Продолжение. Начало см. в № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23/2005; Тема 10.
|
Газы | Жидкости | Твердые вещества |
---|---|---|
3. Напишите по две химические
формулы или два символа веществ:
а) атомного строения; б) молекулярного строения;
в) ионного строения.
…………………………………………………………………………………………………………
4. Напишите по две химические формулы
веществ, состоящих из следующих элементов:
а) Н, S, О; б) Н, N, О; в) С, Н, О.
…………………………………………………………………………………………………………
5. Напишите химические формулы веществ по их названиям:
а) известняк (сырье для получения извести) – ……………………….. ;
б) гашеная известь (для производства цемента, стекла и др.) – ……. ;
в) поваренная соль (в желудке образует соляную кислоту) – ……………………….. ;
г) гипс (сырье для получения вяжущих материалов) – ………………….. ;
д) хлорид аммония (используется при пайке металлов) – ……………………….. .
6. Допишите уравнения реакций:
Fe + O2 + H2O = …………………………………………………………………. ,
Zn + CuSO4 = ……………………………………………………………………… ,
Ba(OH)2 + HNO3 = ……………………………………………………………… ,
NaOCl + KI + H2SO4 = NaCl + I2 + K2SO4 + H2O.
Укажите, какие из этих реакций описывают
следующие процессы: а) коррозию металла;
б) вытеснение активным металлом менее активного
из водного раствора его соли; в) нейтрализацию
щелочи кислотой; г) образование элементарного
галогена.
7. Напишите символы 2–3 химических
элементов, входящих в состав: а) стекла; б) стали;
в) древесины; г) цемента; д) полудрагоценных
камней – сапфира, рубина*, аметиста; е) фосфорита.
*Рубин – ювелирного качества корунд красного цвета.
Полудрагоценные камни:
|
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
8. Содержание основных компонентов морской
соли следующее, в % по массе: Сl– – 55,05,
Na+ – 30,61, SО42– – 7,68, Mg2+ –
3,69, Са2+ – 1,16, К+ – 1,10, НСО3–
– 0,41, Br– – 0,19. Рассчитайте примерно,
сколько и каких солей необходимо взять, чтобы
приготовить 1 кг морской соли.
П о д с к а з к а. Начните с расчета количеств веществ ионов в молях.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
9. Назовите химические процессы (или их назначение), описываемые уравнениями реакций:
10. В названиях некоторых химических процессов имеется часть слова «лиз». Что это за процессы?
а) Реакция соли или сложного эфира с водой, в которой вода расщепляет вещество на части, причем к одной части от воды присоединяется Н+, а к другой – ОН–;
б) реакция, протекающая на электродах при пропускании через раствор электрического тока;
в) реакция разложения вещества на составные части при сильном нагревании;
г) реакция разложения под действием света, например:
…………………………………………………………………………………………………………
Урок 58. Химия в технике
1. Сколько нужно взять кварцевого песка SiO2, соды Na2CO3 и извести СаСО3 для получения 1 кг оконного стекла следующего состава (в % мас.): 72% SiO2, 16% Na2O и 12% СаО?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
2. Какой объем раствора серной кислоты ( = 60%, = 1,5 г/см3) можно получить из 1 т пирита FeS2 при условии, что потерь не происходит?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
3. Сколько цинка по массе можно получить из 10 т цинковой обманки, содержащей 35% ZnS?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
4. Каково назначение аккумуляторов? Какие вещества есть в аккумуляторах?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
Свинцовая аккумуляторная батарея |
5. Какое применение находят гипс и глина?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
6. Определите, каким химическим формулам соответствуют следующие технические названия веществ: известняк, гашеная известь, негашеная известь, натриевая щелочь, медный купорос, боксит (глинозем), сода, гематит (красный железняк), галит (поваренная соль), серная кислота. Формулы: Са(ОН)2, Al2O3, Na2CO3, NaCl, CaO, Fe2O3, CaCO3, H2SO4, CuSO4•5H2O, NaOH.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
7. Назовите четыре металла, используемых при изготовлении автомобилей. Какие эксплуатационные свойства этих металлов обусловливают их применение?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
8. Какие едкие и ядовитые газы образуются на химических производствах? Приведите их химические формулы и названия.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
9. Химическая технология – это наука о промышленных способах превращения исходных веществ (сырья) в новые вещества (продукты). Укажите, какие пять новых веществ можно получить из железного колчедана FeS2. Напишите уравнения реакций и назовите эти новые вещества.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
10. Прокомментируйте цепочку химических превращений как круговорот элемента железа в природе:
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
Урок 59.
Химия и экология.
Защита окружающей среды от загрязнения
1. Что такое ядохимикаты и каково их назначение?
Ядохимикаты – вещества
|
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
2. Азот, фосфор и калий – элементы плодородия в сельском хозяйстве. Напишите химические формулы соединений: а) содержащих по одному питательному элементу; б) с двумя из этих трех элементов; в) с атомами азота в разных степенях окисления (–3 и +5).
…………………………………………………………………………………………………………
3. Установите соответствие названий веществ их химическим формулам.
Н а з в а н и я в е щ е с т в: калийная селитра, аммиачная вода, фосфорит (фосфат кальция), дигидрофосфат калия, сильвин (хлорид калия), «марганцовка», озон, поташ (карбонат калия), угольная кислота.
Ф о р м у л ы в е щ е с т в: Н2СО3, Са3(РО4)2, КNO3, NH3•H2O, KCl, K2CO3, O3, KMnO4, KH2PO4.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
4. Назовите исходные вещества, участвующие в процессе фотосинтеза. Какие элементы входят в состав продуктов фотосинтеза?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
5. Назовите четыре различных процесса, которые используют на очистных сооружениях. Поясните назначение каждого.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
6. Каково назначение следующих аппаратов: компрессор, ректификационная колонна, кристаллизатор, электролизер, выпарной аппарат, дробилка?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
7. Для чего питьевую воду хлорируют?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
8. В чем вы видите угрозу окружающей среде? Перечислите некоторые проявления такой угрозы.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
9. Так ли бескорыстны люди в своей заботе об охране окружающей среды? О чьем спасении идет речь – окружающей нас природы или нас самих?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
10. В чем опасность производимых людьми веществ:
а) радиоактивных отходов;
б) ядохимикатов, в том числе химического оружия;
в) выхлопных газов автомобилей;
г) сточных вод предприятий и бытовых отходов?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………