А.Н.ПОДАВАЛОВ
В газете «Химия» постоянно печатаются
различные рабочие тетради. Меня особенно
заинтересовала публикация Ю.И.Пахомова «Сборник
практических работ по химии. 8 класс». Я
разработал подобную тетрадь для 8-го класса
применительно к авторской программе и учебнику
О.С.Габриеляна, по которым я работаю в течение
последних шести лет. Рад тому, что ребята хорошо
восприняли предложенную тетрадь и с
удовольствием работали по ней. В связи с
серьезными изменениями, внесенными в программу и
учебник, потребовалась значительная переработка
рабочей тетради. Предлагаемый материал содержит
руководства к 15 практическим занятиям по курсу
химии 8-го и 9-го классов применительно к
измененной программе и учебникам О.С.Габриеляна.
Пособие построено так, что одновременно
является и лабораторным журналом. При работе с
ним нет необходимости делать рисунки (к
сожалению, хорошо и быстро рисовать может не
каждый). В результате учащиеся могут уделить
больше внимания непосредственно химическому
эксперименту, что позволяет приобрести
практические умения и навыки, многие из которых
пригодятся в повседневной жизни, в будущей
профессии.
С целью воспитания чувства личной
ответственности и сознательного отношения к
правильным и безопасным методам работы в
соответствии с п. 6.6.4 «Положения об организации
работы по охране труда…» необходимо проводить
инструктирование с целью обучения учащихся
соблюдению требований техники безопасности и
гигиены труда. В связи с этим в начале пособия
предлагаются правила по технике безопасности
при работе в химическом кабинете и вопросы для
тестового контроля по этой теме. Тестовый
контроль может быть осуществлен с
использованием персонального компьютера. С
учетом указанного выше «Положения…» внесены
соответствующие коррективы с целью подбора
более безопасных реактивов для проведения ряда
практических работ.
И с п о л ь з о в а н н а я л и т е р а т у
р а
«Правила техники безопасности для кабинетов
(лабораторий) химии общеобразовательных школ
Министерства просвещения СССР». Бюллетень
нормативных актов Министерства просвещения
СССР, 1987, № 10; Габриелян О.С. Программа курса
химии для 8–11 классов общеобразовательных
учреждений. М.: Дрофа, 2005; Габриелян О.С. Химия.
8 класс. М.: Дрофа, 1997; Габриелян О.С., Яшукова
А.В. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику
О.С.Габриеляна «Химия-8». М.: Дрофа, 2003; Назарова
Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический
эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987; Пахомов
Ю.И. Сборник практических работ по химии. 8
класс. Химия. (ИД «Первое сентября»), 2002, № 23–30.
СОДЕРЖАНИЕ
Правила техники безопасности при работе в
химическом кабинете.
Зачетные вопросы по технике безопасности.
8 класс
Практическая работа 1. Правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа 2. Наблюдение за
изменениями, происходящими с горящей свечой, и их
описание.
Практическая работа 3. Анализ почвы и воды.
Практическая работа 4. Признаки химических
реакций.
Практическая работа 5. Приготовление раствора
сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Практическая работа 6. Ионные реакции.
Практическая работа 7. Условия протекания
химических реакций между растворами
электролитов до конца.
Практическая работа 8. Свойства кислот,
оснований, оксидов и солей.
Практическая работа 9. Решение
экспериментальных задач.
9 класс
Практическая работа 1. Осуществление цепочки
химических превращений металлов.
Практическая работа 2. Получение и свойства
соединений металлов.
Практическая работа 3. Решение
экспериментальных задач на распознавание и
получение веществ.
Практическая работа 4. Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппа
кислорода».
Практическая работа 5. Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппы
азота и углерода».
Практическая работа 6. Получение, собирание и
распознавание газов.
Приложения
1. Шкала оценки интенсивности запаха воды в
баллах.
2. Качественное определение ионов.
3. Растворимость веществ, осаждение солей и
оснований.
Правила техники безопасности
при работе в химическом кабинете
I. Общие положения
1. Соблюдение требований настоящей
инструкции обязательно для всех учащихся,
работающих в кабинете химии.
2. К работе в лаборатории допускаются только
учащиеся, правильно ответившие на вопросы по
технике безопасности в кабинете химии.
3. Учащиеся могут находиться в кабинете
только в присутствии учителя, не допускается
нахождение учащихся в кабинете химии во время
его проветривания; пребывание учащихся в
помещении лаборантской не допускается.
4. Присутствие посторонних лиц в кабинете
химии во время эксперимента допускается только с
разрешения учителя.
5. Учащимся запрещается выносить из
кабинета и вносить в него любые вещества без
разрешения учителя.
6. Не допускается загромождение проходов
портфелями и сумками, они должны помещаться на
специальное место.
7. В кабинете химии запрещается принимать
пищу и напитки, бегать по кабинету, шуметь и
устраивать игры.
8. Во время работы в кабинете химии учащиеся
должны быть максимально внимательными,
дисциплинированными, строго следовать указаниям
учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту
и порядок на рабочем месте.
9. Учащиеся, присутствующие на лабораторной
или практической работе без халата,
непосредственно к проведению эксперимента не
допускаются.
II. Обеспечение безопасности перед
началом работы
1. Перед проведением экспериментальной
работы каждый учащийся должен надеть халат;
учащиеся, имеющие длинные волосы, должны собрать
их, чтобы исключить возможность соприкосновения
с лабораторным оборудованием, реактивами и тем
более – с открытым огнем.
2. Прежде чем приступить к выполнению
эксперимента, учащиеся должны по учебнику или
инструктивной карточке изучить и уяснить
порядок выполнения предстоящей работы.
3. Учащиеся обязаны внимательно выслушать
инструктаж учителя по технике безопасности в
соответствии с особенностями предстоящей
работы. Текущий инструктаж по технике
безопасности перед практической работой
регистрируется собственноручно учащимися в
тетрадях для практических работ.
4. Приступать к проведению эксперимента
учащиеся могут только с разрешения учителя.
III. Обеспечение безопасности во
время работы
1. Во время демонстрационных опытов учащиеся
должны находиться на своих рабочих местах или
пересесть по указанию учителя на другое, более
безопасное место.
2. При выполнении лабораторных и
практических работ учащиеся должны
неукоснительно соблюдать правила техники
безопасности, следить, чтобы вещества не
попадали на кожу лица и рук, т.к. многие из них
вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
3. Никакие вещества в лаборатории нельзя
пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь
осторожно направляя на себя их пары или газы
легким движением ладони, нельзя наклоняться к
сосуду и вдыхать полной грудью.
4. При выполнении лабораторных работ
учащиеся должны точно повторять действия
учителя, показывающего, как нужно правильно
проводить эксперимент.
5. Подготовленный к работе прибор учащиеся
должны показать учителю или лаборанту.
6. Реактивами необходимо пользоваться
следующим образом: сухое вещество брать
шпателем, жидкие реактивы – капельницей или
наливая раствор из склянки; держать склянку
этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не
повредили надпись). Избыток взятого вещества
нельзя ссыпать и сливать обратно в склянку с
реактивом, для этой цели служат санитарные
склянки. Все работы с вредными веществами
проводятся в вытяжном шкафу.
7. По первому требованию учителя учащиеся
обязаны немедленно прекратить выполнение работы
(эксперимента). Возобновление работы возможно
только с разрешения учителя.
8. Для нагревания жидкостей разрешается
использовать только тонкостенную посуду.
Пробирки для нагревания жидкостей запрещается
наполнять более чем на одну треть их объема.
Отверстие пробирки при нагревании нельзя
направлять в сторону учащихся и на себя.
9. Учащимся запрещается самостоятельно
проводить любые опыты, не предусмотренные в
данной работе.
10. Учащимся запрещается выливать в
канализацию растворы и органические жидкости.
11. О разлитых и рассыпанных реактивах
учащиеся должны немедленно сообщить учителю или
лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно
убирать любые вещества.
12. О всех неполадках в работе оборудования,
водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны
сообщить учителю или лаборанту. Учащимся
запрещается самостоятельно устранять
неисправности.
13. При получении травм (порезы, ожоги и т п.),
а также при плохом самочувствии учащиеся должны
немедленно сообщить об этом учителю или
лаборанту.
14. Во время работы учащимся запрещается
переходить на другое рабочее место без
разрешения учителя.
15. Учащимся запрещается брать вещества и
какое-либо оборудование с не задействованных на
данный момент рабочих мест.
16. Недопустимо во время работы
перебрасывать друг другу какие-либо вещи
(учебники, тетради, ручки и др.).
17. Запрещается оставлять без присмотра
включенные нагревательные приборы, а также
зажигать спиртовки без надобности.
IV. Обеспечение безопасности по
окончании работы
1. Уборка рабочих мест по окончании работы
производится в соответствии с указаниями
учителя.
2. Учащиеся должны привести в порядок свое
рабочее место, сдать учителю или лаборанту
дополнительные реактивы и оборудование,
выданные в лотке.
3. По окончании лабораторной и практической
работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
V. Аварийные ситуации
При возникновении аварийных ситуаций во время
занятий в кабинете химии (пожар, появление
посторонних запахов) не допускать паники и
подчиняться только указаниям учителя.
Зачетные вопросы
по технике безопасности
1. Что должен предпринять преподаватель,
если учащийся неоднократно нарушал инструкцию
по охране труда?
а) Не допускать до занятий;
б) вызвать с родителями на педсовет;
в) провести внеплановый инструктаж по технике
безопасности с последующим зачетом;
г) другие действия, отличные от предложенных
вариантов.
2. Может ли учащийся находиться в кабинете
химии до звонка на урок?
а) Вход в кабинет разрешен только после звонка;
б) может, если там находится преподаватель или
лаборант;
в) может, если у него есть на это разрешение;
г) иные действия, отличные от предложенных
вариантов.
3. Куда помещать портфель в кабинете химии?
а) Под ноги, внутрь лабораторного стола;
б) возле своего лабораторного стола;
в) на специальное место;
г) другие варианты, отличные от предложенных.
4. Почему нельзя принимать пищу и пить
напитки в кабинете химии?
а) Возможно отравление химическими
препаратами, попавшими на пищу;
б) неэтично;
в) мешаешь окружающим;
г) другие причины, отличные от предложенных.
5. Обязаны ли учащиеся работать в халате во
время лабораторных и практических работ?
а) Работают по указанию учителя;
б) только в том случае, если в работе используют
едкие жидкости;
в) обязаны;
г) не обязаны.
6. Следует ли мыть руки после того, как
закончились занятия в кабинете химии?
а) Не следует;
б) обязательно вымыть;
в) только по указанию преподавателя;
г) иные действия, отличные от предложенных.
7. Почему нельзя брать электроприборы
влажными руками?
а) Они могут выскользнуть из рук;
б) на приборе могут остаться трудно смываемые
пятна;
в) электрическая проводимость кожи повышается,
и можно получить удар электрическим током;
г) другие причины, отличные от предложенных.
8. Как определить газ по запаху?
а) Наклониться над сосудом и вдохнуть;
б) направить пары газа к себе движением ладони;
в) воспользоваться газоотводной трубкой;
г) попросить понюхать соседа по парте.
9. Почему нельзя пользоваться плохо вымытой
посудой?
а) Неприятно брать в руки;
б) получается неточный результат опыта;
в) изменяется цвет осадка;
г) другие причины, отличные от предложенных.
10. До какой максимальной высоты можно
наполнять пробирки жидкостью перед нагреванием?
а) На половину;
б) на одну треть;
в) на три четверти;
г) на всю высоту.
11. Почему нагреваемую пробирку нужно
держать отверстием от себя и своих соседей?
а) Чтобы не вдыхать выделяемые пары;
б) может произойти выброс горячей жидкости;
в) все, указанное в других пунктах;
г) так лучше видно, что в ней происходит.
12. Почему пробирку с раствором нельзя
нагревать в одном месте?
а) Плохо нагревается раствор;
б) может выбросить жидкость при кипении,
произойдет ожог;
в) долго не закипит раствор;
г) другие причины, отличные от предложенных.
13. Почему нельзя греть раствор в
толстостенной посуде?
а) Посуда слишком громоздкая;
б) посуда нетермостойкая;
в) долго прогревается;
г) другие причины, отличные от предложенных.
14. Почему нельзя на рабочем месте собирать
много реактивов?
а) Можно перепутать реактивы;
б) создается беспорядок в работе;
в) пачкается лабораторный журнал;
г) все указанное в других пунктах.
15. Почему избыток раствора (вещества) нельзя
сливать (ссыпать) обратно в склянку?
а) Трудно открывать пробки;
б) загрязняется реактив;
в) можно перепутать склянки;
г) запачкаются руки.
16. Что нужно сделать в первую очередь, если
во время занятий в кабинете химии что-либо
загорится?
а) Действовать по указанию учителя;
б) быстро выбежать из кабинета;
в) постараться потушить пожар;
г) иные действия, отличные от предложенных.
17. Что должен сделать учащийся, если
почувствует себя плохо во время занятий?
а) Обратиться к преподавателю или лаборанту;
б) обратиться к врачу, предупредив соседей по
кабинету;
в) дождаться конца занятий и пойти в больницу;
г) другие действия, отличные от предложенных.
18. Что необходимо сделать прежде всего, если
по какой-либо причине капли едкой жидкости
попали учащемуся в глаза или на одежду?
а) Снять верхнюю одежду;
б) промыть глаза проточной водой;
в) сообщить преподавателю о случившемся;
г) другие действия, отличные от предложенных.
19. Какое первое действие надо произвести
при попадании на кожу едких жидкостей?
а) Промыть кожу водой;
б) стряхнуть капли;
в) обработать нейтрализующим раствором;
г) другие действия, отличные от предложенных.
20. Что нужно сделать в первую очередь, если
на халат учащегося попала едкая жидкость?
а) Сообщить преподавателю или лаборанту;
б) смыть жидкость чистой водой;
в) снять халат;
г) другие действия, отличные от предложенных.
21. Какое первое действие надо произвести,
если на человеке воспламенился халат?
а) Применить огнезащитную ткань;
б) облить человека водой;
в) сорвать халат;
г) другие действия, отличные от предложенных.
22. Как должен поступить учащийся, если
получит травму?
а) Не поднимать паники, но по окончании занятий
обратиться к врачу;
б) немедленно сообщить преподавателю или
лаборанту;
в) немедленно оказать самому себе помощь, а в
конце урока сообщить учителю;
г) другие действия, отличные от предложенных.
23. Каким образом надо останавливать сильное
кровотечение?
а) Зажать рану рукой;
б) пережать кровеносный сосуд;
в) забинтовать рану;
г) другие действия, отличные от предложенных.
|