Занимательная химияПрограмма элективного курса по химии • 9 класс (12 ч)Пояснительная записка Химия – удивительная наука. С одной стороны, химия – конкретная наука и касается бесчисленных полезных и вредных веществ как вокруг нас, так и внутри нас. Поэтому она нужна и строителю, и фермеру, и электронщику, и домохозяйке. С другой стороны, химия – очень абстрактная наука и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь ни в один микроскоп, со сложными формулами и, на первый взгляд, с непонятными законами. Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее в ней до сих пор много неясного и неоткрытого. Постоянно появляются новые области химии, новые вещества, новые методы получения и изучения веществ. Представить себе химию без химических опытов невозможно. Поэтому изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить можно только через эксперимент. Ведь проделав опыты даже с обычными веществами, можно многое объяснить и многому научиться. Данный курс поможет учащимся узнать, как легко и просто объясняются многие «чудеса», окруженные ореолом тайны. Учащиеся сами смогут побывать в роли алхимиков и фокусников, вооружившись реактивами из школьной лаборатории. Тема «А вы знаете, что…» поможет учащимся узнать много нового и поучительного, а урок «Самые-самые», или «Вещества-чемпионы», раскроет, какие же из известных веществ являются «рекордсменами» и почему. А начнется изучение данного курса с истории развития химии, а также открытия элементов и соединений, применения различных веществ во всевозможных областях человеческой деятельности. И если данный курс поможет кому-то развить интерес к химии, станет ступенькой на пути к выбору данного профиля, то автор будет считать свою задачу выполненной. Цели курса. Формировать и развивать: • интеллектуальные и практические навыки и умения в области химического эксперимента, позволяющие исследовать вещества и проводить интересные, занимательные опыты; • интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; • умения самостоятельно приобретать и применять знания; • творческие способности; • умения работать с дополнительной литературой по предмету; • умения говорить, объяснять и слушать товарищей. Требования к уровню освоения дисциплины В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: • планировать эксперимент и проводить его практически; • пользоваться химической посудой и реактивами; • работать с литературой; • выделять главное в предложенном новом материале; • уметь слушать товарищей, рассуждать и высказываться с использованием «химического языка». Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний: – предмет химии (что она изучает); – тела, вещества, смеси; – алхимия; – химический элемент; – аллотропия, аллотропные модификации; – адсорбция, адсорбент; – лабораторная посуда; – техника безопасности в химическом кабинете; – техника безопасности при работе с различными веществами; – кислота, щелочь; – индикаторы; – силикаты и карбонаты; – щелочные металлы; – соли кобальта; – хроматы и дихроматы; – полимеры; – охрана окружающей среды. СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Из глубины веков [1–3] Что изучает химия. Зарождение и развитие химических знаний – возгонка, перегонка, экстракция, выплавка металлов (Fе, Сu, Аg, Рb) из руд; получение и применение химических веществ (первые краски, клей, мыло, изделия из Аu, Аg, Fе, деревянная фанера, вина, пиво, уксус, стекло, сплавы (медь, бронза), ювелирные изделия, удобрения, лекарства, порох, фарфор, сахар, лаки и др.) в Египте, Вавилоне, Месопотамии, Индии, Китае, Древней Греции, Риме. Алхимия. Учения алхимиков. Тема 2. «А вы знаете, что…» [1–4] История открытия некоторых химических элементов: Y, F, Р и др. Интересные факты и сведения о свойствах и различных областях применения химических элементов и их соединений. Морская вода, растения-индикаторы, инертные газы, химический состав человеческого организма, аллотропия и многое другое.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема 3. «Самые-самые», или «Вещества-чемпионы» [2], [4] На данном уроке учащиеся узнают: какой адсорбент самый сильный, какое вещество самое сладкое, какое из синтезированных соединений содержит самое большое количество атомов в молекуле, какие соединения имеют самый неприятный запах, какая кислота самая сильная, какой магнит самый сильный в мире, какие яды самые сильные и многое другое. Тема 4. «Химический эксперимент», или «Занимательные опыты» Инструктаж по технике безопасности: работа с кислотами и щелочами, нагревание веществ, правила работы со спиртовкой. Лабораторная посуда [5–7].
Тема 5. Химия сегодня Химия и охрана окружающей среды [2, с. 134, 138]; [3, с. 420]. Химия и сельское хозяйство [2, с. 136, 144]. Химия и медицина [2, с. 136, 140]; [1, с. 518]. Химия и книги [2, с. 142]. Химия и электроника [2, с. 149–151]. «Берегитесь, курильщики!» [3, с. 427]. Тема 6. Викторины. Игры. Кроссворды [2, с. 151] Викторина с вопросами на различные темы. Игры «Морской бой», «Крестики-нолики», «Химическое лото». Разгадывание кроссвордов и сканвордов. Подведение итогов в виде занятий в игровой форме, на которых учащиеся представляют свои кроссворды или сканворды, химические загадки, отчеты о домашних экспериментах, выпуск газет «Химия и мы», «Берегитесь, курильщики!». Литература1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-пресс, 1999, 558 с. 2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития, 2000, 240 с. 3. Малышкина В. Занимательная химия: нескучный учебник. СПб.: Тригон, 1998, 571 с. 4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1998, 448 с. 5. Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987, 239 с. 6. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989, 190 с. 7. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996, 91 с. Н.Л.Тимофеева,
|