РЕШЕНИЕ II ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ (Челябинский государственный
педагогический университет, Последние годы по поводу российской системы
общего и высшего образования, находящейся, по
общему мнению, в кризисном состоянии, не утихают
ожесточенные споры и дискуссии в прессе, в
профессиональных и политических кругах.
Проблемы и перспективы развития химического
образования в условиях проводимой в стране
модернизации всей системы образования и
стремительно надвигающегося демографического
спада детально обсуждены участниками В работе конференции приняли участие 155 человек, представляющих высшие учебные заведения страны, средние общеобразовательные школы, лицеи и гимназии 12 регионов страны. Конференция констатировала, что наиболее серьезным изменениям в рамках проводящейся модернизации подвергается общее школьное образование, в том числе важнейшая его составляющая – химическое образование. Несколько главных составляющих модернизации школьного образования: практическая реализация разработанных государственных стандартов образования; продолжающееся внедрение единого государственного экзамена; введение профильного обучения; системное упорядочение внедрения ограниченного набора официальных школьных учебников; использование информационных технологий в обучении химии; пути и методы привлечения школьников к творческому изучению химии и создание условий для получения ими образования в высшей школе; развитие и углубление взаимодействия средней и высшей школы – оказались в центре внимания участников конференции, поскольку именно эти звенья модернизации определят на долгие годы качество школьного образования. Позитивная программа модернизации школьного химического образования должна исходить из того, что главная задача – обеспечить всем школьникам возможность овладения химическими знаниями, находящимися в центре естествознания и отражающими сложное многообразие отношений «человек – вещество» и далее «вещество – материал–практическая деятельность». Усвоение некоторого минимального объема знаний, формирование у школьников «химической составляющей картины мира» обеспечивают выработку реалистического взгляда на вещественный мир, научное мировоззрение, культуру мышления и поведения, что и является главной целью общего среднего образования. Приоритетными аспектами деятельности, направленной на сохранение традиций и дальнейшее развитие школьного химического образования, по мнению участников конференции, являются: • сохранение химии как самостоятельной дисциплины во всех школах общеобразовательного направления, а также для физико-математического, естественно-научного, аграрно-технологического и индустриально-технологического и т.п. профилей; • развитие и наращивание экспериментальной составляющей химического образования и в этой связи разработка и добавление еще одного содержательного блока в стандарты общего и базового среднего образования под условным содержательным названием «Экспериментальные основы химии»; • критический анализ результатов эксперимента по введению ЕГЭ, в частности сопоставление успеваемости и способности адаптироваться к обучению в вузе абитуриентов, зачисленных по результатам ЕГЭ и по результатам традиционных вступительных экзаменов, и только на основе проведенного анализа рассмотрение возможности обязательного введения ЕГЭ по всей стране; • продолжение отработки содержания, качества и числа учебно-методических школьных комплектов по химии; • поддержка научно-исследовательской деятельности школьников и студентов, организация научных обществ и научных конференций школьников и студентов на базе педагогических и химических вузов и университетов; • оказание всяческой поддержки функционированию системы химических олимпиад различного уровня как способа выявления одаренных школьников и расширение прав вузов по приему победителей и призеров этих олимпиад; • всемерное укрепление связи школ и вузов как в плане подготовки абитуриентов, так и в плане научно-методической помощи учителям; • подготовка учителей химии только на базе педагогических вузов и классических университетов. По мнению участников конференции, высшее химическое образование не может быть оторвано от науки. В структуре высшего образования должен укрепляться механизм обратной связи с наукой, при этом механизм должен иметь буферный характер для того, чтобы новое знание естественным образом адаптировалось в существующую образовательную систему. Идеальной в этом смысле на протяжении десятилетий была образовательная конструкция, которая включала общую подготовку в виде набора базовых курсов и специальную подготовку на уровне спецкурсов. В этой схеме базовые курсы – фундаментальная, т.е. наиболее инертная и медленно развивающаяся составляющая; а специальные курсы – гибкая настройка, которая обеспечивает переход от базового образования к специальному. В рамках модернизации высшего образования возникла проблема двухуровневой (бакалавриат и магистратура) системы химического образования. В этой связи развитие высшего химического образования, по мнению участников конференции, требует: • организации профессионального и публичного обсуждения многочисленных проблем, связанных с введением двухуровневой системы, в том числе проблем, связанных с финансированием подготовки специалистов химиков и преподавателей химии; • совершенствования нормативно-правовой базы двухуровневого образования; • расширения применения современных информационных технологий как в учебном процессе, так и для повышения интереса обучающихся к творческому изучению химии; • обязательного дальнейшего совершенствования системы взаимодействия вузов со средней школой и адаптации школьников к высшему образованию. Решение перечисленных проблем сегодняшнего среднего, общего и высшего профессионального образования возможно только при постоянном внимании к этим проблемам со стороны государственных органов. Участники конференции считают необходимым: опубликовать данный документ в различных средствах массовой информации; передать данный документ в Министерство образования и науки РФ и Комитет по науке и образованию Государственной Думы РФ; провести следующую конференцию в 2009 году. |