Мое педагогическое кредо
Я – учитель. Это стало окончательно ясно на 4-м курсе педагогического института, когда на практике в школе меня впервые назвали по имени-отчеству, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию, появилось стремление подняться к вершине, на которой написано «Учитель» с большой буквы. По окончании факультета по специальности
«Химия–биология» у меня не возникло вопроса, что
преподавать: конечно, химию. Со школьных лет этот
урок казался волшебным, особенно притягательным.
Хотелось, чтобы это поняли все, прежде всего дети.
Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и детей, и учителя. Пробирки, колбы, переходники, спиртовки, реактивы – и это неотъемлемая часть уроков химии, но, к сожалению, не каждого. Не хватает ни средств, ни 45 минут. Какие же методы и формы обучения выбрать? Какое направление работы будет оптимальным? Я осознаю, что учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна научить предмету, сформировать личность, понять ее и сделать это так, чтобы ученик не заметил, как все произошло. Сложно, но нужно. Химические знания с элементами оздоровительного плана определяют их роль в образовании молодежи, в ее подготовке к жизни, в бережном подходе к здоровью. И хотя времени на разбор сложных тем не всегда хватает, я думаю, нельзя не затрагивать темы здоровья. Ведь здоровье – это физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В элективном курсе «Химия и продукты питания» я стараюсь реализовать свои идеи. Мой девиз в этой работе: «Ученым можешь ты не быть. А вот здоровым быть обязан!» Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии не как к сложному учебному предмету, а как к уроку, связанному с бытом, питанием, здоровьем. И действительно, только проговорили, что калий – это металл, химический элемент I группы, 4-го периода периодической таблицы Д.И.Менделеева, как вдруг выясняется, что без калия происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. А проблемы таких заболеваний решаются не только с помощью лекарств, но и благодаря пище: калия много в кураге, урюке, картофеле. Но как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем ионные уравнения... При решении задач, связанных с солями, сухой язык формул превращается в удивительную головоломку: как соли влияют на организм, какая концентрация их безопасна, полезна или, наоборот, вредна. У детей возникает масса вопросов по изучаемой теме, они уже сами начинают искать литературу, копаются в журналах, приносят вырезки из газет. Эта увлеченность еще больше убеждает меня в правильном выборе методов работы и методической темы. Призовые места в городских олимпиадах, поступление по 6–10 человек из выпуска в вузы по химическим специальностям и просто благодарные слова учеников: «Оставайтесь такой же!» – окрыляют меня: я на верном пути. В смене будней есть у учителя особая миссия: не пройти мимо ученика, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей потухнуть. В повседневных заботах есть у педагога высокое назначение – отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного – это лишь часть задачи. Школьная пирамида, на вершине которой будущий гений, покоится на широком основании профориентации. И моя задача как учителя определить склонности, интересы каждого. Необязательно, чтобы ученик стал химиком. Вовсе нет! Надо разглядеть и будущего строителя, и артиста, и рабочего, и шофера. Как непросто! Необходимы профессиональные и психологические знания, эрудиция и мудрость. А значит, путь к вершине «Учитель» не завершен.
Г.Г.Вахитова,
|