ХИМИЧЕСКОЕ ПЯТИБОРЬЕПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННЫХ ТЕМ.
|
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТЕСТАВариант I. 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – г, 5 – б. Вариант II. 1 – а, 2 – г, 3 – г, 4 – а, 5 – в. |
II. Неметаллы VIa группы
Учитель. Проведем цифровой диктант «Узнай меня». Диктант посвящен трем веществам – кислороду O2, озону O3 и сере S. Он рассчитан на два варианта:
вариант I – четные вопросы,
вариант II – нечетные вопросы.
На листах у учащихся записаны формулы веществ:
О2 – … ,
О3 – … ,
S – … ,
напротив которых они указывают номера подходящих предложений.
Диктант «Узнай меня»
1. Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза.
2. Светло-желтый порошок.
3. Лучинка в этом веществе горит ярче.
4. Порошок, не смачивающийся водой.
5. Газ, обесцвечивающий краски.
6. Газ с запахом свежести.
7. Вещество, которое в расплавленном виде растягивается, как резина.
Пластическая сера
|
8. Газ, необходимый для жизни.
9. Элемент, открытый К.Шееле, в природе встречается в виде оксидов и как простое вещество.
10. Используется для очистки воды.
11. Проявляет только окислительные свойства.
12. Проявляет восстановительные и окислительные свойства.
13. Встречается в природе в составе гипса.
14. Легко плавится.
15. Образуется при фотосинтезе.
16. Бесцветный газ без запаха.
17. Проявляет степени окисления –2, +4, +6.
18. Вещество, задерживающее ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях атмосферы.
19. Хороший диэлектрик.
20. Получают путем разложения воды электрическим током.
21. Уничтожает микроорганизмы в питьевой воде.
22. Входит в состав черного пороха.
ОТВЕТЫ К ДИКТАНТУ "УЗНАЙ МЕНЯ"Вариант I. О2 – 8, 16, 20; О3 – 6, 10, 18; S – 2, 4, 12, 14, 22. Вариант II. О2 – 3, 9, 11, 15; О3 – 1, 3, 5, 11, 21; S – 7, 13, 17, 19. |
Критерии оценки
5 баллов – 0 ошибок;
4 балла – 1–2 ошибки;
3 балла – 3–4 ошибки;
2 балла – 5–6 ошибок;
1 балл – 7–8 ошибок.
III. Применение металлов
Повторение этой темы проводится в виде игры-загадки «Маска, я тебя знаю!». (Вопросы задают ребята из другого класса.)
1-я маска. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, т. к. характер у меня очень мягкий; но многие ругают меня, называют кровожадным. Без меня нельзя обойтись, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?
(О т в е т. Золото.)
2-я маска. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?
(О т в е т. Медь.)
Медные рыцарские доспехи |
3-я маска. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я?
(О т в е т. Железо.)
Критерии оценки
5 баллов – за правильный ответ;
0 баллов – за неправильный ответ.
IV. Уравнения химических реакций
(Полоса препятствий)
Цель этого соревнования – развить умения писать уравнения реакций для цепочки превращений и активизировать знания химических свойств простых и сложных веществ.
На магнитной доске – цветок, на его лепестках – химические формулы.
Задание. Напишите как можно больше (не менее восьми) уравнений реакций между предложенными веществами.
Вариант I
S, О2, СН4, NaOH, Н2О, НСl, С6Н5ОН, Na.
Р, Н3РО4, О2, S, Н2О, Na, C2H5Сl, Р2О5, С4Н10.
ОТВЕТЫВариант I 1) 2НСl + Na = 2NaCl + H2; 2) S + O2 = SO2; 3) 2Na + S = Na2S; 4) С6Н5ОН + NaOH = C6H5ONa + H2О; 5) 2С6Н5ОН + 2Na = 2C6H5ONa + Н2; 6) 2Na + O2 = Na2O2; 7) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О; 8) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2. Вариант II 1) 4Р + 5О2 = 2Р2О5; 2) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4; 3) 2Р + 5S = P2S5; 4) 2С2Н5Сl + 2Na = C4H10 + 2NaCl; 5) 2Na + O2 = Na2O2; 6) С4Н10 + 6,5О2 = 4СО2 + 5Н2О; 7) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2; 8) 2H3PO4 + 6Na = 2Na3PO4 + 3H2. |
Критерии оценки
5 баллов – написано 8 реакций;
4 балла – 6–7 реакций;
3 балла – 5–6 реакций;
2 балла – 3–4 реакции;
1 балл – 1–2 реакции.
V. Расчеты по химическим уравнениям
УРОВЕНЬ А (3 балла)
В результате реакции, термохимическое уравнение которой
2АgNO3 (тв.) = 2Аg (тв.) + 2NO2 (г.) + О2 (г.) – 317 кДж,
поглотилось 15,85 кДж теплоты. Масса выделившегося серебра равна:
1) 1,08 г; 2) 54 г; 3) 5,4 г; 4) 10,8 г.
(Ответ. 4.)
УРОВЕНЬ В (4 балла)
К 200 г 10%-го раствора КСl добавили 50 г воды. Рассчитайте массовую долю КСl в полученном растворе.
(Ответ. 8%.)
УРОВЕНЬ С (5 баллов)
Смешали 125 мл 5%-го раствора гидроксида лития ( = 1,05 г/мл) и 100 мл 5%-го раствора азотной кислоты ( = 1,03 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата лития в нем.
(Ответ. Cреда раствора щелочная,
(LiNO3) =
2,4%.)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Раздаются тесты ЕГЭ, шесть вариантов.