Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Занимательная химия

Программа элективного курса по химии • 9 класс (12 ч)

Пояснительная записка

Химия – удивительная наука. С одной стороны, химия – конкретная наука и касается бесчисленных полезных и вредных веществ как вокруг нас, так и внутри нас. Поэтому она нужна и строителю, и фермеру, и электронщику, и домохозяйке. С другой стороны, химия – очень абстрактная наука и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь ни в один микроскоп, со сложными формулами и, на первый взгляд, с непонятными законами.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее в ней до сих пор много неясного и неоткрытого. Постоянно появляются новые области химии, новые вещества, новые методы получения и изучения веществ.

Представить себе химию без химических опытов невозможно. Поэтому изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить можно только через эксперимент. Ведь проделав опыты даже с обычными веществами, можно многое объяснить и многому научиться.

Данный курс поможет учащимся узнать, как легко и просто объясняются многие «чудеса», окруженные ореолом тайны. Учащиеся сами смогут побывать в роли алхимиков и фокусников, вооружившись реактивами из школьной лаборатории.

Тема «А вы знаете, что…» поможет учащимся узнать много нового и поучительного, а урок «Самые-самые», или «Вещества-чемпионы», раскроет, какие же из известных веществ являются «рекордсменами» и почему. А начнется изучение данного курса с истории развития химии, а также открытия элементов и соединений, применения различных веществ во всевозможных областях человеческой деятельности.

И если данный курс поможет кому-то развить интерес к химии, станет ступенькой на пути к выбору данного профиля, то автор будет считать свою задачу выполненной.

Цели курса. Формировать и развивать:

• интеллектуальные и практические навыки и умения в области химического эксперимента, позволяющие исследовать вещества и проводить интересные, занимательные опыты;

• интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента;

• умения самостоятельно приобретать и применять знания;

• творческие способности;

• умения работать с дополнительной литературой по предмету;

• умения говорить, объяснять и слушать товарищей.

Требования к уровню освоения дисциплины

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

• планировать эксперимент и проводить его практически;

• пользоваться химической посудой и реактивами;

• работать с литературой;

• выделять главное в предложенном новом материале;

• уметь слушать товарищей, рассуждать и высказываться с использованием «химического языка».

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

– предмет химии (что она изучает);

– тела, вещества, смеси;

– алхимия;

– химический элемент;

– аллотропия, аллотропные модификации;

– адсорбция, адсорбент;

– лабораторная посуда;

– техника безопасности в химическом кабинете;

– техника безопасности при работе с различными веществами;

– кислота, щелочь;

– индикаторы;

– силикаты и карбонаты;

– щелочные металлы;

– соли кобальта;

– хроматы и дихроматы;

– полимеры;

– охрана окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Из глубины веков [1–3]

Что изучает химия. Зарождение и развитие химических знаний – возгонка, перегонка, экстракция, выплавка металлов (Fе, Сu, Аg, Рb) из руд; получение и применение химических веществ (первые краски, клей, мыло, изделия из Аu, Аg, Fе, деревянная фанера, вина, пиво, уксус, стекло, сплавы (медь, бронза), ювелирные изделия, удобрения, лекарства, порох, фарфор, сахар, лаки и др.) в Египте, Вавилоне, Месопотамии, Индии, Китае, Древней Греции, Риме. Алхимия. Учения алхимиков.

Тема 2. «А вы знаете, что…» [1–4]

История открытия некоторых химических элементов: Y, F, Р и др. Интересные факты и сведения о свойствах и различных областях применения химических элементов и их соединений. Морская вода, растения-индикаторы, инертные газы, химический состав человеческого организма, аллотропия и многое другое.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема Kоличество часов
Общее В том числе
лекции семинары практические занятия занятия в игровой форме
1 Из глубины веков 1 1      
2 «А вы знаете, что…» 2   2    
3 «Самые-самые», или «Вещества-чемпионы» 1   1    
4 Практические занятия: «Химический эксперимент», или «Занимательные опыты»   4   4  
5 Химия сегодня 2   2    
6 Викторины, игры, кроссворды 2       2

Итого

12 1 5 4 2

Тема 3. «Самые-самые», или «Вещества-чемпионы» [2], [4]

На данном уроке учащиеся узнают: какой адсорбент самый сильный, какое вещество самое сладкое, какое из синтезированных соединений содержит самое большое количество атомов в молекуле, какие соединения имеют самый неприятный запах, какая кислота самая сильная, какой магнит самый сильный в мире, какие яды самые сильные и многое другое.

Тема 4. «Химический эксперимент», или «Занимательные опыты»

Инструктаж по технике безопасности: работа с кислотами и щелочами, нагревание веществ, правила работы со спиртовкой.

Лабораторная посуда [5–7].

Опыт 1. «Вода превращается в “вино”» [1, с. 543].

Опыт 2. «Фруктовый кисель» [1, с. 543].

Опыт 3. «Молочные реки» [1, с. 543].

Опыт 4. «Сахарная змея» [3, с. 279].

Опыт 5. «Сахарная змея» [2, с. 123].

Опыт 6. «Ныряющее яйцо» [3, с. 279].

Опыт 7. «Разноцветный фейерверк» [3, с. 283].

Опыт 8. «Химические водоросли» [3, с. 284].

Опыт 9. «Рука-волшебница и платок-хамелеон» [1, с. 546].

Опыт 10. «Несгораемый платок» [1, с. 549].

Опыт 11. «Превращение “апельсина” в “лимон” или “зеленое яблоко”».

Опыт 12. «Раствор-хамелеон» [2, с. 124].

Тема 5. Химия сегодня

Химия и охрана окружающей среды [2, с. 134, 138]; [3, с. 420].

Химия и сельское хозяйство [2, с. 136, 144].

Химия и медицина [2, с. 136, 140]; [1, с. 518].

Химия и книги [2, с. 142].

Химия и электроника [2, с. 149–151].

«Берегитесь, курильщики!» [3, с. 427].

Тема 6. Викторины. Игры. Кроссворды [2, с. 151]

Викторина с вопросами на различные темы.

Игры «Морской бой», «Крестики-нолики», «Химическое лото».

Разгадывание кроссвордов и сканвордов.

Подведение итогов в виде занятий в игровой форме, на которых учащиеся представляют свои кроссворды или сканворды, химические загадки, отчеты о домашних экспериментах, выпуск газет «Химия и мы», «Берегитесь, курильщики!».

Литература

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-пресс, 1999, 558 с.

2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития, 2000, 240 с.

3. Малышкина В. Занимательная химия: нескучный учебник. СПб.: Тригон, 1998, 571 с.

4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1998, 448 с.

5. Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987, 239 с.

6. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989, 190 с.

7. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996, 91 с.

Н.Л.Тимофеева,
учитель химии школы № 31
(г. Ишим, Тюменская обл.)

Рейтинг@Mail.ru