Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Д.И.Менделеев и искусство

Ключевые позиции обновления школьного образования на современном этапе включают три основных положения: 1) развивающее обучение; 2) демократизация образования; 3) гуманизация образования.
Один из путей гуманизации обучения состоит в использовании на уроках отрывков из художественных произведений, поэзии, картин живописи, музыкальных произведений. Все это, умело включенное в рамки урока, способствует пробуждению и поддерживанию познавательного интереса учащихся. Хорошая музыка, поэзия и лучшие полотна художников повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. В.А.Сухомлинский в связи с этим писал: «Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам».
На уроках, во внеклассной работе учащиеся знакомятся с жизнью и научной деятельностью выдающихся русских и советских химиков. Успех этой работы зависит от выразительности чтения текста с необходимыми в определенных местах пафосом и интонацией, продумывания музыкальных и художественных вставок. Ниже приводится сценарий одного из таких уроков, посвященных Д.И.Менделееву.

Форма урока: урок-экскурсия.

Цели: приобщение учащихся к чтению научно-популярной литературы; развитие творческих возможностей и познавательных интересов через межпредметные связи (химия, литература, музыка, изобразительное искусство).

Место проведения: кабинет, превращенный в зал музыкально-изобразительной галереи.

Оборудование: портреты Д.И.Менделеева, разных художников XIX в., И.М.Сеченова, А.П.Бородина, репродукции картин художников-передвижников, записи музыкальных произведений композиторов XIX в., литературные источники.

ХОД УРОКА

Учитель. Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев вступил в жизнь в мрачные годы крепостничества. В молодости он перенес тяжелые условия учебы и быта студента закрытого учебного заведения. Но вот остался позади Тобольск, родная семья, гимназия и институт. Худощавый голубоглазый юноша начинал педагогическую и научную деятельность с мечтой служить своими знаниями народу. На всю жизнь сохранил в сердце Менделеев слова своего гимназического наставника П.П.Ершова, автора чудесной стихотворной сказки «Конек-Горбунок»:

«Чредой стекали в вечность годы,
Светило что-то впереди,
И чувство жизни и свободы
Забилось трепетно в груди.
Я полюбил людей – как братий,
Природу – как родную мать,
И в жаркий круг своих объятий
Хотел живое все принять…»

1-й экскурсовод. В годы учебы в Петербургском главном педагогическом институте, много работая, интересуясь всеми отраслями наук, но особенно, конечно, химией, он много читал, посещал театры, музеи, увлекался оперой, любил и понимал музыку. Особенно нравилась ему тогда музыка Ж.Оффенбаха (звучит отрывок оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана»).

2-й экскурсовод. В 60-е гг. XIX в. вместе с Д.И.Менделеевым в науку пришли А.М.Бутлеров,
А.П.Бородин, И.М.Сеченов, С.П.Боткин…

И.М.Сеченов (1829–1905)
И.М.Сеченов
(1829–1905)

Дружба Менделеева с Сеченовым и Бородиным началась в русском кружке в Гейдельберге. Она внесла в его жизнь светлую радость искусства. Трех товарищей сближала не только любовь к науке, но и любовь к музыке и природе. Молодые ученые были заняты с утра до ночи, у них каждая минута была на счету: надо было много поработать в лаборатории, почитать, побродить по окрестностям, послушать музыку. Вместе наслаждались импровизациями Бородина на рояле, ходили во Фрейбург слушать знаменитый орган, много путешествовали (демонстрация репродукций портретов Сеченова и Бородина).

А.П.Бородин (1833–1887)
А.П.Бородин
(1833–1887)

1-й экскурсовод. Сильно и ярко чувствовал Менделеев красоту природы. В одном из своих писем из Гейдельберга он писал: «Мы идем на гору вышиной с версту, справа скачет ручей Рейхенбах, скалистая гора поросла елями, усталый стираешь пот и вдруг между деревьями видишь снеговую пирамиду, блестящую, отражающую свет. Кажется, простая штука, а нет, так и охватывает всего, что-то прекрасное, пропадает усталость… Не забудешь этой минуты, рад будешь десять верст лезть, чтобы еще раз испытать то же…»

2-й экскурсовод. Всю жизнь ученый был связан со многими представителями передовой русской интеллигенции. На квартире у Дмитрия Ивановича регулярно устраивались вечера – «менделеевские среды», среди посетителей которых были его друзья – художники, писатели, композиторы, ученые.

Кто не знает композитора Александра Порфирьевича Бородина – создателя оперы «Князь Игорь», идущей на сценах всего мира. На этих вечерах слушали романсы Бородина, прекрасную оперу «Князь Игорь», где герой глубоко переживает поражение и плен, мечтает вернуть себе свободу, чтобы снова пойти на врага. С любовью и нежностью он вспоминает о своей верной подруге Ярославне. Музыка, характеризующая этих героев, привлекает благородством и красотой (прослушиваются ария князя Игоря и ария «Плач Ярославны»).

Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи за игрой в шахматы
Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи
за игрой в шахматы

1-й экскурсовод. В течение всей своей жизни Менделеев много путешествовал: он посетил более 100 городов мира, был в Европе, Америке. Не как праздный путешествовал он, а прежде всего как ученый, изучающий состояния науки и промышленности. И всегда находил время интересоваться искусством. Испания и Италия привлекли его живописью и особенностью жизни населения. Сердцем художника Менделеев любил Флоренцию с ее «возвышенной красотой» (демонстрация репродукций итальянских художников-пейзажистов).

Тем сильнее становилась его любовь к Родине, к просторам Сибири, к красоте и богатству Урала и Кавказа, к скромным пейзажам Валдая… Крепла вера в ее народ, в его будущее, когда «посев научный взойдет для жатвы народной».

Фотография группы художников-передвижников, среди которых И.Н.Крамской, Н.А.Ярошенко, И.Е.Репин, Г.Г.Мясоедов, К.А.Савицкий, К.Е.Маковский, В.М.Суриков, В.Д.Поленов, П.Брюллов

Фотография группы художников-передвижников,
среди которых И.Н.Крамской, Н.А.Ярошенко, И.Е.Репин, Г.Г.Мясоедов,
К.А.Савицкий, К.Е.Маковский, В.М.Суриков, В.Д.Поленов, П.Брюллов

2-й экскурсовод. В 1880-х гг. Менделеев сблизился с представителями русского реалистического искусства, передвижниками: И.Н.Крамским, Н.А.Ярошенко, И.Е.Репиным, А.И.Куинджи, Г.Г.Мясоедовым, Н.Д.Кузнецовым, К.А.Савицким, К.Е.Маковским, В.М.Васнецовыми; он был близок и с художником-пейзажистом И.И.Шишкиным. В доме Менделеева собирались все, кто был ему дорог в науке и искусстве. И сам он посещал выставки, мастерские художников. Менделеев высоко ценил картины Куинджи и Шишкина (демонстрация репродукций картин). Он охотно делился своими мыслями, которые внушали ему, ученому, произведения искусств.

О картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре» 13 ноября 1880 г. в петербургской газете «Голос» появилась заметка Менделеева: «Перед Днепровской ночью А.И.Куинджи, как я думаю, забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она дает свое». Пейзаж картины кажется волшебным видением: лунный свет озаряет бескрайнюю равнину, серебристо-зеленоватым светом мерцает Днепр, в окнах мазанок горят красные огоньки.

Решая проблему долговечности красок, выясняя возможности их смешения, Дмитрий Иванович Менделеев с Архипом Ивановичем Куинджи проделали много опытов по изготовлению красок.

Художник Куинджи часто бывал в доме Менделеевых (демонстрация репродукции фотографии
«Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи за игрой в шахматы»). На фотографии мы видим и жену Дмитрия Ивановича – Анну Ивановну. Она окончила Академию художеств, и ею был сделан рисунок своего мужа.

На картинах Шишкина «Рожь» и «Сосновый бор» изображены то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи. Никто из русских пейзажистов, кроме Шишкина, не мог с таким размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. Его картины волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе.

В память о том внимании и помощи, которые ученый оказывал русскому искусству, художники избрали Дмитрия Ивановича Менделеева действительным членом Академии художеств.

Звучит музыка П.И.Чайковского.

Д.И.Менделеев. Рисунок А.И.Менделеевой

Д.И.Менделеев.
Рисунок А.И.Менделеевой

1-й экскурсовод. Портреты Д.И.Менделеева, выполненные лучшими русскими художниками, дают нам возможность видеть великого ученого и «своеобычного человека» (демонстрация репродукций портретов ученого). С этих портретов смотрит на нас Менделеев, каким его описывали современники.

Хочется вспомнить и литературный портрет ученого, данный его ученицей и сотрудницей О.Э.Озаровской: «С живописной львиной головой, с прекраснейшим лицом, опираясь на вытянутые руки с подогнутыми пальцами, стоит высокий и кряжистый Менделеев на кафедре».

Как лектор изображен Менделеев в воспоминаниях химика В.А.Яковлева: «Вот раздается оглушительный долго длящийся гром рукоплесканий. Из маленькой двери, ведущей из препараторской на кафедру, появляется могучая, слегка сутуловатая фигура Дмитрия Ивановича. Он кланяется аудитории, рукоплескания трещат еще сильней. Он машет рукой, давая знак тишине. Вот наконец наступает тишина, и вся аудитория замирает. Дмитрий Иванович начинает говорить как-то своеобразно, с сохранившимся сибирским акцентом, отыскивая слова. Вы начинаете любоваться мощной, напоминающей микеланджеловского Моисея фигурой. И когда этот титан в сумрачной аудитории, с окнами, затененными липами университетского сада, освещенной красноватым пламенем какой-нибудь стронциевой соли, говорит нам о мостах знаний, прокладываемых через бездну неизвестного, о спектральном анализе, разлагающем свет, доносящийся с далеких светил, может быть, уже потухших за те сотни лет, что этот луч несется к Земле, – нервный холодок пробегает по вашей спине от сознания мощи человеческого ума…»

И.И.Шишкин. «Рожь»
И.И.Шишкин. «Рожь»

2-й экскурсовод. А вот мы видим портрет Менделеева, написанный в 1878 г. художником Крамским (демонстрация репродукции). Портрет выполнен в коричневых тонах приятного и теплого оттенков, отличается большим сходством. Художнику удалось передать образ ученого в короткие минуты отдыха: так и представляешь, что только завершил ученый какой-то опыт, отошел от лабораторного стола и присел отдохнуть. Внимательно и доброжелательно глядит он на собеседника. Спокойно одухотворенное лицо. Кажется, что заговорит сейчас Дмитрий Иванович и поведает свои заветные мысли, расскажет о радости труда и творчества, научит хорошему и доброму.

А вот еще один всем хорошо знакомый портрет, написанный в 1886 г. художником Ярошенко (демонстрация репродукции). Это один из лучших портретов ученого: художнику удалось передать все благородство морального облика Дмитрия Ивановича Менделеева. Мы видим задумчивое русское лицо с высоким лбом мыслителя, с глазами, стремящимися проникнуть в тайны природы. В портрете нет никакой праздности и чопорности: ученый показан в обстановке своей лаборатории, за работой, которая давала ему, как он говорил, «радость и полноту жизни».

И.И.Шишкин. «Сосновый бор»
И.И.Шишкин. «Сосновый бор»

1-й экскурсовод. Большим другом Дмитрия Ивановича Менделеева был художник И.Е.Репин, который нарисовал два портрета ученого (демонстрация репродукций портретов). На одном портрете Менделеев изображен в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. Этот портрет напоминает нам о начале научной деятельности ученого. Первым выдающимся открытием молодого Менделеева было открытие критической температуры (температуры, выше которой газ не может быть превращен в жидкость при самом большом давлении), за что Эдинбургский университет присвоил Дмитрию Ивановичу степень почетного доктора.

Этот акварельный портрет, написанный Репиным в 1885 г., привлекает наше внимание к значительной фигуре Менделеева. Взгляд ученого оторвался от книги, руки спокойно лежат на коленях, задумчив, сосредоточен творец периодического закона: он наедине с наукой.

Д.И.Менделеев. Портрет работы И.Н.Крамского
Д.И.Менделеев.
Портрет работы
И.Н.Крамского

После смерти Менделеева в 1907 г. Репин пишет второй портрет ученого. Для работы были использованы фотографические материалы, но письменный стол и библиотека написаны с натуры в квартире Менделеева, а позировал кто-то из знакомых. Хотя этот последний портрет нельзя назвать лучшим, но именно он дает представление о Дмитрии Ивановиче Менделееве в последние годы жизни, жизни, без остатка отданной науке.

Д.И.Менделеев. Портрет работы Н.А.Ярошенко
Д.И.Менделеев.
Портрет работы
Н.А.Ярошенко

Так, Александр Блок в одном из писем к своей жене Любови Дмитриевне отмечал: «Твой папа, как всегда, решил совершенно необыкновенно, по-своему, своеобычно и гениально. Твой папа... давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает... У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда не спокойно, это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша».

Д.И.Менделеев в мантии доктора прав Эдинбургского университета. Портрет работы И.Е.Репина

Д.И.Менделеев
в мантии доктора прав
Эдинбургского университета.
Портрет работы И.Е.Репина

Учитель. Сегодня мы узнали еще несколько страниц из большой жизни великого химика, который был не только великим ученым, но и человеком, оставившим яркий след в русском искусстве.

Домашнее задание: выскажите свое мнение об этом в мини-сочинении «Д.И.Менделеев и искусство».

Л и т е р а т у р а

Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988; Макареня А.А., Филимонова И.И. Дмитрий Иванович Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1969; Смирнов Г. Менделеев. (Серия ЖЗЛ.) М.: Молодая гвардия, 1974; Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1972; Короткова З. Наука и жизнь, 2004, № 7, с. 8–9; Кожанова Э.А. Химия (ИД «Первое сентября»), 1998, № 22, с. 14–16; Трифонов Д.Н. Химия (ИД «Первое сентября»), 1995, № 7, с. 4–5.

Л.Г.Скуднова,
учитель химии гимназии № 1
(г. Кумертау, Республика Башкортостан)

Рейтинг@Mail.ru