Элективный курс
|
Занятие | Тема занятия | Форма занятия |
---|---|---|
1 | Химия – экспериментальная наука. Роль химии в жизни человека | Лекция, беседа |
2 | Химия и медицина | Лекция, беседа |
3 | Приготовление растворов веществ | Практическое занятие |
4 | Аналитическая химия. Понятие о качественном и количественном анализе | Лекция |
5 | Решение качественных задач на распознавание растворов веществ. Решение качественных задач на распознавание твердых веществ | Практическое занятие |
6 | Химия и пищевая отрасль промышленности | Лекция, беседа |
7 | Химия и сельское хозяйство | Лекция, сообщения учащихся |
8 | Химия и косметика | Лекция, сообщения учащихся |
9 | Препараты бытовой химии в нашем доме | Лекция, беседа |
10 | Итоговое занятие | Kонференция |
Любой элективный курс – авторский. В ходе нашего исследования была выработана следующая программа курса по химии, рассчитанная на 10 ч.
Сразу же отметим, что в ходе реализации предлагаемого элективного курса могут возникнуть поправки с учетом интересов учащихся.
Вводное занятие (занятие 1). Формы проведения занятия – лекция и беседа – выбраны не случайно. Учащиеся 9-го класса уже имеют достаточное представление о предмете химии, ее методах познания. Здесь лишь необходимо рассказать о значимости химических знаний в повседневной жизни человека, сконцентрировать внимание на основном методе науки – эксперименте. По окончании занятия у учащегося должно сложиться представление о проникновении химии во все области жизни человека. Рассказывая о прикладной значимости химии, постарайтесь изложить информацию так, чтобы у учащихся возникло много вопросов, ответы на которые они смогут получить на последующих занятиях, а также при выполнении творческих работ, заданий, самостоятельном поиске информации. Данное занятие должно быть информационно насыщенным, чтобы вызвать интерес к дальнейшей работе в рамках элективного курса. На первом же занятии рекомендуется познакомить учащихся с общим содержанием всего электива. Можно, например, выдать информационный лист, сделать компьютерную презентацию и т.д. Первое занятие, начало работы, должно быть интересным, эмоциональным, нестандартным. Не забывайте предлагать учащимся подготовить сообщения, найти интересные факты по вопросам последующих встреч. Можно провести опрос для выяснения познавательных интересов учащихся и скорректировать план дальнейших занятий с целью удовлетворения познавательной активности учащихся.
Теоретические занятия (занятия 2, 4, 6–9). Материал данных занятий рассчитан на раскрытие прикладного значения химии, необходимости химических знаний в повседневной жизни. В зависимости от особенностей учащихся и материально-технической базы школы содержание и форму таких занятий можно выстраивать по-разному. На дворе XXI в. – век компьютерных технологий, и от этого никуда не денешься. Постарайтесь использовать технический прогресс во благо приобретения предметных знаний. Учащиеся много времени проводят за компьютерами, и чаще всего не в образовательных целях. Как с этим бороться и стоит ли? Ваша задача – грамотно воспользоваться данным фактом: организуйте поиск необходимой информации в Интернете, составление необходимых презентаций, наглядных электронных пособий для занятий. Конечно же, в рамках таких занятий обязательно задействуйте демонстрационный эксперимент. Например, на занятии по препаратам бытовой химии, рассказывая о правилах хранения растворителей, лаков, красок и т.д., продемонстрируйте горючесть этих веществ (на примере этилового спирта, ацетона), даже простой опыт по элементарной очистке чайника от накипи с помощью лимонной кислоты имеет положительный образовательный эффект. На занятии, посвященном товарам пищевой отрасли промышленности, можно провести изучение состава прохладительных напитков, минеральных вод. Сделайте привязку к медицинским показателям. В результате учащиеся смогут составить информационный лист о пользе или вреде тех или иных напитков.
Практические занятия (занятия 3, 5). Казалось бы, предлагается классический вариант по приготовлению растворов веществ. Задания по разделам аналитической химии есть в школьном курсе химии. Однако если ввести прикладную составляющую, то результаты работы будут гораздо значимее. Например, на занятии по качественному анализу предложите учащимся исследовать состав школьных мелков. Это уже будет не банальное обнаружение каких-либо катионов или анионов в водных растворах. Проводя приготовление растворов, сделайте акцент на их использовании в медицине и сельском хозяйстве.
Итоговое занятие. Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д. Постарайтесь выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это необходимо для дальнейшего улучшения содержания элективного курса.
Итоговая конференция может проходить в рамках недели химии в школе. Это будет вашей отчетностью о проделанной работе и в то же время поможет заинтересовать учащихся младших классов, которые в перспективе могут записаться на данный элективный курс по химии.
Результаты работы элективного курса
Оценивать и анализировать результаты работы элективного курса «Химия в нашей жизни» будем исходя из поставленных целей, главной из которых является выбор дальнейшего профиля обучения на старшей ступени школы.
На протяжении всей работы элективного курса число учащихся, желающих посещать такие занятия, увеличивалось. Данный факт мы связываем с ростом познавательного интереса учеников к содержанию курса. Результат работы – более 80% учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы, что составило 17 человек. Основным мотивом такого выбора стала видимая прикладная значимость изучения химии, ее связь с жизнью. Некоторые учащиеся 9-го класса с уверенностью говорят о том, что химия пригодится им на вступительных экзаменах в вуз и в дальнейшем они хотят связать свою жизнь с областью химических знаний.
Конечно же, интересы учащихся постоянно меняются, и мы четко понимаем, что далеко не все из них в будущем выберут профессии, так или иначе связанные с химией. Но все-таки можно утверждать, что содержание элективного курса соответствует поставленным целям и задачам – учащиеся самостоятельно выбирают химию в качестве профильного предмета на старшей ступени обучения.
Не стоит думать, что все так просто и безоблачно, как кажется на первый взгляд. На практике мы столкнулись с рядом объективных проблем, которые сказываются на конечном результате. Укажем основные из них.
В повседневной жизни очень часто на выбор дальнейшего профиля обучения и будущей профессии огромное влияние оказывают родители, и личный интерес учащегося просто подавляется их авторитетом.
Надо сказать, что на сегодняшний день наш предмет, как и профессии, связанные с химией, не пользуется большой популярностью среди учащихся и их родителей.
На старшей ступени некоторые учащиеся (3 из 17) разочаровались в выборе своего профиля, объясняя это сложностью и абстрактностью изучаемого материала. Действительно, содержательная сторона профильного обучения очень теоретизирована, что закономерно влечет снижение интереса к предмету. Мы считаем, что отдельные случаи разочарования при выборе своего профиля – неизбежный процесс. Однако элективные курсы необходимы, т.к. если вообще не проводить никакой предпрофильной подготовки, то химию для дальнейшей специализации вообще никто не будет выбирать. Ведь в учебном заведении всегда присутствуют и общеобразовательные классы без профилизации.
Учащимся всегда следует предоставлять право выбора, т.е. целый спектр элективных курсов по различным предметам в течение учебного года. Если элективный курс будет только по химии, то разочаровавшихся в выборе своего профиля будет гораздо больше.
В заключение будет уместно сказать, что элективные курсы – это не единственная форма организации предпрофильной подготовки учащихся. Сколько бы мы ни разрабатывали и ни предлагали таких форм, конечная цель одна – дать возможность каждому учащемуся самостоятельно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию.