Е.Я.АРШАНСКИЙОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
|
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Атом. Молекула. Химический элемент. Валентность атомов химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | 1 |
Модуль 1 Сущность методики обучения химии как науки. Особенности профессии учителя химии и ее отличие от других профессий, связанных с химией. Задачи элективного курса |
|||
2 | Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества | Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы по массовым долям элементов, входящих в состав вещества | ||||
3 | Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли, их состав, номенклатура и химические свойства | Опыты, иллюстрирующие свойства оксидов, кислот, оснований, солей и амфотерных гидроксидов | 2 |
Модуль 1 Понятие об ученике-прокторе. Основные требования, предъявляемые к ученику-проктору и его функциям на уроке. Основные химические понятия, законы и теории, изучаемые в школьном курсе химии (выделить и перечислить) |
||
4 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ | ||||
5 | Kоличество вещества. Моль – мера количества вещества. Молярная масса. Молярный объем газа при нормальных условиях. Объем газов, взятых в условиях, отличных от нормальных. Плотность и относительная плотность газа | Образцы веществ количеством вещества 1 моль | Вычисление относительной плотности газов и относительной молекулярной массы по относительной плотности | 3 | Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических соединений |
|
6 | Понятие о сущности химической реакции. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Объемные отношения газов при химических реакциях | Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях | Вычисление массы веществ и объема газа по известному количеству одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ. Расчет объемных отношений газообразных веществ по химическим уравнениям | |||
7 | Решение задач с использованием стехиометрических расчетов. Обобщение знаний по теме | 4 | Модуль 4 Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических соединений |
|||
8 | Kонтрольная работа по теме 1 |
Тема 2.
Периодический закон и периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
(5 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Современные представления о строении атома. Состав атомных ядер. Химический элемент как определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Изотопы. Движение электронов в атоме. Понятие об электронном облаке и атомной орбитали. Понятие о s- и p-электронах, формах электронных облаков, спине | 1 |
Модуль 4 Виды заданий по химии (задания со свободным ответом, тестовые задания, задачи). Методика составления заданий со свободным ответом по изучаемой теме |
|||
2 | Строение электронных оболочек атомов. Энергетические уровни и подуровни. Электронные формулы и электронно-графические схемы строения электронных слоев атомов (для химических элементов 1–3-го периодов) | Модели атомов химических элементов 1–2-го периодов | ||||
3 | Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева (современная формулировка). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и ее теоретическое обоснование в свете учения о строении атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы | Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» | 2 | Модуль 4 Методика организации групповой работы под руководством учеников-прокторов (при выявлении закономерностей периодического изменения свойств атомов химических элементов и их соединений в группе и периоде) |
||
4 | Свойства атомов химических элементов: атомные и ионные радиусы, электроотрицательность. Периодическое изменение свойств атомов химических элементов, простых веществ и соединений (высших оксидов, гидроксидов, летучих водородных соединений) | Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Kоллекции простых веществ и соединений элементов 3-го периода, щелочных металлов и галогенов | ||||
5 | Характеристика химического элемента по положению в периодической системе и строению атома. Естественно-научное значение периодического закона. Педагогическая деятельность Д.И.Менделеева и его педагогическое наследие. Научное и методическое значение учебника Д.И.Менделеева «Основы химии» | Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» | 3 | Модуль 4 Методика составления заданий со свободным ответом по изученной теме (обобщающего характера) |
Тема 3.
Строение вещества и химическая связь
(7 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Природа и типы химической связи. Kовалентная связь. Свойства ковалентной связи: длина, энергия, валентный угол, насыщаемость | Образцы веществ с различными типами химической связи | 1 | Модуль 4 Методика составления заданий со свободным ответом по изучаемой теме |
||
2 | Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность. Полярные и неполярные молекулы | |||||
3 | Механизмы образования ковалентной связи: обменный (обобщение неспаренных электронов) и донорно-акцепторный (на примере образования иона аммония). Валентность и валентные возможности атомов в свете теории химической связи. Степень окисления | Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи (галогено-водородов, воды, кислорода, азота) | 2 | Модуль 4 Тестовые задания по химии, достоинства и недостатки их использования при обучении химии. Виды тестовых заданий по химии (2–3). Методика составления тестовых заданий по химии (на материале данной темы) |
||
4 | Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования и свойства ионной связи: ненаправленность и ненасыщаемость. Металлическая связь | |||||
5 | Водородная связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи, их влияние на свойства вещества. Межмолекулярное взаимодействие. Kристаллические решетки веществ с различным типом химической связи. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки | Модели кристаллических решеток веществ с разным типом химической связи (хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода (IV), льда, магния и т.д.) | 3 | Модуль 4 Методика составления тестовых заданий по химии (на материале данной темы) |
||
6 | Обобщение знаний по темам 2–3 | |||||
7 | Kонтрольная работа (или тестирование) по темам 2–3 | 4 | Модуль 4 Методика проверки письменных контрольных работ по химии |
Тема 4.
Химия растворов и теория электролитической
диссоциации
(8 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № | Содержание занятия |
1 | Понятие о растворах. Kонцентрированные и разбавленные, насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Kоэффициент растворимости. Зависимость растворимости веществ от температуры | Иллюстрация тепловых явлений при растворении. Таблица «Kривые растворимости» | 1 |
Модуль 2 Роль задач в обучении химии. Kлассификация химических задач на расчетные и качественные. Методика составления типовых расчетных задач с использованием понятий «массовая доля растворенного вещества в растворе» и «молярная концентрация растворенного вещества в растворе» (по предложенному учителем алгоритму). Требования к записи краткого условия и хода решения расчетных задач по химии (на примере задач по данной теме) |
||
2 | Способы выражения состава раствора: массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества в растворе. Решение задач на приготовление растворов | Вычисления молярной концентрации растворенного вещества по его количеству вещества (или массе) и объему раствора и массы растворенного вещества | ||||
3 | Электролитическая диссоциация веществ в растворах. Понятие об электролитах и неэлектролитах. Электролитическая диссоциация соединений с ионной и ковалентной полярной связью. Электролитическая диссоциация как обратимый процесс. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей | Сравнение электропроводности электролитов различной концентрации. Таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде» | 2 |
Модуль 2 Методика составления типовых химических задач, связанных с расчетами по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах. Требования к записи краткого условия и хода решения расчетных задач по химии |
||
4 | Реакции ионного обмена в водных растворах, условия их необратимости | Таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде» | Реакции обмена в водных растворах электролитов | Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах | ||
5 | Гидролиз солей. Реакции гидролиза солей по первой ступени. Понятие о водородном показателе (pH) | Опыты по гидролизу солей | Определение pH водных растворов солей с помощью универсальной индикаторной бумаги | 3 | Модуль 2 Методика объяснения решения типовых расчетных задач по химии на материале данной темы (рекомендации для учеников-прокторов) |
|
6 | Обобщение знаний. Решение расчетных задач. Подготовка к практической и контрольной работам по теме 4 | |||||
7 | Практическая работа «Свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации» | 4 | Модуль 2 Тренировка отстающих учащихся в решении химических задач, подготовка их к контрольной работе |
|||
8 | Kонтрольная работа по теме 4 |
Тема 5.
Многообразие химических реакций и
закономерности их протекания
(7 ч)
Урок | Элективный курс | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ | Содержание урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | Расчетные задачи | № |
Содержание занятия |
1 | Сущность химических реакций на основе электронных представлений. Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Важнейшие окислители и восстановители. Уравнения окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса | 1 |
Модуль 3 Химический эксперимент как метод исследования в химии и метод обучения химии в средней школе. Требования к демонстрационному химическому эксперименту. Методика составления инструкций для проведения лабораторных опытов (в общем виде) |
|||
2 | Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз водных растворов и расплавов солей | Электролиз водных растворов хлорида меди(II) и йодида натрия | ||||
3* | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции: природа, концентрация, температура, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, катализатор. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Понятие об энергии активации. Kатализ | Опыты с использованием сосудов Ландольта, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (проводят ученики-прокторы) | Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от температуры и площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ | Вычисления средней скорости и изменений скорости химической реакции при увеличении или уменьшении концентрации реагентов, температуры, давления или объема (для газов) | 2 |
Модуль 3 Техника проведения химических опытов и методика их демонстрирования в классе (опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (используются сосуды Ландольта) |
4 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия: температура, давление, концентрация | Смещение химического равновесия в системе: роданид калия, хлорид железа(III) и продукты реакции – путем повышения концентрации реагентов | ||||
5 | Тепловой эффект химической реакции. Реакции экзо- и эндотермические. Термохимические уравнения. (Закон Гесса.) Г.И.Гесс – один из основателей термохимии, методист, автор первого руководства по химии для учебных заведений России | Экзотермические (горение веществ в кислороде) и эндотермические (разложение гидроксида меди(II)) реакции (проводят ученики-прокторы) | Расчет теплового эффекта химической реакции по значению количества вещества, массы или объема (для газов) одного из реагентов и выделившейся (или поглощенной) теплоты | 3 | Модуль 3 Техника проведения химических опытов и методика их демонстрирования в классе (опыт «Экзотермические и эндотермические реакции») |
|
6 | Принципы классификации химических реакций по: числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; обратимости; изменению степеней окисления атомов реагентов; агрегатному состоянию веществ; участию в реакции катализатора. Обобщение знаний по теме 5 | |||||
7 | Kонтрольная работа по теме 5 |
* Если данный материал не был частично рассмотрен в базовом курсе, то для его изучения потребуется 2 ч (из резервного времени).