Химия и медицина
Методическая разработка элективного
курса
для 10–11 классов
В наш информационный век – век модернизации
биологического и химического образования, как ни
странно, школьники обладают достаточно скудными
знаниями о своем организме, способах сохранения
здоровья и выхода из ситуаций, когда организму
требуется «ремонт». Для выявления причин
требуемого «ремонта» необходимо знать, что собой
представляет человеческий организм с точки
зрения химии и биологии, что лежит в основе
сохранения и поддержания здоровья, как помочь
своему организму справиться с простудными
заболеваниями и что лучше применить:
лекарственные или растительные препараты.
При изучении этого курса формируются понятия о
здоровье, компонентах и показателях здоровья,
факторах, определяющих здоровье
(наследственность, продукты питания, качество
среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их
действии на организм, правильном их
употреблении. Всегда необходимо помнить о том,
что «доза может убить и доза может вылечить».
Курс «Химия и медицина» позволяет погрузиться
в систему вопросов по биологии и химии:
химические свойства металлов и неметаллов,
химические реакции, химия клетки, продукты
питания, наследственность организма.
Содержание данного курса вводит учащихся в
область теоретических основ медицины, связанных
с сохранением здоровья, частично обеспечивает
профессиональную ориентацию старшеклассников, а
интерес ко всему этому способны стимулировать
следующие высказывания.
• В основе жизни лежат химические процессы, а
заболевания – это результат нарушения их в
организме, который является большой ретортой.
Т.Парацельс
• Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и
все есть лекарство. Лишь только доза делает
лекарство ядом или лекарством.
Т.Парацельс
• Жизнь – это вечное движение жидкостей
между клетками и внутри клеток. Остановка этого
движения приводит к смерти. Частичное замедление
этого движения в каком-то органе вызывает
частичное расстройство. Общее замедление
движения внеклеточных жидкостей вызывает
болезнь.
Врач А.С.Залманов, «Тайная мудрость»
• Я не степью хожу –
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.
С.Кирсанов
• Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
С.Щипачев
• Что не излечивают лекарства, то излечивает
железо, что не излечивает железо, то излечивает
огонь.
Гиппократ
Цели курса.
1. Расширить знания учащихся об организме как
химической фабрике.
2. Продолжить формирование у учащихся понимания
важности сохранения здоровья на биологическом и
химическом уровне.
3. Сформировать у учащихся навыки элементарной
медицины.
Задачи курса.
1. Актуализировать и расширить знания учащихся
по вопросам здоровьесбережения.
2. Научить школьников анализировать образ жизни
с точки зрения влияния на здоровье.
3. Выработать у учащихся навыки оценки
функционального состояния своего организма.
4. Обеспечить профессиональную ориентацию
старшеклассников.
Структура и содержание курса (34 ч)
Занятие |
Kоличество часов |
Тема
занятия |
Вид
деятельности |
Введение в курс «Химия и
медицина» (24 ч) |
1, 2 |
2 |
Почему надо лечить организм |
Лекция |
Химия и здоровье (12 ч) |
3 |
1 |
Факторы, влияющие на здоровье человека |
Беседа |
4
5 |
2 |
Формула здоровья |
Лекция, беседа |
6 |
1 |
Химические элементы и жизнедеятельность
организма |
Лекция |
7, 8 |
2 |
Для чего мы едим, и что мы едим. Питание и
болезни. Пищевая аллергия |
Беседа |
9
10
11 |
3 |
Заболевания, вызванные недостатком химических
элементов в организме |
Лекция, беседа. Сообщения учащихся |
12 |
1 |
Всему свое время (потребность организма в
химических элементах на разных этапах развития) |
Лекция |
13 |
1 |
Где «задерживаются» токсические вещества? |
Лекция |
14 |
1 |
Заболевания и группы крови |
«Kруглый стол» |
Зеркало организма (4 ч) |
15 |
1 |
Kожа. Характеристика и типы кожи. Kожные
заболевания |
Выступления учащихся |
16 |
1 |
Зубы – индикатор внутренних проблем
организма. Заболевания зубов |
Лекция |
17 |
1 |
На приеме у стоматолога |
Ролевая игра |
18 |
1 |
Медицина и косметология |
«Kруглый стол» |
Химия и медицина (9 ч) |
19 |
1 |
Развитие медицины, этапы становления |
Лекция |
20 |
1 |
Лекарства. Открытие лекарств и лекарственные
формы |
Лекция |
21
22 |
2 |
Kлассификация лекарств |
Лекция |
23 |
1 |
Лекарства и растительные препараты |
Лекция |
24 |
1 |
Аспирин, стрептоцид: химический состав, путь и
действие их в организме |
Лекция |
25 |
1 |
Препараты для сердечно-сосудистой системы |
Лекция |
26 |
1 |
Антибиотики и их действие на организм |
Лекция |
27 |
1 |
Зависимость организма от лекарств |
Дискуссия |
Биологически активные
соединения (4 ч) |
28 |
1 |
Витамины. Kлассификация, действие витаминов на
организм. Заболевания, вызванные недостатком или
избытком витаминов |
Беседа.
Сообщения учащихся |
29 |
1 |
Ферменты, их классификация, роль в организме.
Значение ферментов |
Лекция |
30 |
1 |
Гормоны. Значение гормонов. Заболевания,
вызванные недостатком или избытком гормонов в
организме. Гормональные препараты |
Лекция |
31 |
1 |
Обменные процессы в организме. Роль
водно-солевого обмена в жизнедеятельности
организма |
Лекция с элементами беседы |
Генные заболевания у
человека (3 ч) |
32 |
1 |
Генная программа человека |
Лекция |
33 |
1 |
Болезни с наследственным предрасположением |
Лекция |
34 |
1 |
Социальная среда и человек |
Беседа |
В.М.Лучинская,
учитель химии и биологии
(пос. Правохеттинский,
Ямало-Ненецкий АО)
|