Серная кислота9 КЛАСС • ОТКРЫТЫЙ УРОКЦель. Познакомить учащихся с историей открытия серной кислоты, ее химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с ней и областью применения, отшлифовывать навыки химического эксперимента, способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях. Оборудование и реактивы. Компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией, халаты, очки, резиновые перчатки; концентрированная серная кислота, ткань, сахарная пудра, свеча, лучинка, листок бумаги с рисунком разбавленной кислоты, этанол, перманганат калия, вода, соляная кислота, растворы карбоната, хлорида и сульфата натрия в трех пронумерованных пробирках, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра. ХОД УРОКА Урок начинается с организационного момента и
приветствия гостей, присутствующих на уроке
Затем следует мотивационный этап, на котором объявляется цель урока и девиз. Объяснение нового материала начинаем с игры «Угадай-ка» (2-й слайд).
В результате учащиеся называют тему урока. Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Серную кислоту называли: а) купоросным маслом; б) серным маслом (3-й слайд).
Алхимик Андрей Либавий в 1595 г. установил тождественность обоих веществ. Это – серная кислота. Серная кислота обладает всеми химическими свойствами кислот. Задание 1. Перечислить физические свойства серной кислоты. Задание 2. Перечислить характерные химические свойства кислот. Общие свойства относятся к разбавленной серной кислоте. Но наибольший интерес вызывает концентрированная серная кислота. Она обладает индивидуальными свойствами. Учитель показывает емкость с
концентрированной кислотой, указывает ее группу
хранения
Учитель показывает опыт – растворение кислоты в воде. Особенное внимание обращается на соблюдение правил техники безопасности (ТБ) (5-й слайд).
При работе с серной кислотой хорошо подходят слова Козьмы Пруткова: «Всегда держись начеку». Серная кислота – это особое вещество (6-й слайд).
Учитель проводит опыты: а) бесцветные чернила; б) обугливание ткани; в) обугливание сахарной пудры; г) возгорание свечи; д) обугливание лучины. Вопросы классу. 1) Что произойдет, если концентрированная кислота попадет на кожу рук или лица? Какую медицинскую помощь необходимо оказать? (Показать аптечку.) 2) Какой газ в опыте с сахарной пудрой поднимает массу, а какой вызывает запах? Прав Дмитрий Иванович Менделеев: «Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» (7-й слайд).
Вопрос классу. Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с серной кислотой и почему? Для определения серной кислоты и ее солей существует качественная реакция. Задание (ученический эксперимент). В трех пронумерованных пробирках находятся растворы солей натрия – сульфата, карбоната и хлорида. Определить каждое вещество. Ответ оформить в виде таблицы, используя 8-й слайд.
Очень долго серная кислота не находила применения. Но как только началось ее использование, кислоту возвеличили. На 9-м слайде показано применение серной кислоты.
В ы в о д. Действительно, можно сказать, что серная кислота – «хлеб» химической отрасли промышленности. Далее следует развлекательный момент – демонстрация слайдов 10–16 со сказкой о серной кислоте «Химическое королевство».
Д о м а ш н е е з а д а н и е (дифференцированное). Написать уравнения реакций и разобрать окислительно-восстановительные реакции: для слабых учеников – а, в; для средних – б, ж; для сильных – г, д, е. П о д в е д е н и е и т о г о в. Оценка активности учеников и слова благодарности за работу на уроке и помощь, оказанную вне урока. Л.В.Ущербова,
|