Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Химический эксперимент

Элективный курс • 5–6 классы

Цель. Познакомить учащихся 5–6-х классов с предметом «Химия».

Задачи. Развивающие: развить интерес к предмету, вовлечь учащихся в исследовательскую работу; развить мышление, умения выполнять операции синтеза, анализа, сравнения.

Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента, патриотизм.

Познавательные: познакомить с техникой безопасности при работе в кабинете химии; научить отличать химические реакции от физических явлений, наблюдаемых в жизни; выявить значение химической науки в развитии промышленности и сельского хозяйства; показать взаимосвязь химии с другими науками – биологией, физикой и экологией.

Формы работы. Индивидуальная – выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов.

Парная – выполнение практических работ.

Коллективная – обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций.

Используемые видеофрагменты. «Химия в быту» (горение газа, гашение соды уксусом, выпекание пирожков, скисание молока и т.д.), чтобы вспомнить те химические реакции, с которыми учащиеся сталкиваются каждый день в домашних условиях.

«Кислотные дожди. Откуда они образуются. Защита окружающей среды». Работая с кислотами, учащиеся начинают задумываться о роли кислот в нашей жизни. Как кислоты влияют на наш организм? Почему следует надевать шапку или брать зонт, когда идет дождь?

«Великие российские ученые, их вклад в развитие науки химии». Учащиеся просматривают видеофрагмент. После этого учитель проводит демонстрационные опыты, связанные с великими открытиями. Учащиеся испытывают чувство гордости за своих соотечественников. На занятиях используются межпредметные связи химии с биологией, физикой и экологией. Это разжигает еще больший интерес к данной науке и другим наукам, с которыми взаимосвязана химия.

Индивидуальная исследовательская работа дома. Выращивание кристаллов различного цвета и различной природы. Такие занятия дают начало исследовательской работе по химии, развивают интерес и познавательную активность. Воспитываются навыки безопасной, правильной и грамотной работы в домашних условиях, самостоятельность в работе.

Ожидаемые результаты. Учащиеся получат представление о предмете «Химия», узнают, что она изучает и какое влияние оказывает на нашу жизнь. Курсы способствуют знакомству и установлению хороших отношений с учителем химии, общению с ним по поводу увиденного и происходящего в жизни, а главное, нетерпеливому ожиданию химии как учебного предмета в 8-м классе.

Тематическое планирование

ЗАНЯТИЕ 1.
Химические эксперименты и их история

Оборудование и реактивы

Д л я  д е м о н с т р а ц и и: подставка, асбестовая сетка, демонстрационные весы, большая коническая колба, воздушный шарик; кусочек мела, дихромат аммония, растворы соляной кислоты и аммиака, хлорид железа(III), тиоцианат калия, фторид калия.

Д л я  л а б о р а т о р н ы х  о п ы т о в: хлорид меди(II), гидроксид натрия, карбонат натрия, раствор соляной кислоты, фенолфталеин.

1. Знакомство с детьми.

2. Беседа.

а) Где в быту мы сталкиваемся с химией? (Фрагмент видеофильма.)

б) Знакомство с техникой безопасности (по стенду, который висит в кабинете).

в) Химия – наука о веществах.

г) Пять признаков химической реакции (выполнение лабораторных опытов индивидуально).

д) Вклад российских химиков в развитие науки (М.В.Ломоносов – закон сохранения массы и энергии, Д.И.Менделеев – периодическая система химических элементов). Фрагмент видеофильма. Знакомство с портретами великих химиков.

е) Демонстрационные опыты: «Дым без огня» (история этого опыта), «Закон сохранения массы вещества до и после реакции» (с помощью весов, колбы с раствором соляной кислоты, кусочка мела и воздушного шарика), «Вулкан», «Появление крови и ее исчезновение».

3. Открытие кислорода Джозефом Пристли. История открытия в стихах. (Беседа о значении кислорода в нашей жизни.)

4. Итоги занятия. (Что удалось узнать нового?)

5. Домашнее задание. Подробный инструктаж по выращиванию кристаллов. (Каждому учащемуся дается свое конкретное задание до конца всего курса.)

ЗАНЯТИЕ 2.
Великие экспериментаторы

Оборудование и реактивы

Д л я  д е м о н с т р а ц и и: три больших химических стакана, фильтровальная воронка, держатель, фильтр, подставка для делительных воронок, делительная воронка, тигель, стеклянная палочка, спиртовка; раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, концентрированная серная кислота, вода, подсолнечное масло, смесь речного песка и поваренной соли, железные и древесные опилки.

Д л я  л а б о р а т о р н ы х  о п ы т о в: два маленьких химических стакана, фильтровальная воронка, фильтр, тигель, держатель, стеклянная палочка, спиртовка, штатив с муфтой и держателем, маленькая делительная воронка; смесь воды и растительного масла, смесь речного песка и поваренной соли, вода.

1. Организационный момент.

2. Техника безопасности в кабинете химии.

3. Беседа о домашнем задании. (Что уже удалось сделать?)

4. Вспомнить основные моменты первого занятия. (Что изучает химия? Какие известны пять признаков химической реакции? Какой вклад внесли отечественные химики в развитие науки? Какие запомнились эксперименты и демонстрации?)

5. Выполнение практической работы «Очистка поваренной соли от речного песка».

а) Демонстрационный опыт учителя (с объяснением правил работы).

б) Выполнение парной работы самостоятельно. (Учитель смотрит результаты работы и анализирует деятельность каждого.)

• Растворение смеси поваренной соли и речного песка в воде.

• Фильтрование смеси.

• Выпаривание раствора. (Получение кристалликов поваренной соли.)

в) Итоги практической работы (вывод делают сами ребята).

6. Другие способы разделения неоднородных смесей (действие магнитом, отстаивание). Разделение смеси железных и древесных опилок действием магнита выполняет учитель. Отстаивание каждый учащиеся выполняет за партой (разделяет подсолнечное масло и воду с помощью делительной воронки).

7. Чародейство продолжается. (Демонстрация получения из «воды» «вина», а из «вина» – «воды» в трех пронумерованных стаканах.)

8. Полный анализ предыдущей демонстрации. (Ребята узнают, что изначально вместо воды в стакане № 1 находился раствор щелочи, в стакане № 2 – раствор фенолфталеина (поэтому раствор стал малинового цвета), а в стакане № 3 находилось несколько капель концентрированной серной кислоты.)

9. Итоги занятия. (Что нового удалось узнать? Какие появились впечатления о проделанной работе?)

10. Инструкции по домашней проектной работе.

ЗАНЯТИЕ 3.
Лучший эксперимент

Оборудование и реактивы

Д л я  д е м о н с т р а ц и и: два больших химических стакана, пробирка, воронка, держатель, фильтр, тигель, стеклянная палочка, спиртовка; концентрированная соляная кислота, порошок соды, оксид меди(II), растворы серной кислоты и аммиака.

Д л я  л а б о р а т о р н ы х  о п ы т о в: два маленьких химических стакана, воронка, пробирка, спиртовка, фильтр, тигель, держатель, стеклянная палочка; оксид меди(II), раствор серной кислоты.

1. Организационный момент.

2. Беседа о домашнем задании. (Что уже получилось?)

3. Вспомнить демонстрацию «Дым без огня». (Какие вещества были взяты? Каков результат эксперимента? Кто впервые продемонстрировал этот опыт?)

4. Демонстрация опыта «Дым без огня со снегом». Обсуждение опыта. (Что нового в эксперименте? Какие для этого необходимы новые вещества? Каков итог эксперимента?)

5. Техника безопасности работы с химическими реактивами.

6. Выполнение практической ра6оты «Получение кристалликов медного купороса путем растворения порошка оксида меди(II) в растворе серной кислоты».

а) Демонстрационный опыт учителя (с объяснением правил работы).

б) Выполнение парной работы самостоятельно под контролем учителя.

Три основных этапа работы

• Растворение оксида меди(II) в растворе серной кислоты.

• Фильтрование смеси.

• Выпаривание раствора. (Получение кристалликов медного купороса.)

в) Итоги практической работы. (Вывод делают сами ребята.)

По результатам работы учитель выявляет лучшего химика.

7. Повторение пяти основных признаков химической реакции. Какие признаки реакции наблюдались в данной практической работе?

8. Итоги занятия. (Что нового узнали на этом занятии?)

9. Домашнее задание. Продолжить наблюдение за выращиванием кристаллов. Записывать результаты наблюдений каждый день. Принести к следующему разу выращенные кристаллы и отчет по работе.

ЗАНЯТИЕ 4.
Наши результаты работы. Отчет по работе

Оборудование и реактивы

Д л я  д е м о н с т р а ц и и: три пронумерованных больших стакана, спички, асбестовая сетка; концентрированная соляная кислота, порошок соды, дихромат аммония, тиоцианат калия, хлорид железа(III), фторид калия, растворы гидроксида натрия, аммиака и фенолфталеина, концентрированная серная кислота.

Д л я  п р а к т и ч е с к о й  р а б о т ы: лучинка, спиртовка, пробирка, штатив с муфтой и лапкой; перманганат калия.

1. Организационный момент.

2. Итоги домашней работы. (Проанализировать и просмотреть отчет каждого ученика.) Каждый учащийся выходит к доске и рассказывает о проделанной работе. Он демонстрирует результат работы – выращенный в домашних условиях кристалл.

3. Выполнение опытов, в которых наблюдается пять признаков химической реакции (индивидуально).

4. Вспомнить интересные и занимательные демонстрации, которые ребята наблюдали в течение всех занятий.

5. Демонстрация некоторых экспериментов самими учащимися. Это «Дым без огня», «Кровь», «Превращение “воды” в “вино” и “вина” в “воду”», «Распознавание щелочи, кислоты и соли с помощью индикаторов». Работа выполняется индивидуально.

6. Выполнение практической работы «Получение кислорода и распознавание его свойств».

7. Учитель задает вопрос: «Мы работаем с раствором серной кислоты, а кто из вас слышал о “кислотных дождях”? Как кислота попадает в атмосферу?» (Учащиеся высказывают свои предположения.)

8. Просмотр видеофрагмента «Кислотные дожди».

9. Обсуждение видеофрагмента и разговор об охране окружающей среды.

10. Взаимосвязь с биологией. (Учащимся предстоит ответить на вопрос, какие деревья повреждаются быстрее всех остальных от кислотных дождей.)

11. Итоги занятий. (Что удалось узнать нового на элективном курсе по химии? Итоги подводят сами учащиеся.)

12. Поздравление с окончанием курсов. Выдача дипломов «Юный химик».

О.В.Савостина,