Е.Я.АРШАНСКИЙОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
|
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Электронное строение атомов неметаллов. Простые вещества неметаллы. Понятие об аллотропии и ее видах (аллотропия состава и формы). Химические свойства простых веществ неметаллов. Единый методический подход к общей характеристике химических элементов-неметаллов и их важнейших соединений | Образцы различных неметаллов | 1 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Получение водорода и наполнение им мыльных пузырей» |
||
2 | Водород. Особенности положения водорода в периодической системе. Строение атома водорода. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди(II). Получение водорода в лаборатории | Получение водорода и наполнение им мыльных пузырей (проводят ученики-прокторы) | ||||
3 | Общая характеристика химических
элементов VIIа группы. Строение атомов галогенов и
их валентные возможности, степени окисления. Физические и химические свойства простых веществ галогенов: взаимодействие с металлами и водородом. Окислительная способность галогенов. Последовательное вытеснение галогенов друг другом из растворов их кислот |
Получение хлора и изучение его свойств в аппарате для проведенияхимических реакций (АПХР) (проводят ученики-прокторы). Возгонка (сублимация) йода | 2 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Получение хлора и изучение его свойств в аппарате для проведения химических реакций (АПХР)». Опыты, доказывающие сравнительную активность галогенов (в АПХР) |
||
4 | Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Соляная кислота и ее соли. Kачественные реакции на галогенид-ионы. Сравнительная активность галогенов | Получение хлороводорода и изучение его свойств. Опыты, доказывающие сравнительную активность галогенов (в АПХР), проводят ученики-прокторы | Обнаружение галогенид-ионов в растворе | |||
5 | Общая характеристика химических элементов VIа группы, строение их атомов, валентные возможности, степени окисления. Аллотропия кислорода и серы. Физические свойства аллотропных модификаций кислорода и серы. Химические свойства кислорода и серы. Соединения серы. (Сероводород и его химические свойства. Оксиды серы и их химические свойства.) | Получение аллотропных модификаций серы (проводят ученики-прокторы) | 3 | Модуль 3 Техника и методика
демонстрирования химических опытов по химии
неметаллов. Опыты: а) «Получение аллотропных
модификаций серы»; |
||
6 | Строение молекулы серной кислоты. Kонцентрированная серная кислота как окислитель. Свойства концентрированнойи разбавленной серной кислоты: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Соли серной кислоты. Понятие о кислых солях. Применение серной кислоты и сульфатов | Действие концентрированной серной кислоты на медь и органические вещества (сахар и целлюлозу) (проводят ученики-прокторы) | Изучение свойств разбавленной серной кислоты (действие на цинк, медь, оксид магния и щелочь). Обнаружение сульфат-ионов в растворе | Определение массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | ||
7 | Общая характеристика химических элементов Va группы. Строение атомов азота и фосфора, их валентные возможности, степени окисления. Аллотропные модификации фосфора (белый, красный и черный). Физические свойства аллотропных модификаций фосфора. Химические свойства азота и фосфора | 4 | Модуль 3 Методика проведения лабораторного опыта «Получение аммиака и его растворение в воде» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов (подготовка учеников-прокторов к такой работе). Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Получение хлорида аммония» («Дым без огня») |
|||
8 | Аммиак. Электронное и пространственное строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства аммиака: реакции с водой, кислотами, горение и каталитическое окисление аммиака. Соли аммония. Оптимальные условия получения аммиака в промышленности | Получение хлорида аммония – занимательный опыт «Дым без огня» (проводят ученики-прокторы) | Получение аммиака и его растворение в воде. Kачественная реакция на ионы аммония | |||
9 | Строение молекулы азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты, взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами различной активности. Нитраты, реакции их разложения при нагревании. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности | Действие концентрированной и разбавленной (1:1) азотной кислоты на медь. Разложение нитрата калия при нагревании. Горение аммиака в кислороде* | 5 | Модуль 3 Методика конструирования учениками-прокторами (с учителем) самодельного прибора для демонстрации реакции горения аммиака в кислороде, освоение методики демонстрирования данного опыта |
||
10 | Строение молекулы фосфорной кислоты. Ступенчатая диссоциация фосфорной кислоты, ее химические свойства. Соли фосфорной кислоты | Обнаружение фосфат-ионов в растворе | ||||
11 | Важнейшие азотные, фосфорные и калийные удобрения | Образцы минеральных удобрений | 6 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Адсорбция углем красящих веществ из раствора» |
||
12 | Общая характеристика химических элементов IVa группы. Строение атомов углерода и кремния, их валентные возможности, степени окисления. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен), их строение и физические свойства. Понятие об адсорбции. Адсорбционная способность угля. Химические свойства углерода и кремния: реакция с кислородом, металлами, оксидами металлов | Kристаллические решетки алмаза и графита. Адсорбция углем красящих веществ из раствора (проводят ученики-прокторы) | Вычисление массы продукта реакции по указанным массам растворов исходных веществ, одно из которых взято в избытке | |||
13 | Оксиды углерода и кремния, особенности их строения, физические и химические свойства | Получение углекислого газа в аппарате Kиппа | Получение и обнаружение углекислого газа (в приборе для получения газов) | 7 | Модуль 3 Методика проведения лабораторного опыта «Получение и обнаружение углекислого газа» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов (подготовка учеников-прокторов к такой работе). Техника опыта по выращиванию кристаллов силикатов |
|
14 | Угольная кислота и ее соли. Превращение карбонатов и гидрокарбонатов. Kремниевая кислота и ее соли. Применение солей кремниевой кислоты | Получение кремниевой кислоты. Выращивание кристаллов силикатов (опыт закладывают ученики-прокторы) | Kачественная реакция на карбонат-ион | |||
15 | Обобщение знаний по химии неметаллов, Подготовка к практической и контрольной работам | 8 | Модуль 3 Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии неметаллов) |
|||
16 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Неметаллы”» | |||||
17 | Kонтрольная работа по теме 6 |
* Опыт перенесен из урока № 8 на урок № 9 в связи с недостатком времени для создания необходимого прибора на занятии № 4 элективного курса.
Тема 7. Химия металлов
(9 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности электронного строения атомов металлов. Металлическая связь. Kристаллическая структура металлов. Общие физические свойства металлов. Основные способы получения металлов. Сплавы. Значение металлов и сплавов | Образцы различных металлов. Модели кристаллических решеток металлов | 1 | Модуль 4 Методика организации групповой работы под руководством учеников-прокторов (при сравнении строения и свойств атомов и важнейших соединений элементов Iа, IIа и IIIа групп) |
||
2 | Характерные химические свойства металлов, их оксидов и гидроксидов (в общем виде). Закономерности изменения химических свойств металлов, их оксидов и гидроксидов по группам и периодам периодической системы | Окрашивание пламени солями металлов | Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | |||
3 | Общая характеристика подгруппы щелочных металлов. Химические свойства щелочных металлов и образуемых ими оксидов и щелочей. Общая характеристика химических элементов IIа группы. Kальций. Физические и химические свойства кальция. Оксид и гидроксид кальция, их свойства. Временная и постоянная жесткость воды, способы ее устранения | Kачественные реакции на ионы кальция | 2 | Модуль 2 Методика составления типовых расчетных задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси |
||
4 | Общая характеристика химических элементов IIIа группы. Алюминий. Физические и химические свойства алюминия (взаимодействие с растворами щелочей). Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов | Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия. Взаимодействие алюминия с соляной кислотой, щелочью и водой | Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств | |||
5 | Особенности свойств металлов побочных подгрупп. Железо. Строение атома железа, электронная формула, возможные степени окисления. Физические и химические свойства железа: реакции с кислородом, разбавленными кислотами. Оксид и гидроксид железа(II), их важнейшие свойства. Восстановительные свойства солей железа(II). Оксид и гидроксид железа(III), их важнейшие свойства | Получение гидроксидов железа(II), (III) и растворение их в кислоте. Окисление гидроксида железа(II) на воздухе | 3 | Модуль 3 Техника и методика демонстрирования химических опытов. Опыты, иллюстрирующие окислительные и восстановительные свойства соединений хрома, реакции взаимопревращения хроматов и дихроматов, получение оксида хрома(III) разложением дихромата аммония при нагревании (опыт «Вулкан») |
||
6 | Хром. Строение атома хрома, электронная формула. Возможные степени окисления хрома и соответствующие им оксиды, гидроксиды и соли. Свойства оксида и гидроксида хрома(III). Окисление соединений хрома(III) в щелочной среде. Хроматы и дихроматы, их взаимопревращения в зависимости от характера среды. Окислительные свойства соединений хрома(VI) в кислой среде | Разложение дихромата аммония (опыт «Вулкан»). Окисление гидроксида хрома(III) в щелочной среде. Окислительные свойства соединений хрома(VI) в кислой среде Взаимопревращения хроматов и дихроматов. (Все опыты проводят ученики-прокторы.) | Получение гидроксида хрома(III), растворение его в соляной кислоте и растворе щелочи | |||
7 | Обобщение знаний по химии металлов. Подготовка к практической работе и зачету | 4 | Модуль 3 Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии металлов) |
|||
8 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Металлы”» | |||||
9 | Зачет по теме 7 | 5 | Модуль 4 Методика проведения урока-зачета с участием учеников-прокторов |
Тема 8. Обобщение сведений по
курсу
общей и неорганической химии
(4 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Важнейшие понятия химии: химический элемент, вещество и химическая реакция. Основные законы и теории химии | 1 | Модуль 4 Дидактические игры, их значение при обучении химии. Методика составления настольных дидактических игр по химии (химическое лото, химические «Kрестики-нолики», химический «Морской бой» или др.) |
|||
2 | Закономерности изменения свойств атомов химических элементов, образуемых ими простых веществ и соединений по группам и периодам периодической системы | |||||
3 | Генетическая связь между основными классами неорганических веществ | 2 | Модуль 4 Методика составления заданий со схемами превращений, иллюстрирующими генетические связи между основными классами неорганических соединений |
|||
4 | Обобщение знаний. Применение неорганических веществ в быту и хозяйственной жизни человека |