Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2006

ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ

 

СОЧИНЕНИЕ
как средство обучения

Приобщение ребят к научно-исследовательской деятельности, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования. Способность – это особенность, имеющая отношение к успешности деятельности, причем деятельность имеется в виду любая. Серьезный резерв повышения общего уровня знаний обучающихся – выполнение творческих работ по предмету. От задатков к способностям – в этом состоит путь развития личности. По словам Л.С.Выготского, «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое».

Обучая детей по программе О.С.Габриеляна, я стремлюсь максимально использовать творческие домашние задания в форме сочинения. Сочинительство развивает воображение детей, подвижность мыслительных процессов. Такие задания позволяют увидеть индивидуальные особенности ребенка. Выполняя творческое задание, учащиеся самостоятельно, шаг за шагом отбирают необходимую информацию, что способствует возрастанию ценности умения понимать, какие именно знания нужны, как их использовать для написания сочинения.

В своей педагогической практике я использую сочинения второй год. Анализируя анкеты ребят, среди трудностей, которые они испытывают при выполнении таких заданий, можно выделить следующие:

• приходится просматривать большое количество дополнительной литературы;

• не зная теоретического материала, трудно перейти к художественным образам;

• необходимо повторять предыдущий материал.

Названные трудности не свидетельствуют о перегрузке учащихся, как часто бывает при увлечении педагога рефератами. Сочинения приучают ребенка работать со справочной литературой, анализировать полученные сведения, развивают образное мышление, задействуют знания других предметов. При выполнении домашнего творческого задания в полном объеме раскрываются способности детей к сочинительству и их увлеченность предметом. Эти работы представлены в виде сказок, былин, стихотворений.

Мы привыкли, что сказочные герои – это люди, звери, волшебники. А что, если героями будут элементы таблицы Д.И.Менделеева, химические соединения?

Вот несколько отрывков из сочинений учащихся школы № 24 г. Абакана.

  Из сочинения Банниковой Елены (10-й класс):

«Я расскажу вам историю, которую поведал мне очень мудрый человек. В правдивость ее вы можете и не поверить – это ваше право. Но если хотя бы на минутку задуматься над тем, что я вам сейчас расскажу, то можно непременно понять, как все-таки важна и увлекательна химия.

Миллиарды лет тому назад, задолго до появления человеческой цивилизации, на нашей планете существовал совсем иной Мир, которым правила императрица – Химическая Связь. Ее главной работой было – следить за взаимодействием атомов двух элементов, которое осуществлялось путем обмена электронами.

Чтобы ей было легче управлять всем Миром, она разделила его на три губернии. Первая, самая большая, была создана по способу образования, вторая – по кратности, а третья, самая маленькая из них, – по способу перекрывания электронных облаков».

Из сочинения Милешкиной Кати (10-й класс):

«В некотором Химическом Царстве, в городе Химической Связи жили-были различные химические вещества, которые состояли из атомов. А управляли этим царством одни волшебницы, но самыми важными из них были три сестры, три связи. Это были не простые связи, а волшебные: они появлялись только тогда, когда жители царства начинали создавать различные химические вещества.

Связи не были похожи друг на друга. Самая старшая отличалась от остальных сестер по способу образования, средняя – по кратности, а самая младшая – по способу перекрывания электронных
облаков. У старшей сестры было пять дочерей: Ковалентная Полярная, Ковалентная Неполярная, Ионная, Водородная, Металлическая. Ковалентная Неполярная появлялась только тогда, когда возникала связь между одинаковыми атомами. Ковалентная Полярная любила разнообразие и возникала только при взаимодействии разных атомов.

Публикация статьи произведена при поддержке визового центра "Visas UK". Решили поехать в Великобританию? Виза в Великобританию обязательная как для учебы и работы, так и туристам. Визовый центр предлагает Вам свои услуги помощи по оформлению визы в Великобританию - консультация, формирование пакета документов, расчет финансовой информации, подача анкеты на английском языке, запись на приём в визовый центр, сопровождение в визовом центре в Москве, рекомендации по подаче документов на визы в визовые центры в других городах, подготовка к собеседованию в посольстве. Узнать подробную информацию о получении визы, предоставляемых услугах, стоимость и контакты центра Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://visasuk.ru.

Однажды гуляли два атома по своему любимому городу и повстречали два приезжих электрона. Они разговорились. В результате этого разговора появились два противоположно заряженных иона. Ионная Связь очень обрадовалась, узнав о появлении положительно и отрицательно заряженных ионов, и решила соединять различные химические элементы, как ее сестра Ковалентная Полярная.

Металлическая и Водородная были скрытны. О них было известно только то, что Металлическая возникала в кристаллах металлов, а Водородная – между положительно заряженным атомом водорода одной молекулы и отрицательно заряженным атомом другой.

У средней сестры было три дочери: Одинарная, Двойная и Тройная связи. Ковалентная Полярная связь похожа на своих сестер, потому что атомы могут быть соединены одинарной, двойной и тройной ковалентными связями.

У самой младшей сестры было две дочери, которых звали Пи и Сигма. Эти связи возникают только при перекрывании электронных облаков. Все перечисленные связи похожи друг на друга – они возникают между атомами».

Из сочинения Сыркиной Татьяны (9-й класс):

«Однажды Железо должно было участвовать в поединке с очень сильной соперницей Медью. Наступил день поединка. Главный его приз – вступление в клуб “Соли”. Медь сразу заняла лидирующую позицию, ухватилась за кубок “Кислотный остаток”, но поединок продолжался.

Наступил второй раунд – время вступать в химическую реакцию. Железо из последних сил отобрало кубок и победило. Меди это не понравилось, и она решила обратиться в суд. На что судья дал ей ответ: “Железо тебя вытеснило из игры, потому что в электрохимическом ряду напряжений металлов стоит левее тебя. Значит, оно сильнее и активнее тебя. Кроме того, есть свидетель – Химическая Реакция:

Fe + CuSO4 = FеSО4 + Сu”».

Из сочинения Морозовой Татьяны (9-й класс):

«В одном городе на седьмой улице в доме № 3 на семнадцатом этаже жил Хлор. Его поступки зависели от настроения. Когда оно было хорошее, Хлор ходил в гости к Натрию н образовывал соединения, стимулирующие обмен веществ, рост волос, бодрость и силу всего живого на Земле.

Когда Хлор ссорился с Натрием, то он уходил работать на фабрику, где вступал во взаимодействие с разными химическими элементами этого сказочного города. Образовавшиеся соединения отбеливали льняные и хлопчатобумажные ткани, производили пластмассы, растворители, боролись с вредителями сельского хозяйства, дезинфицировали питьевую воду, а Соляная Кислота помогала переваривать пищу. Когда же Хлор сердился, он уезжал на войну в качестве химического оружия. В такие периоды Хлора все обходили стороной, кроме Натрия, пытавшегося всегда прийти на помощь другу».

Из сочинения Бутенко Маргариты (9-й класс):

«Одна из главных задач Алюминия – приходить на помощь к металлам. Эта его специализация называется алюмотермией:

8Al + 3Fе3O4 = 4Al2O3 + 9Fе.

Алюминий почти невозможно увидеть одиноким, он постоянно находится в соединениях. Однажды в 1886 г. два сыщика, проследив за ним, установили, что его оксид хорошо растворяется в криолите Nа3AlF6. Эта весть разошлась по всему миру, и теперь оксид алюминия в криолите подвергают электролизу. На собраниях химических элементов Алюминий не демонстрирует свои преимущества: малую плотность, прочность сплавов, коррозионную стойкость, высокую электро- и теплопроводность.

Много лет назад произошла встреча Алюминия с Хлором. В наше время все химические элементы помнят о ней, ведь благодаря их дружбе появился АlCl3, широко используемый в качестве катализатора.

Всей своей бурной жизнью Алюминий обязан великому датскому физику Эрстеду».

Из сочинения Крюковой Юлии:

«На уроке химии вызвали к доске Андрея Куменчикова. Мария Ивановна просит его написать уравнение химической реакции алюминия с кислородом. А наш двоечник ничего не знает, стоит и головой вертит по сторонам. Думал, думал и написал: Ал. + Кис. = … . Все ребята засмеялись, а учительница поставила ему оценку “2”.

Пришел Андрей домой, лег на диван и уснул. Спит и видит сон: бежит он по школе, а Алюминий его догоняет и говорит: “Если ты, Андрюшка, не выучишь химию про меня великого, то я сделаю так, что ты будешь сдавать зачет по химии самому директору. А если не сдашь, останешься на всю жизнь неучем!”

Проснулся Андрей и не знает, что ему делать. Решил пойти погулять. Играет в футбол, а ему вместо мяча Алюминий чудится, который говорит: “Я тебя, Андрей, последний раз предупреждаю! Иди учи химию!” Так запутался Андрей, что даже гол в свои ворота забил.

Отправился он домой, пока еще чего не приключилось. Дома Андрей сразу взял учебник и выучил все, что было написано про алюминий. С тех пор он стал учиться только на “4” и “5”».

Из сочинения Бакламенко Лидии (8-й класс):

«Вода – источник жизни,
Огромнейшая сила в ней заключена,
3/4 поверхности планеты
Себе во власть взяла она.
Взяла себе и тело человека,
И разум человеческий взяла,
И даже человеческий зародыш
На 95% заняла.
Мы без воды и дня прожить не сможем,
Умрем от жажды без воды,
И охранять нам воду нужно
Для поддержания среды».

* * *

Детскому воображению и фантазии нет границ. Можно приводить много примеров, но все, к сожалению, напечатать невозможно. То обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний, и будет развивающим. Надо только постараться нам – педагогам – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться и проявиться.

Материал подготовила Л.А.Еремина,
учитель химии школы № 24
(г. Абакан, Республика Хакасия)

Рейтинг@Mail.ru