Методическая копилка
|
Рис. 1.
|
Рис. 2.
|
Рис. 3.
|
Рис. 4.
|
Рис. 5.
|
В лабораторном опыте «Изготовление моделей молекул углеводородов (модели молекулы метана)» делаем аппликацию моделей (шаростержневой и масштабной) (рис. 6, 7), затем изготавливаем их из пластилина. В результате у учащихся создается наглядное представление, развивается пространственное воображение и образное мышление.
Рис. 6.
|
Рис. 7.
|
В теме «Алкены» на примере этилена изучается пространственное расположение атомов, электронных орбиталей атомов углерода в его молекуле, две негибридные р-орбитали находятся в плоскости, перпендикулярной плоскости молекулы (рис. 8).
Рис. 8.
|
У бензола, как представителя аренов, рассматривается пространственное положение атомов в молекуле, имеющей -скелет и единую молекулярную -орбиталь; р-орбитали, перекрываясь, дают --сопряжение (рис. 9).
Риc. 9.
|
В молекулах белков аминокислотные остатки многократно повторяются в строгой последовательности. Эта последовательность аминокислотных звеньев в линейной полипептидной цепи называется первичной, а пространственная конфигурация – вторичной структурой белковой молекулы (рис. 10).
Рис. 10.
|
Примером молекулы, строение которой объясняется sp2-гибридизацией, является молекула трихлорида бора (рис. 11).
Рис. 11.
|
Актуальность выбранной темы в том, что она помогает исключить отрицательные стороны традиционного обучения (таблица, см. с. 40).
Таблица
Отрицательные стороны традиционного обучения | Достоинства метода «Элементы игровых технологий» |
---|---|
Шаблонное построение, однообразие | Работа с ножницами снимает физическую усталость и моральное напряжение во время урока |
Нерациональное распределение времени урока | Kаждому ученику выдается лист, по которому он выполняет задание, учитель может в это время вести урок дальше |
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высокого уровня знаний перекладывается на домашнее задание | Для преодоления плоскостного представления о молекулах выявляется расположение атомов в пространстве; на уроке изготавливается аппликация модели молекулы и модель из пластилина (см. методкопилку, рис. 6, 7) |
Учащиеся изолированы от общения друг с другом | В работе принимают участие все ученики класса |
Отсутствие самостоятельности | Kаждый работает с шаблоном – обводит, вырезает,
указывает перекрывание связей и т.д. (см. методкопилку, рис. 1—11) |
Пассивность или видимость активности учащихся | Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации (через интерес игрового момента выход на результат) |
Слабая речевая деятельность (среднее время выступления ученика 2 мин в день) | При работе с текстом «жужжащее» чтение |
Слабая обратная связь | Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания по ответам и даются дополнения ответов; только учитель отслеживает массу параметров, у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке |
Усредненный подход | Kаждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний |
Отсутствие индивидуального обучения | Работает и оценивается каждый ученик |
При становлении новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, происходит смена образовательной парадигмы. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. В настоящее время существует много современных технологий обучения, например, личностно-ориентированные игровые технологии и другие. В своей практике я использую личностно-ориентированные игровые технологии в сочетании с традиционной системой.
Успешность усвоения материала с использованием различных технологий трудно представить без специального отслеживания этого процесса. Одним из аспектов педагогического мониторинга является контроль качества обучения по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта. Педагогический мониторинг обученности учащихся и современный анализ деятельности позволяют проконтролировать объективность в выставлении оценок и стиль собственной деятельности, убедиться в том, что внедрение новых технологий – необходимость и потребность учителя на современном этапе (рис. 12).
Рис. 12.
|
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно производимая в игре.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позитивной направленностью.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (схема).
Схема
Литература
Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии). Учебник для высших и средних педагогических учебных заведений. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000, 512 с.; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998, 256 с.; Лапицкий О.И. Психолого-педагогические вопросы саморазвития личности в образовательном процессе гимназии. Благовещенск: Амурский ИППК, 2000, 19 с.; Рувинский Л.Н. Учителю о педагогической технике. М., 1987, 155 с.; Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998, 435 с.; Зайцев О.С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999, 384 с.; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989, 192 с.