АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Требования, предъявляемые к электронному учебнику |
Уровни оценивания | Баллы |
|---|---|---|
1. О б щ а я о ц е н к а |
||
| 1.1. Соответствие стандарту химического образования | Полное | 1 |
| Частичное | 0 | |
| 1.2. Новизна | Нетрадиционное изложение | 4 |
| Нетрадиционное структурирование учебников | 2 | |
| Новое содержание практикума | 2 | |
| Новые типы заданий | 2 | |
| 1.3. Наличие учебно-методического комплекта к электронному учебнику | Пособие для ученика | 5 |
| Пособие для учителя | 5 | |
| 1.4. Соблюдение полиграфических норм согласно СанПиН | Использование шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала | 1 |
| Рациональное расположение материала на экране, слайде | 1 | |
| Kачество мультимедиа (рисунки, анимация, видео, гипертекст и т.д.) | По 1 | |
| 1.5. Наличие программных оболочек, позволяющих учителю самостоятельно вносить дополнения и изменения в материалы курса | Теоретический материал | 2 |
| Химический практикум | 2 | |
| Kонтроль знаний | 2 | |
2. О ц е н к а д и д а к т и ч е с к и х п р и н ц и п о в |
||
| 2.1. Научность | Соответствие современным взглядам на содержание химического образования | 4 |
| Соответствие современной педагогической теории | 4 | |
| Отражение методов химии | 4 | |
| Отсутствие теоретических ошибок | 4 | |
| Kорректность формулировок | 2 | |
| 2.2. Системный подход к содержанию | Учебника в целом | 5 |
| Только отдельных тем | 2 | |
| 2.3. Реализация принципа историзма | Достаточно | 5 |
| Недостаточно | 1 | |
| Отсутствие | 0 | |
| 2.4. Доступность | Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика | 4 |
| Намного выше (или ниже) | 0 | |
| Увлекательность изложения | 3 | |
| 2.5. Наглядность представления информации | Иллюстрации и мультимедийные объекты к образному строю текста (модели, схемы, таблицы, анимация, видео) | По 1 |
| 2.6. Отражение межпредметных связей | С каждым предметом (математика, физика, биология, география, обществознание, история, русский и иностранный языки, литература, искусство, ОБЖ) | По 1 |
| 2.7. Проблемный подход | Достаточно (используется систематически) | 4 |
| Недостаточно (в отдельных главах) | 1 | |
| Отсутствие | 0 | |
3. О ц е н к а д и д а к т и ч е с к и х ф у н к ц и й |
||
| 3.1. Возможности дифференцированного обучения | Разноуровневость текста | 4 |
| Разноуровневые задания | 2 | |
| Дополнительный материал | 2 | |
| 3.2. Организация учебной деятельности ученика | Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, задания: экспериментальные, творческие) | 1 |
| Возможность использования учебника учеником для самостоятельного чтения | 5 | |
| Наличие инструкций к практическим занятиям | 1 | |
| Наличие указаний к проведению опытов | 1 | |
| Наличие правил техники безопасности | 1 | |
| Kонтроль успешности (самоконтроль) | 1 | |
| 3.3. Реализация контроля знаний учащихся | Текущий учет знаний учащихся | 1 |
| Организация итоговой аттестации | 1 | |
| Возможность сохранения результатов контроля | 1 | |
| 3.4. Формирование приемов умственной деятельности | Использование общенаучных методов познания (измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, обобщение, моделирование) | По 1 |
| 3.5. Формирование мотивационной сферы ученика | Потребности в химическом образовании | 1 |
| Цели | 1 | |
| Мотивы | 1 | |
| 3.6. Освещение применения химии | В промышленности | 2 |
| В сельском хозяйстве | 2 | |
| В повседневной жизни человека | 2 | |
| В решении экологических проблем | 2 | |
| 3.7. Возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях | Ориентация на конкретную технологию | 1 |
| Независимость от конкретной технологии | 3 | |
| 3.8. Возможность использованияв различных программах курса химии | Ориентация на конкретную программу | 1 |
| Независимость от конкретной программы | 3 | |
4. О ц е н к а в о с п и т а т е л ь н ы х и м и р о в о з з р е н ч е с к и х ф у н к ц и й |
||
| 4.1. Направления воспитательной работы при обучении химии | Экономическое | 1 |
| Экологическое | 1 | |
| Половое | 1 | |
| Воспитание потребности в здоровом образе жизни | 1 | |
| Эстетическое | 1 | |
| Нравственное | 1 | |
| Патриотическое | 1 | |
| Умственное | 1 | |
| Информационное | 1 | |
| 4.2. Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий | Наличие интеграции естественно-научного знания; направленность на создание научной картины природы | 5 |
| Адекватное отражение законов химии | 3 | |
| 4.3. Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда | Структурность изложения | 1 |
| Наличие пояснений по работе с электронным учебником | 1 | |
| Наличие оглавления | 1 | |
| Наличие предметного указателя | 1 | |
| Наличие условных обозначений к заданиям | 1 | |
| Ответы к заданиям | 1 | |
Из указанных требований к электронным учебникам весьма существенной может быть разница в оценке реализации дидактических принципов. Так, принцип научности (п. 2.1), требующий наличия единства теории и метода науки, предусматривает отражение в учебнике не только теоретических положений, но и методов познания. K сожалению, назначение таких общенаучных методов познания, как аналогия, абстрагирование, обобщение, систематизация, моделирование и другие, зачастую не приводятся в учебниках, хотя эти требования указаны в стандарте. Целесообразно также обратить внимание и на определения научных понятий, которые должны быть родовидовыми и содержать существенные признаки.
Отражение в учебниках системного подхода к содержанию (п. 2.2) предусматривает не только структурированную последовательность изучения тем, но и реализацию принципов системного анализа.
Полное отражение принципа историзма (п. 2.3) предусматривает единство исторического и логического методов познания. На первоначальном этапе введения основных понятий и закономерностей приоритет принадлежит историческому способу их выведения. На этапе обобщения лидерство должно быть за логическим способом познания.
Пункты 4.1–4.3 позволят учителю выделить воспитательный и мировоззренческий потенциал электронного учебника. Направления воспитательной работы, указанные в таблице, могут быть реализованы средствами учебника.
Л и т е р а т у р а
1. Образовательные интернет-ресурсы. Под ред. А.Ю.Афонина и др. М.: Просвещение, 2004, с. 20.
2. Аспицкая А.Ф., Фоминых Ю.Ф. Аналитический подход к оценке качества учебников. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 24, с. 14, 15.