Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2006

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Звездный час

Химия и литература • 8 класс

Предлагается сценарий урока, на котором надо вспомнить вещества и химические процессы, рассмотренные в известных литературных произведениях.

I тур «НАЗВАТЬ АВТОРА»

На столике в ряд поставлены книги. Возле каждой книги находится бирка с номером. № 1 – П.Трэверс «Мери Поппинс»; № 2 – Артур Конан Дойл «Воспоминания о Шерлоке Холмсе»; № 3 – Юрий Олеша «Три толстяка»; № 4 – А.С.Пушкин «Стихотворения и поэмы»; № 5 – Джэк Лондон «Рассказы»; № 6 – Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей». Определите, из каких книг взяты следующие сведения.

1. Этот писатель так писал о самой удивительной в мире жидкости – воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты сама жизнь».

(№ 6.)

2. В романах и рассказах этого писателя рассказывается о своеобразной «лихорадке», которую вызывает благородный металл.

(№ 5.)

3. Главный герой ряда произведений этого писателя не только был непревзойденным мастером своего дела, но и отличался глубокими познаниями в разных областях жизни и даже проводил в свободное время химические исследования.

(№ 2.)

4. Об этом литературном герое, увлекающемся химией, народ распевал песенки. В них утверждалось, что этот доктор может «из камня сделать пар».

(№ 3.)

5. Главная героиня этой книги явно хорошо знала химию, т.к. она из одной и той же бутылочки смогла налить в один стакан клубничное мороженое, в другой – лимонный сок с сахаром, а в третий – кипяченое молоко.

(№ 1.)

6. Этому писателю явно нравилась химия, ведь он даже слышал, как разговаривают металлы: «Все мое», – сказало злато. «все мое», – сказал булат. «все куплю», – сказало злато. «все возьму», – сказал булат.

(№ 4.)

Тайм-аут. Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной.

 

II тур «ЛОВИ ОШИБКУ»

Во втором туре ведущим будет барон Мюнхгаузен. Ваша задача – записать все его ошибки.

(Ученик, выполняющий роль барона, должен говорить четко и медленно, делая паузы, чтобы участники игры успели записать ошибки. Ошибки Мюнхгаузена в тексте выделены полужирным шрифтом.)

Барон Мюнхгаузен. Какая клевета! Я никогда не допускаю ошибок! Во всех моих рассказах нет ни слова лжи! Ложь мне отвратительна, и я счастлив, что все мои близкие считают меня самым правдивым человеком. Кроме того, я, несомненно, самый великий и выдающийся химик. Для того, чтобы хорошенько изучить строение веществ (а все вещества состоят из молекул, не так ли?), я решил провести свои собственные исследования. Для этого я наполнил колбы самым легким газом кислородом, ароматным газом азотом, ярко-рыжим газом водородом. Однако по рассеянности я забыл закрыть колбы пробками, и все газы улетучились. Поэтому, чтобы получить водород, я принялся прилежно нагревать оксид ртути, а для получения кислорода поместил кусочек цинка в раствор соляной кислоты. Затем я перемешал оба полученных мною газа в одной колбе, пропустил эту смесь через раствор известковой воды, которая тут же помутнела, затем я поджег смесь, а полученный твердый оксид оставил для моих секретных опытов, ибо я научился получать даже философский камень.

Каждое слово в моем рассказе есть чистейшая истина, а если вы не верите мне и смеетесь, то отправляйтесь сами в химическую лабораторию и повторите мои опыты. Там вы увидите, что я не выдумываю и рассказываю вам одну только правду.

Тайм-аут

Болельщики исполняют придуманные ими частушки о химических веществах.

III тур «КТО БОЛЬШЕ»

Два финалиста получают от ведущего карточки с формулами веществ: Н2, О2, Сu, С, Zn, Р, N2, S, Fе, CH4.

Задача игроков – написать как можно больше уравнений химических реакций, которые возможны между данными веществами. Время конкурса – 5 мин.

П р и м е р ы  р е а к ц и й:

2H2 + O2 = 2H2O, C + 2H2 = CH4,

N2 + 3H2 = 2NH3, H2 + S = H2S,

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O.

Пока участники игры выполняют задание, ведущий проводит викторину для зрителей или болельщики исполняют номер художественной самодеятельности.

Затем – подведение итогов игры.

Занимательный опыт. Синие розы

В стихотворении «Синие розы» Р.Киплинг написал:

Как-то милой я принес
Целый ворох красных роз.
Не взяла она – и в слезы:
Синие найди ей розы...
Зря изъездил я весь свет –
Синих роз под солнцем нет.

Поэт не нашел синих роз. Жаль, что у него не было друга-химика. Он бы помог выполнить желание капризной девушки.

Опыт проводят так: в чашку Петри наливают нашатырный спирт. Рядом ставят колбочку, в которую помещают красную розу. Сверху все закрывают стеклянным колпаком. Через некоторое время роза синеет.

Дело в том, что содержащийся в лепестках цветка краситель антоциан в щелочной среде синеет. (Если среда будет слабощелочной – роза станет фиолетовой.)

Г.А.КАПЕЦКАЯ,
учитель химии гимназии
(г. Светлогорск, Республика Беларусь)

Рейтинг@Mail.ru