А.Н.ПОДАВАЛОВ
Продолжение. Начало см. в № 17, 18/2006
8 класс
Практическая работа 2.
Наблюдение за изменениями,
происходящими
с горящей свечой, и их описание
Оборудование и реактивы. Г-образная
стеклянная трубка, две сухие пробирки, кусочек
жести
(2X2 см) от консервной банки, стеклянная трубка с
оттянутым концом, резиновая груша, банки на
0,5 л и 1 л, спички, держатель для пробирок; две
парафиновые свечи на подставке, вода
известковая.
Порядок работы |
Задания |
Наблюдения. Выводы |
Опыт 1. Физические явления при
горении свечи |
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает
таять парафин около фитиля, образуя круглую
лужицу |
Kакой процесс имеет место при плавлении
парафина? |
|
Возьмите изогнутую под прямым углом
Г-образную стеклянную трубку, один конец ее
внесите в среднюю часть пламени, а другой
опустите в пробирку |
Что наблюдаете на стенках пробирки? |
|
Опыт 2. Обнаружение продуктов
горения в пламени |
Возьмите кусочек жести, закрепите его в
держателе для пробирок, внесите в зону темного
конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро
поднимите жесть |
Что появилось на нижней поверхности жести? |
|
Сухую, желательно охлажденную, но не
запотевшую пробирку закрепите в держателе,
переверните вверх дном и подержите над пламенем
до запотевания. В ту же пробирку быстро прилейте
2–3 мл известковой воды |
Почему запотела пробирка? Что произошло
с известковой водой? |
|
Опыт 3. Влияние воздуха на
горение свечи |
Вставьте стеклянную трубку с оттянутым
концом в резиновую грушу. Сжимая ее рукой,
продуйте в пламя горящей свечи воздух |
Kак изменилась яркость пламени при
продувании через него воздуха? |
|
Зажгите прикрепленные к фанере две
парафиновые свечи и накройте одну пол-литровой
банкой, другую — литровой |
В каком случае свеча горит дольше?
Почему? |
|
Практическая работа 3.
Анализ почвы и воды
Оборудование и реактивы. Штатив с муфтой и
кольцом (малым), две пробирки, пробка (под размер
пробирки), коническая колба с притертой пробкой,
лупа увеличительная, стакан химический, палочка
с резиновым наконечником, держатель для
пробирок, бумага фильтровальная, воронка,
пластинка стеклянная, газетный текст, спиртовка,
пластина для капельного анализа, цилиндр (на
250 мл), линейка, почва; лакмус в капельнице, вода
дистиллированная, вода из природного водоема.
Порядок работы |
Задания |
Наблюдения. Выводы |
Опыт 1. Анализ механического
состава почвы |
В пробирку поместите почву (столбиком
2—3 см). Прилейте дистиллированную воду объемом в
3 раза больше объема почвы. Закройте пробирку
пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем
вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением
частиц почвы и структурой осадка |
Имеются ли различия в скорости
осаждения почвенных частиц? |
|
Опыт 2. Получение
почвенного раствора и опыты с ним |
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте
его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и
профильтруйте, не встряхивая, смесь почвы и воды.
Почва останется на фильтре, а собранный в
пробирке фильтрат представляет собой почвенный
раствор. Две-три капли этого раствора поместите
на стеклянную пластинку и подержите ее над
спиртовкой до выпаривания воды |
Kакие вещества остались на стеклянной пластине
после испарения воды? |
|
В две ячейки пластины для капельного
анализа поместите по 1–2 капли раствора лакмуса,
затем в одну из них добавьте стеклянной палочкой
почвенный раствор |
Kакие изменения произошли с раствором лакмуса
при добавлении почвенного раствора? |
. |
Опыт 3. Определение
прозрачности воды |
Установите цилиндр на печатный текст и
вливайте в него дистиллированную воду, следя за
тем, чтобы можно было читать текст через воду.
Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость
шрифта, и измерьте высоту столба жидкости
линейкой. Проделайте подобные измерения с
исследуемой водой из природного водоема и
сравните результаты |
Почему высота столба жидкости во втором
случае меньше, чем в первом? Сделайте выводы |
|
Опыт 4. Определение
интенсивности запаха воды |
В коническую колбу с пробкой
(желательно стеклянной) налейте исследуемую воду
до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом
состоянии. Затем откройте колбу и отметьте
характер и интенсивность запаха |
Дайте оценку интенсивности запаха воды
в баллах, пользуясь таблицей из приложения 1
«Шкала оценки интенсивности запаха воды в
баллах» |
|
Практическая работа 4.
Признаки химических реакций
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками,
спиртовка, держатель для пробирок, лист бумаги,
спички, стакан малый; мрамор (кусочки), медная
пластинка, растворы серной и соляной кислот,
хлорида железа (III), роданида калия, сульфата
цинка, хлорида бария.
Порядок работы |
Задания |
Наблюдения. Выводы |
Опыт 1. Прокаливание медной
проволоки
и взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой
|
Зажгите спиртовку. Возьмите держателем
для пробирок узкую медную пластинку и внесите ее
в пламя. Через некоторое время выньте пластинку
из пламени и счистите с нее образовавшийся
черный налет на лист бумаги. Опыт повторите
несколько раз |
|
|
|
Образовалось ли новое вещество при
прокаливании меди? Kакие признаки химической
реакции вы наблюдали? |
|
Поместите полученный черный налет в
пробирку и прилейте в нее раствор серной кислоты.
Подогрейте смесь |
Образовалось ли новое вещество при
взаимодействии оксида меди(II) с серной кислотой?
Напишите уравнения химических реакций и укажите
их типы |
|
Опыт 2. Взаимодействие мрамора
с кислотой |
Положите в небольшой стакан кусочки
мрамора. Прилейте в стакан столько соляной
кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Внесите в
стакан горящую лучинку |
Образовались ли новые вещества при
взаимодействии мрамора с кислотой? Kакие
признаки химической реакции вы наблюдали? Kакой
газ образовался? Запишите уравнения реакций и
укажите их типы |
|
Опыт 3. Взаимодействие хлорида
железа(III) с роданидом калия |
В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида
железа(III), a затем добавьте несколько капель
раствора роданида калия KCNS (соли
роданистоводородной кислоты HCNS с кислотным
остатком CNS) |
Kакими внешними признаками
сопровождается эта реакция? Запишите уравнение
реакции и укажите ее тип |
|
Опыт 4. Взаимодействие
сульфата цинка с хлоридом бария |
В пробирку налейте 2 мл раствора
сульфата цинка. Затем добавьте несколько капель
раствора хлорида бария |
Kакими внешними признаками
сопровождается эта реакция? Запишите уравнение
реакции и укажите ее тип |
|
Практическая работа 5.
Приготовление раствора сахара и
расчет его массовой доли в растворе
Оборудование и реактивы. Цилиндр мерный на 100
мл, колба коническая, весы с разновесами, палочка
стеклянная с резиновым наконечником,
калькулятор; сахар (кусочки), вода
дистиллированная.
Порядок работы |
Задания |
Наблюдения. Выводы |
Отмерьте мерным цилиндром 50 мл
дистиллированной воды и влейте ее в коническую
колбу емкостью 100 мл. Два кусочка сахара взвесьте
на лабораторных весах, затем поместите их в колбу
с водой и перемешивайте стеклянной палочкой до
полного растворения |
Рассчитайте массовую долю сахара
в растворе. Необходимые данные у вас есть: масса
сахара, объем воды. Плотность воды примите равной
1 г/мл. Формулы для расчета: (сах.) = m(сах.)/m(р-ра),
m(р-ра) = m(сах.) + m(H2O),
m(H2O) = V(H2O)•(H2O) |
|
Молярная масса М вещества равна
сумме атомных масс элементов в формуле, а
размерность [М] – г/моль |
Рассчитайте молярную массу
сахара, если известно, что сахароза имеет формулу
С12Н22О11 |
|
Число Авогадро
NA = 6,02•1023 молекул/моль |
Рассчитайте, сколько молекул
сахара содержится в полученном растворе. (сах.) = m(сах.)/M(сах.),
N(мол. сах.) = NA•(сах.) |
|
|