Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2006

ПОЛЕМИКА

 

РАЗРЕШИТЕ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ

В источнике [1, с. 38] я прочел следующее: «Впечатления во сне перемешиваются, складываясь в причудливые узоры, – совсем как в детском калейдоскопе. У химика Дмитрия Ивановича Менделеева “бывалые” впечатления сложились в знаменитую Периодическую таблицу химических элементов, физику Нильсу Бору во сне привиделась модель атома, Александру Флемингу приснилась формула пенициллина, и даже Альберт Эйнштейн не избежал участи создать некоторые элементы своей теории относительности, сладко посапывая под одеялом. Еще интереснее было с химиком Кекуле. Он силился открыть формулу бензола, и ночью ему приснилась свернувшаяся колечком змея, которая подняла голову и злобно зашипела на ученого. Утром формула бензола была открыта. Оказалось, что она представляет собой колечко с торчащей вверх “головой”. Вот тебе и змея!»

Есть и такой шедевр: «Д.И.Менделеев мучительно долго не мог найти форму наглядного отображения систематики химических элементов. Утомленный длительными и бесплодными поисками, он уснул и во сне увидел известную теперь всему миру таблицу, которую, проснувшись, зарисовал» [2].

А в статье [3] цитируется без ссылки на первоисточник (мол, сам Менделеев рассказывал): «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, – только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка». При этом автор предваряет: «Известно, что Д.И.Менделеев трое суток не ложился спать, когда составлял свою знаменитую таблицу».

Д.И.Менделеев (1834–1907)
Д.И.Менделеев
(1834–1907)

Б.М.Кедров и черновой вариант системы, как говорится, камня на камне не оставляют от всех этих антиисторических, беспомощных, неуклюжих утверждений и посылов [4]. Утверждение, укоренившееся в сознании многих людей и распространяемое некомпетентными популяризаторами, что Менделеев «во сне увидел периодическую таблицу», – не более чем миф. Ни один серьезный исследователь научного творчества Менделеева [4–6] не утверждал и не доказывал, что Менделееву во сне привиделась периодическая система химических элементов. Да и сам Менделеев на самом деле никогда этого не утверждал. Мог пошутить. На вопрос журналиста «Как вам пришла в голову эта идея?» он, по натуре темпераментный и вспыльчивый человек, резко ответил: «Уж точно не так, как Вам, батенька. Сидите себе, сидите, и вдруг пятак за строчку. А я, может, над ней двадцать лет думал».

Вот что написал сын Менделеева Иван Дмитриевич (1883–1936), восстанавливая услышанное от отца: «“Сопоставив все, я с неотразимой ясностью увидел периодический закон и получил полное внутреннее убеждение, что он отвечает глубочайшей природе вещей... Когда я стал окончательно оформлять мою классификацию элементов, я написал на отдельных карточках каждый элемент и его соединения (карточки не найдены до сих пор. – Е.Ш.) и затем, расположив их в порядке групп и рядов, получил первую наглядную таблицу периодического закона. Но это был лишь заключительный аккорд, итог всего предыдушего труда. Это было в конце 1868 и после 1869 года”.

Я беседовал с отцом на эти темы много раз и передал из этих бесед здесь немногое. Общее мое убеждение, вынесенное мною из этих бесед, то, что открытие периодического закона для его творца было не счастливым случаем, не неожиданной удачей. Нет, отыскание основного закона мира атомов было сознательным философским устремлением, заданием, поставленным с самого начала. Творец периодического закона шел на осаду этой тайны природы систематически, с первых своих работ, постепенно и последовательно суживая круг, пока в результате неутомимого жизненного труда с помощью высшего подъема творческой мысли не взял, наконец, крепости штурмом» [см. 6,
с. 3].

А теперь о «периодической таблице химических элементов» (см. цитату выше). То, что создал
Д.И.Менделеев 17 февраля 1869 г. (по ст. ст., т.е. 1 марта по н. ст.), было им названо «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» [4]. Никогда Менделеев не говорил и не писал – «периодическая таблица» (заимствовано из американских источников), а исключительно «периодическая система». Во всех русскоязычных учебниках «таблица» имеет название «Периодическая система химических элементов».

Только в 1871 г. естественная классификация элементов была названа «периодической системой» с четко выраженной табличной формой. В декабре 1870 г. прозвучало – «закон периодичности». Такова краткая информация, чтобы развеять миф об открытии периодического закона и системы химических элементов во сне.

Вторым в цитате из источника [1] (см. выше) назван Нильс Бор. Что и как ему приснилось, находим в работе [3], а в серьезных научных трактатах ничего подобного нет. «Датскому физику Н.Бору приснился сон, – пишет автор, – он на солнце и видит планеты, прикрепленные к светилу нитями, на которых они вращаются. Этот образ и побудил его создать планетарную модель атома».

Любой образованный школьник знает, что планетарную модель атома в 1911 г. создал английский физик Э.Резерфорд. Два года Н.Бор размышлял над проблемой: почему электроны, вращающиеся вокруг ядра, не падают на это ядро? Так что присниться ему планетарная модель атома не могла – все было известно. Если и снилось ему что-то, то только то, о чем он постоянно думал и что «прокручивал» в голове, т.е. ничего нового.

Н.Х.Д.Бор (1885–1962)
Н.Х.Д.Бор
(1885–1962)

Новшеством были только постулаты, «состыкованные» с идеями М.Планка и А.Эйнштейна. Так, в 1913 г. родилась теория строения атома – «атом Бора» [7–9], причем она касалась только строения электронных оболочек, а не атомного ядра (идеи по этому поводу Бор высказал значительно позже).

Поговорим об Александре Флеминге, которому «приснилась формула пенициллина». Если бы автор [1] любопытства ради поинтересовался историей пенициллина (см., например, [10–13], то узнал бы: единственное, что сделал Флеминг, – обнаружил продукт жизнедеятельности плесневого гриба (Реnicillium notatum), способного убивать ряд бактерий, и назвал это вещество пенициллином (1928), но не сумел его выделить. В 1939–1940 гг. это выпало на долю бактериолога Х.Флори и биохимика Э.Чейна [14–16]. В 1945 г. все трое стали нобелевскими лауреатами. Химическое строение молекулы пенициллина тоже установили нобелевские лауреаты Роберт Вудворт и Роберт Робинсон, но подлинным автором структуры пенициллина следует считать Дороти Кроуфут-Ходжкин, которая построила пространственную модель этой непростой молекулы (1949), за что (в том числе) в 1964 г. была удостоена Нобелевской премии по химии.

А.Флеминг (1881–1955)
А.Флеминг
(1881–1955)

С химиком-органиком Ф.А.Кекуле дело обстояло так. В 1825 г. был открыт бензол, установлена химическая формула – С6Н6. Сорок лет химики никак не могли разобраться в проблеме химического строения молекулы бензола.

Ф.А.Кекуле (1829–1896)
Ф.А.Кекуле
(1829–1896)

Кекуле, открывший четырехвалентность атома углерода, тоже был занят этой проблемой. Он не лег спать, и процесса самого сна просто не было. Он обдумывал эту ситуацию перед тем, как задремал. Мыслительный процесс продолжался в полудреме, а пробуждение совпало с находкой: идеей о возможности (ранее отрицавшейся!) существования циклов из атомов углерода. Это был прорыв в мышлении. Впрочем, вот что поведал сам Кекуле: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали перед моими глазами. На этот раз небольшие группы скромно держались на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствия из гипотезы» [17, с. 118].

Таким образом, никакого строения молекулы бензола во сне Кекуле не увидел. Вывод формулы он сделал вполне сознательно, наяву. А что же осенило его? Я уже сказал: идея существования циклов.

Сказанное можно проиллюстрировать схемой.

На схеме: А – нормальная цепь, состоящая из шести атомов углерода (другие цепи не допускались); Б – извивающаяся нормальная цепь («извивающаяся змея»); В – шестичленный цикл (прорыв в мышлении, «змея схватила свой хвост» – образовалось кольцо, возникла идея цикла, мозг командует: «хватит дремать!»); Г – цикл с одинаковыми углами между связями (на схеме они не показаны, но подразумеваются); Д – простые связи в цикле чередуются с двойными (но вот беда: молекула бензола не проявляет ненасыщенности – противоречие!); Е – свободные валентности шести четырехвалентных атомов углерода насыщены свободными валентностями атомов водорода (готово – структурная формула есть!). (Полное исследование дано в работе [18].)

Теперь процитирую написанное интернет-редакцией (www.rian.ru) в источнике [19]: «Над открытием теории относительности специалисты не устают спорить до сих пор. Кто-то пытается доказать ее несостоятельность. Есть даже те, кто попросту считает что “нельзя увидеть во сне решение такой серьезной проблемы”. Как на самом деле Эйнштейн открыл теорию относительности – всегда останется загадкой, потомкам остается лишь предполагать…»

А.Эйнштейн (1879–1955)
А.Эйнштейн
(1879–1955)

Такая фраза имеет смысл, но она, как метла, метет все.

В 1905 г. А.Эйнштейн создал специальную теорию относительности, и только в 1915 г. появляется публикация об общей теории относительности. В интересной работе [20] называются имена ряда лиц, стоявших у истоков идеи относительности: Х.А.Лоренц, А.Пуанкаре, Г.Минковский (лекции которого по математике Эйнштейн посещал весьма нерегулярно). Иначе говоря, Эйнштейн не начинал с нуля.

Что конкретно приснилось Эйнштейну? Ни сам Эйнштейн (рукописи в редакциях уничтожались, а неопубликованное творческое наследие ученого было предано огню), ни те, кто подбрасывает идею видений, не пишут. Следовательно, весьма сомнительно, что Альберта Эйнштейна во сне посещало озарение.

Многим людям приписывают ночное (во сне) творческое просветление. Все может быть, но это не случаи, которые освещены выше. Самое любопытное, что авторы подобных пересказов совершенно беспомощны в своем изложении фактов.

Л и т е р а т у р а

1. Ковалев Д. Три внука ночи. Здоровье, 2006, № 22, с. 36–40.

2. Рыбальский М. Мистика и наука. Спектр, 1999, № 14, Интернет.

3. Синдеева Д.В. Химическая наука и искусство – две формы познания окружающего мира. Химия (ИД «Первое сентября»), 2003, № 18, с. 1.

4. Кедров Б.М. День одного великого открытия. М., 1958.

5. Трифонов Д.Н. История таблицы. Интернет.

6. Трифонов Д.Н. Как Менделеев открыл периодический закон. Электронная библиотека по химии. Интернет.

7. Бор (Воhr) Нильс. Лауреаты Нобелевской премии. Наука и техника. Интернет.

8. Лауреаты Нобелевской премии по физике. Нильс Хенрик Давид Бор. Интернет.

9. Бор Нильс. Путешествия в атомах. Наука. Портреты. Интернет.

10. Клесов А. Заметки научного сотрудника. Интернет.

11. Флеминг. История медицины. Интернет.

12. Пенициллин. История открытия. Интернет.

13. Флеминг (Fleming) Александр. Лауреаты Нобелевской премии. Наука и техника. Интернет.

14. Флори (Florеy) Хоуард У. Лауреаты Нобелевской премии. Наука и техника. Интернет.

15. Чейн Эрнст Борис. Интернет.

16. Рейдерман Б. Эрнст Борис Чейн. Интернет.

17. Быков Г.В. Август Кекуле. М.: Наука, 1964.

18. Шмуклер Е.Г. Урок на тему «Строение бензола». Химия в школе, 1974, № 5.

19. Эйнштейн: анекдоты и тайны гения. Интернет.

20. Бояринцев В.И. Альберт Эйнштейн – миф и реальность. Интернет.

Е.Г.Шмуклер,
кандидат педагогических наук

Рейтинг@Mail.ru