Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. Начало см. в № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23/2005;
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12/2006

Тема 10.
Значение химии в жизни человечества

Урок 57.
Материальность окружающего нас мира
и явлений, в нем происходящих

1. Установите соответствие простых веществ – азот, сажа, кислород, хлор, магний, алюминий – и химических формул: О2, С, Mg, Cl2, Al, N2.

…………………………………………………………………………………………………………

2. Распределите вещества, формулы которых Н2О, CO2, P, SiO2, C2H5OH, NaCl, H2, H2S, CH3COOH, на три группы (по агрегатному состоянию) и назовите эти вещества.

Газы Жидкости Твердые вещества
      
      
      

3. Напишите по две химические формулы или два символа веществ:
а) атомного строения; б) молекулярного строения; в) ионного строения.

…………………………………………………………………………………………………………

4. Напишите по две химические формулы веществ, состоящих из следующих элементов:
а) Н, S, О; б) Н, N, О; в) С, Н, О.

…………………………………………………………………………………………………………

5. Напишите химические формулы веществ по их названиям:

а) известняк (сырье для получения извести) – ……………………….. ;

б) гашеная известь (для производства цемента, стекла и др.) – ……. ;

в) поваренная соль (в желудке образует соляную кислоту) – ……………………….. ;

г) гипс (сырье для получения вяжущих материалов) – ………………….. ;

д) хлорид аммония (используется при пайке металлов) – ……………………….. .

6. Допишите уравнения реакций:

Fe + O2 + H2O = …………………………………………………………………. ,

Zn + CuSO4 = ……………………………………………………………………… ,

Ba(OH)2 + HNO3 = ……………………………………………………………… ,

NaOCl + KI + H2SO4 = NaCl + I2 + K2SO4 + H2O.

Укажите, какие из этих реакций описывают следующие процессы: а) коррозию металла;
б) вытеснение активным металлом менее активного из водного раствора его соли; в) нейтрализацию щелочи кислотой; г) образование элементарного галогена.

7. Напишите символы 2–3 химических элементов, входящих в состав: а) стекла; б) стали;
в) древесины; г) цемента; д) полудрагоценных камней – сапфира, рубина*, аметиста; е) фосфорита.


*Рубин – ювелирного качества корунд красного цвета.

Полудрагоценные камни: а – сапфир; б – корунд; в – аметист
Полудрагоценные камни:
а – сапфир; б – корунд; в – аметист

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

8. Содержание основных компонентов морской соли следующее, в % по массе: Сl – 55,05,
Na+ – 30,61, SО42– – 7,68, Mg2+ – 3,69, Са2+ – 1,16, К+ – 1,10, НСО3 – 0,41, Br – 0,19. Рассчитайте примерно, сколько и каких солей необходимо взять, чтобы приготовить 1 кг морской соли.

П о д с к а з к а. Начните с расчета количеств веществ ионов в молях.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Назовите химические процессы (или их назначение), описываемые уравнениями реакций:

10. В названиях некоторых химических процессов имеется часть слова «лиз». Что это за процессы?

а) Реакция соли или сложного эфира с водой, в которой вода расщепляет вещество на части, причем к одной части от воды присоединяется Н+, а к другой – ОН;

б) реакция, протекающая на электродах при пропускании через раствор электрического тока;

в) реакция разложения вещества на составные части при сильном нагревании;

г) реакция разложения под действием света, например:

…………………………………………………………………………………………………………

Урок 58. Химия в технике

1. Сколько нужно взять кварцевого песка SiO2, соды Na2CO3 и извести СаСО3 для получения 1 кг оконного стекла следующего состава (в % мас.): 72% SiO2, 16% Na2O и 12% СаО?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

2. Какой объем раствора серной кислоты ( = 60%, = 1,5 г/см3) можно получить из 1 т пирита FeS2 при условии, что потерь не происходит?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

3. Сколько цинка по массе можно получить из 10 т цинковой обманки, содержащей 35% ZnS?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

4. Каково назначение аккумуляторов? Какие вещества есть в аккумуляторах?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Свинцовая аккумуляторная батарея
Свинцовая аккумуляторная батарея

5. Какое применение находят гипс и глина?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

6. Определите, каким химическим формулам соответствуют следующие технические названия веществ: известняк, гашеная известь, негашеная известь, натриевая щелочь, медный купорос, боксит (глинозем), сода, гематит (красный железняк), галит (поваренная соль), серная кислота. Формулы: Са(ОН)2, Al2O3, Na2CO3, NaCl, CaO, Fe2O3, CaCO3, H2SO4, CuSO4•5H2O, NaOH.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

7. Назовите четыре металла, используемых при изготовлении автомобилей. Какие эксплуатационные свойства этих металлов обусловливают их применение?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

8. Какие едкие и ядовитые газы образуются на химических производствах? Приведите их химические формулы и названия.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Химическая технология – это наука о промышленных способах превращения исходных веществ (сырья) в новые вещества (продукты). Укажите, какие пять новых веществ можно получить из железного колчедана FeS2. Напишите уравнения реакций и назовите эти новые вещества.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

10. Прокомментируйте цепочку химических превращений как круговорот элемента железа в природе:

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Урок 59.
Химия и экология.
Защита окружающей среды от загрязнения

1. Что такое ядохимикаты и каково их назначение?

Ядохимикаты – вещества избирательного действия
Ядохимикаты – вещества
избирательного действия

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

2. Азот, фосфор и калий – элементы плодородия в сельском хозяйстве. Напишите химические формулы соединений: а) содержащих по одному питательному элементу; б) с двумя из этих трех элементов; в) с атомами азота в разных степенях окисления (–3 и +5).

…………………………………………………………………………………………………………

3. Установите соответствие названий веществ их химическим формулам.

Н а з в а н и я  в е щ е с т в: калийная селитра, аммиачная вода, фосфорит (фосфат кальция), дигидрофосфат калия, сильвин (хлорид калия), «марганцовка», озон, поташ (карбонат калия), угольная кислота.

Ф о р м у л ы  в е щ е с т в: Н2СО3, Са3(РО4)2, КNO3, NH3•H2O, KCl, K2CO3, O3, KMnO4, KH2PO4.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

4. Назовите исходные вещества, участвующие в процессе фотосинтеза. Какие элементы входят в состав продуктов фотосинтеза?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

5. Назовите четыре различных процесса, которые используют на очистных сооружениях. Поясните назначение каждого.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

6. Каково назначение следующих аппаратов: компрессор, ректификационная колонна, кристаллизатор, электролизер, выпарной аппарат, дробилка?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

7. Для чего питьевую воду хлорируют?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

8. В чем вы видите угрозу окружающей среде? Перечислите некоторые проявления такой угрозы.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Так ли бескорыстны люди в своей заботе об охране окружающей среды? О чьем спасении идет речь – окружающей нас природы или нас самих?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

10. В чем опасность производимых людьми веществ:

а) радиоактивных отходов;

б) ядохимикатов, в том числе химического оружия;

в) выхлопных газов автомобилей;

г) сточных вод предприятий и бытовых отходов?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Рейтинг@Mail.ru