Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Индивидуальная
образовательная программа
по химии
для учащихся 10 классов

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стратегическим направлением работы педагогического коллектива гимназии является воспитание социально активной личности, способной к продолжению самообразования. Для успешной реализации этой стратегии необходимо решить ряд задач, одна из которых – выявление одаренных детей, обладающих высокой мотивацией к обучению, проявляющих повышенный интерес к изучению предмета и имеющих особые способности к успешному углубленному усвоению той или иной образовательной области. Таким учащимся вполне по силам освоить ряд теоретических вопросов, выходящих далеко за рамки обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, а также получить прочные навыки решения нестандартных задач повышенного уровня трудности. С учетом этого разработана данная индивидуальная образовательная программа по химии для учащихся 10-го класса, ориентированная на их познавательные потребности, в том числе на успешную сдачу вступительного экзамена по химии в профильные вузы (медицинские, химико-технологические, биологические), а также на формирование базы для продолжения химического образования в высшей школе.

Цели курса:

• формирование у учащихся целостной системы знаний о важнейших химических закономерностях;

• расширение и углубление знаний по курсам общей и неорганической химии;

• привитие навыков решения нестандартных химических задач повышенного уровня трудности.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

1. Учащиеся должны знать понятия: «константа химического равновесия», «константа электролитической диссоциации», «произведение растворимости», «окислительно-восстановительные реакции – межмолекулярные и внутримолекулярные, диспропорционирования и контрдиспропорционирования», «окислительно-восстановительный потенциал», «стандартный электродный потенциал», «гальванический элемент».

2. Учащиеся должны знать и уметь применять при решении практических задач закон разведения Оствальда, первый и второй законы Фарадея, метод электронно-ионного баланса (полуреакций).

3. Учащиеся должны уметь составлять уравнения химических реакций, отражающие свойства пероксида водорода, инертных газов, кислородных соединений хлора, соединений марганца, хрома, олова, свинца, цинка, ртути, меди, серебра, а также молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций ступенчатого и взаимно усиливающегося гидролиза солей.

4. Учащиеся должны уметь решать задачи на расчеты константы химического равновесия, константы электролитической диссоциации, растворимости труднорастворимых соединений, количественных характеристик процесса электролиза, а также задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов, на выпадение осадков при охлаждении насыщенных растворов веществ, на параллельные реакции.

ПРОГРАММА КУРСА
(1 ч в неделю, всего 34 ч, в том числе 2 ч – резерв)

Тема 1. Общая химия (20 ч + 1 ч (резерв))

Обратимость химических процессов. Константа химического равновесия, ее расчет. Константа электролитической диссоциации. Связь между константой и степенью электролитической диссоциации. Закон разведения Оствальда.

Произведение растворимости труднорастворимых соединений.

Многоступенчатый гидролиз солей. Взаимно усиливающийся гидролиз солей.

Кристаллогидраты. Приготовление водных растворов из кристаллогидратов. Растворимость твердых веществ в воде, ее зависимость от температуры. Равновесные процессы в насыщенных и пересыщенных растворах солей.

Классификация окислительно-восстановительных реакций. Особенности реакций диспропорционирования и контрдиспропорционирования. Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода, соединений марганца, хрома. Окислительно-восстановительные реакции с участием нескольких окислителей (восстановителей). Подбор коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса (полуреакций).

Количественные характеристики процесса электролиза. Первый и второй законы Фарадея. Окислительно-восстановительный потенциал. Стандартные электродные потенциалы. Гальванический элемент. Контрольная работа № 1.

Тема 2. Неорганическая химия (12 ч + 1 ч (резерв))

Кислородные соединения хлора.

Марганец, хром и их кислородные соединения.

Олово, свинец, цинк, ртуть, медь, серебро и их соединения.

Инертные газы.

Контрольная работа № 2.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема 1. Общая химия (20 ч + 1 ч (резерв))

1. Обратимость химических процессов. Константа химического равновесия, ее расчет.

2. Константа электролитической диссоциации. Связь между константой и степенью электролитической диссоциации. Закон разведения Оствальда.

3. Произведение растворимости труднорастворимых соединений.

4. Многоступенчатый гидролиз солей.

5. Взаимно усиливающийся гидролиз солей.

6. Кристаллогидраты. Приготовление водных растворов из кристаллогидратов.

7. Решение задач на приготовление растворов из кристаллогидратов.

8. Растворимость твердых веществ в воде, ее зависимость от температуры. Равновесные процессы в насыщенных и пересыщенных растворах солей.

9. Решение задач на выпадение осадков из насыщенных растворов веществ при их охлаждении.

10. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Особенности реакций диспропорционирования и контрдиспропорционирования.

11. Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода.

12. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца.

13. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома.

14. Окислительно-восстановительные реакции с участием нескольких окислителей (восстановителей).

15. Подбор коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса (полуреакций).

16. Упражнения на применение метода полуреакций при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.

17. Количественные характеристики процесса электролиза. Первый и второй законы Фарадея.

18. Решение задач на применение законов Фарадея.

19. Окислительно-восстановительный потенциал. Стандартные электродные потенциалы. Гальванический элемент.

20. Контрольная работа № 1 (1 ч).

21. Резерв.

Тема 2. Неорганическая химия (12 ч + 1 ч (резерв))

1 (22). Кислородные соединения хлора.

2 (23). Марганец, его кислородные соединения.

3 (24). Хром и его кислородные соединения.

4 (25). Олово и его соединения.

5 (26). Свинец и его соединения.

6 (27). Цинк и его соединения.

7 (28). Ртуть и ее соединения.

8 (29). Медь и ее соединения.

9 (30). Серебро и его соединения.

10 (31). Инертные газы.

11 (32). Итоговое повторение и обобщение.

12 (33). Контрольная работа № 2 (1 ч).

13 (34). Резерв.

Литература

Жарикова Е.А., Рыбкина Т.И. Вступительный экзамен по химии НИ РХТУ – 1998, 1999, 2000. Новомосковск: НИ РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1998, 60 с., 1999, 90 с., 2000, 108 с.;

Конкурсный экзамен по химии. Руководство для абитуриентов. Под ред. Н.Е.Кузьменко. В 6 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993;

Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977, 473 с.;

Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.;

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.;

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная Книготорговая Компания, 1997, т. 1, 448 с., т. 2, 384 с.;

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов.
М.: 1-я Федеративная Книготорговая Компания, 1998, 512 с.;

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.;

Кушнарев А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс, 1999,
160 с.;

Пилипенко А.Т. и др. Справочник по элементарной химии. Киев: Наукова думка, 1980, 544 с.;

Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 вып. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991, вып. 1, 16 с., вып. 2, 16 с., вып. 3, 16 с., вып. 4, 16 с.

А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)

Рейтинг@Mail.ru