Первоначальные
|
Ответы на вопросы конкурса «Разминка» 1 – химический элемент; 2 – Й.Я.Берцелиус; 3 – М.В.Ломоносов; 4 – 22,4 л/моль; 5 – водород; 6 – сила тяжести и сила реакции опоры; 7 – в твердом, жидком и газообразном; 8 – весы; 9 – из протонов, нейтронов и электронов; 10 – («ню», греч.); 11 – аппарат Киппа; 12 – H2SO4; 13 – из воздуха; 14 – в газообразном; 15 – сера; 16 – И.Ньютона; 17 – в автомобилях; 18 – в блюдце (т. к. больше площадь поверхности); 19 – химический состав одинаковый – H2O, но различные скорость и свобода движения; 20 – стремятся сохранить свою скорость (продолжают движение по инерции). |
1-я ведущая. Слово для объявления оценок предоставляется нашему жюри.
Объявляются результаты конкурса «Разминка».
Экспериментальная пауза
Два ученика показывают опыт «Дым без огня».
1-й ученик.
Это диво, так уж диво!
Чудо сделано красиво:
Чтобы получить «дымок»,
Нам не нужен огонек.
(Проводит опыт.)
Опыт «Дым без огня». В один стеклянный стакан добавить 5 капель соляной кислоты, а в другой такой же стакан – 5 капель раствора аммиака. Соединить стаканы отверстиями друг к другу, чтобы сверху оказался стакан с соляной кислотой. Выделяется белый дым хлорида аммония.
2-й ученик.
Не один я здесь, нас много,
И ребята мне помогут.
Вместе мы ответ найдем,
С честью выиграем бой.
(Объясняет «тайну» опыта «Дым без огня».)
Конкурс капитанов
2-я ведущая. Во втором нашем конкурсе соревнуются учащиеся, которые стали «лицом» своей команды. (Обращается к залу.) Вы догадались, кто это? Абсолютно верно! Капитаны, прошу вас выйти вперед.
Ведущие задают вопросы капитанам. Во время размышлений капитанов играет напряженная музыка.
1-я ведущая. За одну минуту каждому капитану предлагается:
а) назвать элементы, которые начинаются на букву «а»;
б) назвать элементы, которые заканчиваются на «а»;
в) из букв «б», «л», «м», «р», «о», «х» составить названия элементов.
Примерные ответы капитанов команд а) Актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций; б) сера, сурьма, платина; в) хлор, бром, хром. |
Жюри подводит итоги конкурса.
Экспериментальная пауза
2-я ведущая. И опять о приятном. Настало время эксперимента.
Два ученика проводят опыт «Вулкан».
1-й ученик.
Вот новая трудность на нашем пути:
Огнем испытание надо пройти.
Видишь, впереди «вулкан»,
Ты его пробудишь сам!
Ученик проводит опыт «Вулкан»: поджигает горку дихромата аммония, смоченного спиртом, в фарфоровой чашке.
2-й ученик.
Зрелище славное: искры столбом.
Браво! Кто может сравниться с тобой?
Ты можешь дать объяснение этому чуду?
1-й ученик объясняет, что произошла реакция разложения, из одного соединения хрома (NH4)2Cr2O7 (оранжевого) получилось другое – Cr2O3 (зеленое).
Конкурс кроссвордов
1-я ведущая (подходит к столу с приборами, на котором находятся колбы, пробирки, штативы и т.д., осматривает их). Где же тут коническая колба? (Почесывает в затылке.)
2-я ведущая. Наверное, там же, где и круглодонная? (Пожимает плечами.)
1-я ведущая. Может быть, нам помогут разобраться в этом наши команды?
Рис. 1.
|
Рис. 2.
|
Каждой команде предлагается плакат, на котором изображены предметы химического оборудования (рис. 1, 2). Какая команда быстрее выполнит задание – назовет каждый предмет, та и победит в конкурсе. Названия предметов 1–10 надо вписать в сетку кроссворда по вертикали и сказать, какая фраза получится по выделенной горизонтали. Время на выполнение задания – 2 мин.
(Звучит музыка.)
Ответы на кроссворд По вертикали: 1. Воронка. 2. Стакан. 3. Пламя. 4.
Зажим. 5. Стержень. По горизонтали: князь Игорь. |
2-я ведущая. Команды закончили свою работу. Прошу выйти вперед капитанов и прочитать свои ответы.
Капитаны читают ответы.
1-я ведущая. Слово предоставляется жюри.
Жюри объявляет результаты игры.
Экспериментальная пауза
1-я ведущая (испуганно). Что сейчас будет!
2-я ведущая. Что же? Неужели опять экспериментаторы вернулись? (Обе убегают со сцены в разные стороны.)
Выходят два ученика (экспериментаторы) и показывают опыт «Несгораемый платок».
1-й ученик.
Платок носовой в руки возьму,
Сначала «водой» ключевой намочу
(обливает влажный платок спиртом)
И пламенем спички его подожгу.
(Проводит опыт.)
Что скажешь теперь, мой любезнейший друг?
Иль, может, ответить тебе недосуг?
2-й ученик.
На твой вопрос – ответ простой:
Ты намочил платок водой
И в спирте тоже намочил.
Его поджег. Весь спирт сгорел.
Зажечь платок он не успел.
Вода, испаряясь, тепло забирала,
И этим платочек она защищала.
Музыкальный конкурс «Домашнее задание»
1-я ведущая (обращаясь ко 2-й ведущей). Слушай, а ты выполняла домашнее задание по химии на сегодня?
2-я ведущая. А что нам было задано?
1-я ведущая. По-моему, выучить что-то про типы химических реакций.
2-я ведущая. Давай спросим, как выучили свое домашнее задание наши команды. Объявляю конкурс «Домашнее задание». (Уходит со сцены.)
1-я ведущая. Каждая команда инсценирует по одному типу химических реакций. Другой команде предлагается угадать тип этой реакции, записать уравнение реакции и объяснить смысл инсценировки. Начинает конкурс команда «Атом».
По теме «Типы химических реакций» 1-я команда представляет реакцию соединения, 2-я команда – реакцию замещения.
Инсценировка команды «Атом»
Действующие лица: Золото, Медь, Железо, Сера, Огонь.
На оформленной сцене под музыку П.И.Чайковского «Времена года» в вальсе кружатся Золото и Медь, Железо и Сера.
Наряд золота – корона и костюм желтого цвета. У Меди – корона и костюм красного цвета. У Железа – корона и костюм серебристо-серого цвета. Сера – в ярко-желтом наряде.
(Химической реакции не происходит, т. к. нет условий для ее протекания.)
Под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля» появляется Огонь в ярко-красном костюме, с горящим бенгальским огнем.
Скорость передвижения танцующих увеличивается.
К Сере приближаются все присутствующие металлы. Но она берет за руку Железо, и они кружатся в танце, символизируя произошедшую между ними реакцию.
После выступления команда «Атом» задает вопросы команде «Молекула»: «Какая химическая реакция была инсценирована? Почему сера выбрала из металлов Железо?»
Дается определение реакции соединения.
Инсценировка команды «Молекула»
Участники представления – Золото, Медь, Железо и Сера – одеты в костюмы из тканей разного цвета с блестками. На сцене два человека в одном балахоне изображают Сульфид меди(II). Звучит вальс А.С.Грибоедова. Он сменяется фонограммой Ф.Киркорова «Зайка моя», и появляется прекрасное Золото. В ходе танца у Золота не получается вытеснить Медь, и оно уходит ни с чем. Под музыку А.И.Хачатуряна «Танец с саблями» появляется железный рыцарь. Железо быстро и без труда замещает Медь, уводя с собой Серу.
После выступления команда «Молекула» задает вопросы команде «Атом»: «Какая химическая реакция была инсценирована? Почему Золоту не удалось вытеснить Медь из сложного вещества, а Железу легко это удалось?»
Дается определение реакции замещения.
2-я ведущая. Прошу жюри объявить итоги конкурса и всей игры.
Жюри объявляет результаты.
1-я ведущая.
Пусть улыбкой доброй, нежной
Каждый день ваш начинается.
Пусть заботы, тревоги житейские
На пути вашем реже встречаются.
Желаем, чтобы вам всегда везло
И чтоб любовь не покидала вас!
Спасибо вам за все!
2-я ведущая. Наш КВН подошел к концу. Спасибо всем за внимание.