Элективный курс
«Электрохимия» для 10–11 классов
Пояснительная записка
Курс «Электрохимия» рассчитан на учащихся
10–11-х классов, интересующихся химией и
посещающих факультатив (элективный курс). Я
провожу этот курс в 10-м классе. Учащиеся уже
первично подготовлены для восприятия материала
при прохождении темы «Металлы» в 9-м классе. Этот
курс рассчитан на 11 занятий и предполагает
проведение несложных практических работ,
демонстрирующих явления коррозии, применение
электролиза. Заканчивается курс разбором
конкурсных задач по темам «Пластинка»,
«Электролиз растворов и расплавов солей».
Основные цели курса.
1. Расширить и углубить знания учащихся по теме
«Электрохимия».
2. Показать широкое прикладное значение
электролиза.
3. Научить решать задачи по темам «Электролиз
растворов и расплавов солей», «Пластинка»,
особенно конкурсные задачи для поступающих в
вузы.
Тематическое планирование курса
Занятие |
Тема |
Тип занятия |
Основные
изучаемые понятия |
Требования
к усвоению материала |
1 |
Знакомство с металлами |
Урок-систематизация полученных ранее
знаний учащихся |
Основные металлы, встречаемые в истории
развития химии до XIX в. |
Уметь распознавать соединения
различных металлов, применять логику и
исторические знания для решения познавательных
задач |
2 |
Общие физические и химические свойства
металлов, сплавы. Решение задач по теме «Cплавы» |
Лекция с элементами беседы |
Металлическая кристаллическая решетка.
Строение вещества и его свойства. Сплавы, виды
сплавов, состав сплавов |
Уметь объяснять строение металлической
кристаллической решетки и такие свойства
металлов, как электропроводность,
теплопроводность, пластичность. Уметь решать
задачи на процентный состав сплава |
3 |
Электролиз растворов и расплавов
солей |
Kомбинированный урок |
Электролиз – один из способов
получения металлов |
Уметь писать схемы электролиза
растворов и расплавов солей, в том числе для
металлов средней активности, когда выделяются
металл и водород |
4 |
Практическая работа |
|
Уметь собирать прибор для электролиза,
объяснять наблюдаемые явления |
5 |
Применение электролиза |
Лекция |
Электролиз – сложный химический
процесс, в результате которого получается много
различных веществ (от простых до сложных).
Гальванопластика, гальваностегия |
Уметь писать уравнения электролиза,
доказывать, что электролизом можно получать
кислоты, соли, металлы, простые вещества, очищать
металлы от примесей, использовать
гальванопластику для покрытия одного металла
другим |
6 |
Kоррозия металлов |
Лекция. Практическая работа |
Химическая и электрохимическая
коррозия металлов |
Уметь писать схемы коррозии одного
металла во влажном воздухе, двух металлов в
контакте во влажном воздухе. Уметь объяснять
наблюдаемые явления коррозии |
7, 8 |
«Батарейка» |
Лекция |
Гальваническая пара элементов,
электролит, батарея |
Уметь писать уравнения, поясняющие
работу батареи свинцового аккумулятора |
9 |
Решение задач повышенной сложности по
теме «Электролиз растворов и расплавов солей» |
Семинар |
Определение массы вещества, объема
выделившегося газа, металла, изменения массовой
доли вещества в растворе при электролизе |
Уметь решать конкурсные задачи по теме
«Электролиз растворов и расплавов солей» |
10 |
Решение задач повышенной сложности по
теме «Пластинка» |
Семинар |
Определение массы вещества, массовой
доли вещества в растворе |
Уметь решать конкурсные задачи по теме
«Пластинка» |
11 |
Kонтрольная работа |
Урок-зачет |
|
Уметь писать схемы коррозии,
электролиза, решать разные типы задач по темам
«Электролиз растворов и расплавов солей»,
«Пластинка» |
М.А.Александрова,
учитель химии школы № 81 (Москва)
|