Химический дивертисментСценарий КВНЗвучит музыка: «Мы начинаем КВН...» Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы играем в КВН под названием «Химический дивертисмент». «Дивертисмент» в переводе с французского означает вокально-хореографическое представление, состоящее из ряда отдельных номеров. Дивертисмент дается в дополнение к драматическим, оперным, балетным спектаклям. Все наши конкурсы будут посвящены только химии. (Ведущий представляет членов жюри.) Химия – это наука, умеющая творить чудеса, и, как всякая наука, требует к себе самого серьезного отношения. Желаем участникам показать глубину своих знаний по химии, умение их применять, проводить химический эксперимент и не забывать при этом, что вы – игроки клуба веселых и находчивых! В приветствиях команд звучат стихи на популярные мотивы песен, в том числе из фильмов «Про Красную шапочку», «Приключения Буратино». Конкурс «Приветствия команд» Команда «Химики» (9-й класс) Д е в и з: «Химичить всегда, химичить везде, химичить с водою, химичить в воде!» В и з и т н а я к а р т о ч к а: Если взяться нам упорно Припев:
(Далее следует приветствие в стихах членам жюри и соперникам.) Команда «Магия» (10-й класс) Д е в и з: «Мы не волшебники, мы только учимся». В и з и т н а я к а р т о ч к а: Кто с доброй шуткой входит в дом? Магию мы изучаем с интересом, Припев:
Маги могут поменять цвет воды в пробирке, Припев. Если ищешь новый яд и рецепт взрывчатки, Команда «Титан и Кo» (11-й класс) Д е в и з: «Мы в химии – как “Титаник” в воде». Мы начинаем КВН,
Далее следует приветствие соперникам. Экспериментальная пауза. «Дым без огня». Образование белого дыма хлорида аммония при взаимодействии в газовой фазе HCl из концентрированной соляной кислоты и NH3 из 25%-го раствора аммиака. Конкурс «Разминка» Команды приглашаются для разминки, во время которой должны задать друг другу по три вопроса. • Что объединяет оперу «Князь Игорь» и урок химии? (А.П.Бородин – композитор и химик.) • Как вы объясните понятие «химчистка»? (Контрольная работа по химии.) • Что связывает одно из направлений современной музыки и необратимый химический процесс? («Коррозия металла».) • Что может дать донор кроме крови? (Электроны.) • Зачем иногда зимой между рамами окон помещают сосуд с концентрированной серной кислотой? (Для поглощения влаги.) Экспериментальная пауза. «Несгораемый платок» Намочить платок в воде, слегка отжать, облить ацетоном и поджечь. Ацетон сгорает, а вода испаряется и защищает платок от огня. Конкурс капитанов «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду. «Воображение». При изучении органической химии необходимо обладать хорошим пространственным воображением. Чтобы проверить, насколько хорошо это качество развито у капитанов команд, им предлагается написать слово «реакция» в зеркальном отражении. «Xимический элемент». Основное понятие химии – химический элемент. Капитанам предлагается задание: в течение одной минуты разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов (9-й класс – азот (рис. 1), 10-й класс – углерод (рис. 2), 11-й класс – никель (рис. 3)). Затем, пользуясь периодической системой химических элементов, следует охарактеризовать их положение и характер.
«Какой же химик не умеет решать задачи». В помощь капитанам приглашается по одному ассистенту из команды. Задания капитанам пришлось выполнить сложные, поэтому в завершение конкурса им предлагается выпить по стакану воды. Ассистент должен после этого рассчитать, сколько молекул воды может проглотить капитан одним глотком. Экспериментальная пауза. «Огонь без спичек» Небольшое количество перманганата калия смешивают с 1 мл концентрированной серной кислоты и бросают в смесь комочек фильтровальной бумаги. Происходит реакция, смесь разогревается, и бумага вспыхивает. Конкурс – домашнее задание «Химия и хореография» Командам предлагается средствами хореографии изобразить: а) способы образования химических связей; б) три агрегатных состояния вещества; в) типы химических реакций. Конкурс болельщиков-химиков Болельщикам предлагаются названия веществ, принятые в технике, медицине или в быту, а они должны дать им химические названия, т.е. подобрать химические синонимы. Угадавший получает одну из букв, составляющих фразу «Учи химию!». Собрав все буквы, болельщики-химики складывают эту фразу.
Экспериментальная пауза. «Горение в парах воды» В круглодонную колбу (колбу Вюрца) с водой вставляют пробку с железной ложечкой и присоединяют газоотводную трубку (рис. 4, см. с. 42). Конец газоотводной трубки погружают в чашку с водой. Воду в колбе кипятят несколько минут, чтобы колба наполнилась водяным паром. В железную ложечку кладут ленту магния, поджигают магний и быстро опускают в колбу над кипящей водой. Магний продолжает гореть в парах воды: Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2. Из газообразной трубки в чашку с водой выделяются пузырьки водорода.
Конкурс «Перевертыши» Участвуют по три человека от команды. Ведущий читает текст перевертыша игрокам в течение 30 с, нужно найти правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащие названия металлов. Правильное выражение записывают на листочке. П р и м е р ы п е р е в е р т ы ш е й. 1. Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание – золото.) 2. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.) 3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.) 4. Не все то грязь, что тусклое. (Не все то золото, что блестит.) 5. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл.) 6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.) Конкурс «Угадайте вещество» Участвуют по три человека от команды. Игрокам предстоит в течение 5 мин по описанию особенностей свойств, истории открытия, сведений о применении вещества угадать, о каком веществе идет речь. Задание команде «Химики» 1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись ему как божеству. 2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. 3. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. 4. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обходились. 5. Оно в воде рождается, в воде умирает: «Из воды родится, а воды боится». 6. Его алхимический знак – ключ. 7. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «несолоно хлебавши». (Поваренная соль.) Задание команде «Маги» 1. Древние египтяне называли его «вааепере», что означает «родившееся на небе». 2. Древние копты называли его «камнем неба». 3. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца или броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения. 4. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. 5. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителям в спортивных состязаниях вручали кусок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности. 6. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься. 7. Это очень мягкий металл. Ножом, сделанным из него, не обстругаешь деревянную палочку. По имени этого металла называется период в развитии человечества. (Железо.) Задание команде «Титан и Ко» 1. Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. «Ни огнем, ни искусством» – такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности. 2. Его появлению, как отметил академик В.И.Вернадский, в научной литературе середины XVIII в. уделено внимания больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения, которые доставил сей металл, выскочив на арену жизни, словно джинн, спутав все карты алхимии и религии. 3. Его привезли в Европу из Колумбии, из дель Пинто. 4. Он был в Испании под запретом 43 года. Покупали его в основном для подделок. В 1791 г. испанский король издал указ: «Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову». 5. В чистом виде его выделил молодой лондонский врач Уильям Волластон, с увлечением занимавшийся химией, физикой, ботаникой, минералогией, кристаллографией. 6. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым, или «испанским». Дукаты самого могущественного государства – Испании – упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона. 7. В 1752 г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седьмом металле, называемом в Испании “серебришко из Пинто”». Его автор, директор шведского монетного двора Шеффер, предложил название новому элементу Aurum Album – белое золото. Предложенное им название не прижилось. Серебришко осталось серебришком, бесовским соблазном, нарушившим веру в самое святое – чистоту и неподдельность золота. Теперь это металл роскоши, «ювелирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы. (Платина.) Конкурс любителей поесть От каждой команды приглашается игрок с хорошим аппетитом. За каждый его правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл. 1. Какие химические соединения мы постоянно употребляем в пищу? (Воду H2O, соль NaCl, сахар С12Н22О11.) 2. В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний, железо, медь.) 3. Любите ли вы есть железо? Не очень? А яблоки? Да? Тогда назовите химические элементы, которые содержатся в яблоках. (Элементы – С, Н, О, N, S, K, P, Fe.) 4. Во фруктах вы более или менее ориентируетесь. Попробуйте очистить от скорлупы обыкновенное куриное яйцо, не разбивая его. (Надо опустить яйцо в 10%-ю соляную
кислоту, 5. Используя имеющиеся реактивы, получить: а) игроку команды «Химики» – «молоко»; б) игроку команды «Маги» – «малиновый сироп»; в) игроку команды «Титан и Ко» – «красное терпкое вино». (Уравнения соответствующих реакций: Конкурс – домашнее задание «Там, на химических дорожках...» Команды выступают со своими музыкальными юмористическими импровизациями на заданную тему. Завершает игру финальная песня «Что такое химия?». Что такое химия, приятель? Припев:
Что такое химия, приятель? Припев:
Химия – прекрасная наука, Припев. И.Г.Ненашева,
|